Родительское собрание Роль семьи в сохранении психологического здоровья


Родительское собрание
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.
Задачи:
раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье»;
акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка;
организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
способствовать выработке новых навыков общения с ребёнком.
Подготовительная работа: с детьми: рисуночный тест «Рисунок семьи» метод Кармана; анкетирование.
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт всем нам радость общения и заставит задуматься об очень важных вопросах воспитания детей.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Слайд №1)
Прежде чем начать разговор, я хотела бы провести небольшой тест. Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, внимательно слушать меня и точно выполнять инструкции.
Попрошу Вас:
- закрыть глаза;
не открывая глаз, согнуть лист пополам;
не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;
не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;
не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;
не открывая глаз, оторвать верхний левый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные, но самые родные и любимые.
Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку.
Продолжите фразу: « Мой ребёнок лучший, потому что…» (Слайд№2)
Действительно, для каждой мамы свой ребёнок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, самый родной, самый лучший. Родители мечтают о счастливом будущем своего дитя.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребёнок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и богаче.
От нас во многом зависит, каким человеком станет наш ребёнок.. Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Ещё в древности один поэт сказал:
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит».
Совсем недавно я провела классный час, где дети рассуждали, что такое счастливая семья (выдержки из высказываний детей).
Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (Психологи считают, что ребёнка нужно обнимать не менее 12 раз в день.)
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются: (Слайд№3)
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
беседовать на интересующие всех темы;
вместе выполнять домашнюю работу;
подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
открытость семьи, гостеприимство.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.
Портрет психологически здорового ребёнка. (Слайд№4)
1.Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
2.Ребёнок испытывает чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
3.Ребёнок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких людей и значимых для него лиц.
4.Обладает устойчивым чувством «Я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
5. Способен к сопереживанию.
6.Не проявляет выраженных чувств ревности и зависимости при наличии чувства – доброжелательности к людям.
7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?
К сожалению, очень часто в школу стали приходить дети педагогически запущенные, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему так происходит? Причин много.
Назову некоторые: (Слайд№5)
слабое физическое развитие;
дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
частые конфликтные ситуации в семье;
пьющие родители;
неполные семьи;
и др. …
Во многих семьях родителям не хватает времени на общение с детьми.
Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребёнка, которые выделены учёным психологом А.И. Захаровым. Факторы социально-культурного характера: (Слайд№6)
ускорение темпа жизни;
дефицит времени родителей;
недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
загруженность родителей и невротизация взрослых;
неумение решать внутриличностные конфликты.
Социально-экономические факторы: (Слайд№7)
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
ранний выход матери на работу.
Социально-психологические факторы: (Слайд№8)
дисгармония в семейных отношениях;
дисгармония в семейном воспитании;
нарушение в сфере детско-родительских отношений.
Вследствие нарушения психологической безопасности ребёнок может оказаться в стрессовом состоянии.
Давайте рассмотрим признаки стрессового состояния, чтобы помочь ребёнку, каждый родитель должен знать признаки такого состояния. (Слайд№9)
Трудности с засыпанием, неспокойный сон
Частая усталость
Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности
Беспокойство, непоседливость
Частое проявление упрямства, капризов
Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец
Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
Стремление к уединению
Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук
Дневное или ночное недержание мочи
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находиться в психоэмоциональном напряжении.
Если Вы замечаете что-то из перечисленного у своего ребёнка, возможно, стоит обратиться к специалистам.
Тест для родителей «Меры заботы». (Слайд№10)
Этот тест поможет разобраться, насколько верна ваша родительская позиция по отношению к ребёнку.
Опросник «Меры заботы».
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и её недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция. Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу. "Категорически не согласен"-1 балл. "Я не спешил бы с этим согласиться"- 2 балла. "Это, пожалуй, верно"-3 балла. "Совершенно верно, я считаю именно так"- 4 балла.
Родители должны предвидеть все проблемы ребёнка, чтобы помочь ему их преодолеть.
Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьёй.
Маленького ребёнка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
Когда ребёнок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
Хорошо, если ребёнок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
Воспитание - это тяжёлый труд.
У ребёнка не должно быть тайн от родителей.
Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.
Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.
Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, всё происходило бы менее организованно.
В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку.
Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребёнок себе в друзья.
Обработка результатов
Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребёнка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые всё выполняют за ребёнка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления всё более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребёнку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без вас". От 25 до 40 баллов. Вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений. Если вы набрали менее 25 баллов, то явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы.
Обыгрывание проблемных ситуаций.
Работа над собой и воспитание ребёнка – сложные процессы. Для закрепления услышанного сегодня на собрании предлагаю рассмотреть жизненные ситуации и предлагаю найти правильное педагогическое решение.
Используя бланк «Родительские установки» попробуйте найти выход из создавшейся ситуации.
Родительские установки. (Слайд№11)
Негативные установки Последствия Позитивные установки
Горе ты мое! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты. Радость ты моя!
Нытик, плакса! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность. Поплачь, станет легче!
Ты копия своего папочки! Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями. Папа у нас замечательный!
Мама у нас умница!
Неумейка, откуда только у тебя руки растут! Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности. Попробуй ещё раз, и у тебя получится!
Давай попробуем вместе!
Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику. Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна. Я тебя всё равно люблю!
Но мне очень неприятно – постарайся так больше не поступать!
Займись чем -нибудь, отстань. Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займёмся.
Задания для родителей.
Ситуация 1. Ребёнок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
Ситуация 2. У вас важный разговор с приятельницей (приятелем). Ребёнок постоянно вас перебивает.
Ситуация 3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
Давайте проверим, умеете ли Вы поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее его глазами, учесть его точку зрения?
Закончите предложения так, как, на ваш взгляд, закончил бы Ваш ребёнок: (Слайд№12)
«Мне бывает очень радостно, когда…»
«Я очень грущу, когда…»
«Мне бывает страшно, когда…»
«Я сержусь, когда…»
«Мне бывает стыдно, когда…»
Сравните Ваши ответы и ответы, данные вашими детьми (родителям раздаются анкеты детей).
Степень совпадения ответов будет говорить о Вашей способности взглянуть на происходящее глазами ребёнка, о понимании его эмоционального состояния.
Пожелание детей в форме письма для своих родителей. Слайд№13)Зачитаю пример одного из вариантов. «Мамочки и папочки, мне бы очень хотелось, чтобы вы ласкали и обнимали меня много-много раз в день. Вечером я хочу разговаривать и играть с вами, ведь это так весело. И ещё: если вы обещаете что-то, то выполняйте, а то я перестану верить вам. Если у вас неприятности и плохое настроение, скажите мне, и я поиграю один, а потом пожалею вас. Не говорите мне, что я плохой, а лучше скажите, что я хороший. Тогда мне будет спокойно, я буду любить тебя тоже».
Закончить нашу встречу, я хочу словами Александры Фёдоровны Романовой.
Из дневника государыни императрицы Александры Фёдоровны Романовой.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни.
Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново.
Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело пестовать их, формировать их характер, вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.
Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог даёт часто, а что-то один раз. Проходят и снова возвращаются времена года. Расцветают новые цветы. Но никогда не приходит дважды юность. Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Заключительная часть.
Одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях, понимают, умеют слушать, чувствовать.
Именно в семье ребёнок может найти взаимопонимание и доверие.
Наша встреча подошла к концу. У меня в руках мягкая игрушка. Я прошу каждого из вас, передавая её друг другу, высказаться по следующим вопросам:
Насколько полезна и значима для вас информация, полученная сегодня?
Что нового приобрели на нашей встрече?
Принципы общения с ребёнком. (Слайд№14)
Безусловно, принимать ребёнка.
Активно слушать его переживания и потребности.
Бывать (читать, играть, занимать) вместе.
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами (значит доверять).
Конструктивно решать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10.Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.