ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по программе Перспектива

г. Усть-Лабинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени И.Т. Сидоренко
муниципального образования Усть-Лабинский район



УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «29» августа 2014 г.
Председатель педсовета
______________М.О. Карташева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА


по ____________________ литературе ____________________________
(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ___основное общее образование, 7 класс_____ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов ___34___ Уровень _______ базовый ________
(базовый, профильный)
Учитель ____ Дутова Марина Михайловна ____________________







Программа разработана на основе авторской программы Г.С Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева«Литература. 7 класс», изд.7-еМ.:ООО «ТИД «Русское слово»- РС»,2010_____________________________________________
Название используемой для работы программы, реквизиты (издательство, год)

1.Пояснительная записка

Программа второго вида по литературе для 7 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по литературе Г.С Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева«Литература. 7 класс», изд.7-е М.: ООО «ТИД «Русское слово»- РС»,2011 г.

Рабочая программа по литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа произведений.

Программа решает основные задачи преподавания литературы:

Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Организация обучения предполагает применение учебника «Литература». 7 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.: ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература». 7класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.

В связи с тем, что авторская программа к учебнику «Литература. 7 класс» рассчитана на 68 часов, а в учебном плане школы предусмотрено на изучение курса 34 часа, количество часов на изучение основных тем уменьшается.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Содержание раздела, темы
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1
Введение
1
1

2
Из устного народного творчества
4
2

3
Из древнерусской литературы.
2
1

4
Из литературы XVIII века.
4
4

5
Из литературы XIX века.
26
14

6
Из литературы XX века
24
9

7
Из зарубежной литературы
6
3


Итоговый урок
1



Итого
68
34


2.Содержание обучения

Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Минула Селяншювич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Л.К. Толстой. «Илья Муромец*. Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Нашамасленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки* в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигну л., л: мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория о «трех штилях» (отрывки). Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры Москва Германия Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления <<М.В. Ломоносов ученый-энциклопедист».
Г.Р. Державин
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. Фонвизин
Краткие сведения о писателе. «Недоросль», Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века
А.С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туна»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. «Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. Лермонтов
«Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В.Гоголь
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. Тургенев
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ <<Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); «Певцы» (основная тема рассказа, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. Некрасов
«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-крае-ведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одно произведение по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л.Михайлов, «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности; написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. Лесков
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков писатель будущего». * Левша*. Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. Фет
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»:
А.С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда..,», «Ночной зефир...», «Зимняя дорога»; М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...»; А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще весны душистой нега...»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; Я.П. Полонский. «Ночь»; А.Н. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...» и др.
А.П. Чехов
«Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
«О Русская земля...»: стихи о России поэтов XIX XX веков
Для чтения и обсуждения:
А.К. Толстой. «Илья Муромец» и два стихотворения по выбору;
Я.П. Полонский. «В альбом К. Ш...»; А.А. Ахматова. «Молитва»; В.Хлебников. «Мне мало надо...»; И.Северянин. «Родник».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XIXXX веков.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из литературы XX века
М. Горький
«Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Дан-ко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)*.
И.А. Бунин
«Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. Куприн
«Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
В.В. Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. Есенин
«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я>> и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. Шмелев
«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. Пришвин
«Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. Паустовский
«Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля », «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А.Заболоцкий
«Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. Твардовский
«Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...», «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные типы чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»;
А.А.Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Б.А. Васильев
«Экспонат №...» Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. Шукшин
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» (два рассказа по выбору). Внутренняя простота и нравственная высота героев.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, автор).
Краеведение: Сростки малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
«Мне о России надо говорить...»: стихи о России поэтов XX века
Для чтения и обсуждения:
Я.В. С мел я ков. «История»;
А.Я.Яшин. «Не разучился ль...»
Р.А. И патова. «Как хорошо, что есть на свете дом...»;
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»;
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.Бернс
Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Мацуо Басё
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Р.Л. Стивенсон
Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине). «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак переводчик».
А. Сент-Экзюпери
Краткие сведения о писателе. «Планета людей» ( «Линия», «Самолет», «Самолет и планета» по выбору). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Я.Купала
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский –переводчики Я. Купалы.
3. Требования к подготовке учащихся по предмету

Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

4. Формы и средства контроля
наблюдение, беседа,
фронтальный опрос,
опрос в парах,
чтение наизусть,
тесты,
анализ текста,
исследовательские работы,
устные рассказы по плану, сочинения.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Основная литература
Литература.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин.8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», - 2012г
Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.

Дополнительная литература
Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012.

6. Перечень основного оборудования
Мультимедиапроектор.
Словари.
Универсальный портативный компьютер.
Учебно-методический комплекс по литературе.
Экран настенный.

Образовательные электронные ресурсы:
Античная литература. http://pergam.chat.ru/
Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://writerstob.narod.ru
Древнерусская литература. http://www.pisatel.org/old/
Древнерусская литература. http://drevne.ru/lib
Классика. http://www.klassika./
Урок литературы.http://mlis.ru/





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1заседания ШМЦ зам. директора по УВР
от « 20 » августа 2014 г. « 20 » августа 2014 г.
Руководитель _______ Г.В.Запара __________Г.А. Ледовская









Согласовано
Заместитель директора по УВР
Г.А. Ледовская
« 20 » августа 2014 г.



г. Усть-Лабинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени И. Т. Сидоренко
муниципального образования Усть-Лабинский район




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

по ___________ литературе ___________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс __________7_________________________________________

Учитель __________ Дутова Марина Михайловна _________________

Количество часов: всего ___34______ часов; в неделю ___1____ час;







Планирование составлено на основе рабочей программы II вида «Литература. 7 класс», разработанной учителем русского языка и литературы М.М.Дутовой и утвержденной решением педсовета МБОУ СОШ № 6 имени И.Т. Сидоренко, протокол № 1 от «29» августа 2014 года


№ урока

Содержание раздела, темы

Количество часов
Дата проведения
Использование учебного,
учебно-наглядного оборудования




План
Факт



Введение
1




1
Своеобразие курса литературы в 7 классе. Литературные роды. Жанры. Личность автора, его позиция.
1
03.09.

ПК, мультимедийный проектор, таблица «Литературные роды, жанры»


2. Из устного народного творчества
2




2
Понятие о былине. Новгородский цикл былин. Отражение в былине народных представлений о нравственности. Киевский цикл былин. Бескорыстное служение Родине и народу.
1
10.09.

ПК, мультимедийный проектор, документ-камера
Телевизор

3

Понятие о русской народной песне. Обрядовая поэзия.
Лирические песни. Лиро-эпические песни. Лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка в песне.
1
17.09.

ПК, мультимедийный проектор


3. Из древнерусской литературы.
1




4
Поучительный характер древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.
1
24.09.

ПК, мультимедийный проектор


4. Из русской литературы XVIII века
4





М.В. Ломоносов
1




5
Классицизм. М. В. Ломоносов. Оды. Теория о трех штилях. «О вы, которых ожидает» Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа.
1
01.10.

Таблица «Особенности классицизма», телевизор


Г. Р. Державин
1




6
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судьям»
1
08.10.

ПК, мультимедийный проектор


Д.И. Фонвизин
2




7


Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.
1
15.10.

ПК, мультимедийный проектор

8

Образование и образованность; воспитание и семья в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Сочинению по пьесе.
1
22.10.

ПК, мультимедийный проектор


5. Из русской литературы XIX века
27





5.1. А.С. Пушкин
2




9

А.С. Пушкин. Стихотворения. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. «Песнь о вещем Олеге». Мотивы судьбы. Вера и суеверие
1
29.10.

ПК, мультимедийный проектор

10

Образ Петра и тема России в поэме «Полтава».
ВН.ЧТ. «Повести Белкина». «Станционный смотритель»
1
12.11.

ПК, мультимедийный проектор



5.2. М.Ю. Лермонтов
2




11
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина»: проблематика и основные мотивы. «Песня про царя Ивана Васильевича». Сюжет поэмы и его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти.
1
19.11.

ПК, мультимедийный проектор

12
Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне». Калашников и Кирибеевич. Особенности языка поэмы.
1
26.11.

ПК, мультимедийный проектор


5.3. Н.В.Гоголь
1




13
Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель». Тема города и «маленького человека»
Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл и авторская ирония, роль детали
1
03.12.

ПК, мультимедийный проектор


5.4. И.С.Тургенев.
2




14
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Нищий», «Русский язык»: тематика, художественное богатство стихотворения.
1
10.12.

ПК, мультимедийный проектор

15
Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.
«Певцы»: основная тема рассказа, талант народа
1
17.12.

ПК, мультимедийный проектор


5.5. Н.А. Некрасов.
2




16
Н.А. Некрасов. Основная проблематика произведений.
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
1
24.12.

ПК, мультимедийный проектор

17
Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Тема подвига русских женщин,
отправляющихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь
1
14.01.

ПК, мультимедийный проектор


5.6. М.Е. Салтыков-Щедрин
1




18
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Особенности сказки. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета, проблематики сказки.
1
21.01.

ПК, мультимедийный проектор


5.7. Л.Н. Толстой
1




19
Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.
1
28.01.

ПК, мультимедийный проектор


5.8. Н.С. Лесков
1




20

Н.С.Лесков. Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова
1
04.02.

ПК, мультимедийный проектор


5.9. А.А. Фет. Произведения русских поэтов XIX века о России
1




21
А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».
Произведения русских поэтов XIX века о России.
1
11.02.

ПК, мультимедийный проектор


5.10. А.П. Чехов
1




22

А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон». «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.
1
18.02.

ПК, мультимедийный проектор


6. Из литературы XX века
9





6.1. А.М.Горький
1




23
А. М. Горький. Повесть «Детство». Становление характера мальчика.
«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»): контраст как основной приём раскрытия замысла.
1
25.02.

ПК, мультимедийный проектор


6.2.И.А.Бунин.
1




24
Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер». «Как я пишу».
«Кукушка»: смысл названия, образы-персонажи, образ природы. Основные проблемы рассказа.
1
04.03.

ПК, мультимедийный проектор


6.3. А.И.Куприн
1




25
А.И.Куприн. «Куст сирени». Художественная идея рассказа. Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героев. ВН.ЧТ . А.И.Куприн «Allez!»-рассказ о цирке и цирковых артистах.
1
11.03.

ПК, мультимедийный проектор


6.4. В.В.Маяковский
1




26
В.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения.
1
18.03.

ПК, мультимедийный проектор


6.5. С.А.Есенин. И.С.Шмелёв.
1




27
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора в стихотворениях.
И.С.Шмелев. Слово о писателе. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня»
1
01.04.

ПК, мультимедийный проектор



6.6. М.М.Пришвин. К.Г.Паустовский. Н.А.Заболоцкий.
1




28
М.М.Пришвин. «Москва-река»: родина, человек и природа в рассказе.
К.Г.Паустовский. «Мещёрская сторона»: мир природы и человека.
Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея.
1
08.04.

ПК, мультимедийный проектор


6.7. А.Т.Твардовский
1




29
А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса. «Василий Тёркин» - книга про бойца. Глава «Переправа»: характеристика главного героя. Роль повтора.
1
15.04.

ПК, мультимедийный проектор


6.8. Лирика поэтов – участников ВОВ.
Русские поэты XX века о России.
1




30
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны. Н.П.Майоров, Б.А.Богатков, М.Джалиль, В.Н.Лобода.
1
22.04.




6.9. Б.Л.Васильев. В.М.Шукшин.
1




31
Б.Л.Васильев. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе «Экспонат №»
В.М.Шукшин. Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Рассказ «Чудик».
1
29.04.

ПК, мультимедийный проектор


7. Из зарубежной литературы
3




32
У.Шекспир. Темы и мотивы сонетов
Р.Бёрнс. Основные мотивы стихотворений.
1
06.05.

ПК, мультимедийный проектор

33
Р.Л.Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» (ч.3 «Мои приключения на суше»).
Поэт-странник Мацуо Басё.
1
13.05.

ПК, мультимедийный проектор

34
Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей»: основные события и позиция автора.
Янка Купала. Судьба белорусского народа в стихах.
1
20.05.

ПК, мультимедийный проектор












Заголовок 315