Программа по самообразованию по теме «Использование современных информационных технологий в начальной школе»


МКОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1имени генерал-майора Г.Ф.Тарасова.
Программа самообразования
учителя начальных классов
Петровой Альбины Александровны
2013-2017 гг..
  с.Мокроусово
Паспорт программы
1.Наименование программы «Использование современных информационных технологий в начальной школе»
2.Заказчик программы МКОУ МСОШ №1
3.Разработчик программы – учитель начальных классов Петрова Альбина Александровна
4.Цель программы :
Цели:       1) повышение качества учебного процесса;
                2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.
5. Задачи программы - совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,- развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия
                    для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся
 - повысить качество преподавания на основе внедрения новых                    информационных технологий;
 - фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
6. Основные направления реализации программы
Профессиональное
Психолого-педагогические
Методическое
Информационно-компьютерные технологии
Охрана здоровья
7.Сроки реализации программы – 2013-2017 года
8.Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Результат самообразования• повышение качества преподавания• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.• разработка новых форм, методов и приемов обучения• доклады, выступления• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей• создание комплектов педагогических разработок• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
ВИЗИТКА УЧИТЕЛЯ
  Общие сведения об учителе.
1. Ф. И. О. год рождения ………. Петрова Альбина Александровна
2. Образование …………………… среднее специальное, окончила Курганское педагогическое училище 28 июня 1989г.
3. Специальность ………………… преподавание в начальных классах
4. Квалификация …………………. учитель начальных классов
5. Трудовой стаж ………………… 25 лет
6. Педагогический стаж …………25 лет
7. Работаю учителем …………. начальных классов в МКОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа № 1 с 2004года
8. Нагрузка ……………………… постоянно имею учебную нагрузку в размере ставки.
9. Категория ……………………… имею высшую квалификационную
категорию, присвоенную в 2013 году.
Курсы повышения квалификации
1.Повышение предметной квалификации педагогов в системе курсовой подготовки
ИРОСТ (вне рабочего места).
Место проведения курсов Год Проблематика курсов
ИРОСТ 2012
72 ч. Курсы повышения квалификации по теме «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами предметов учебного плана в условиях реализации ФГОС »
ИРОСТ 2012
72 ч. Курсы повышения квалификации по проблеме «Урок в свете требований ФГОС НОО»
2.Повышение предметной квалификации педагогов в системе курсовой подготовки ИРОСТ (на рабочем месте).
МКОУ СОШ №1 с. Мокроусово 2011
2 ч. Курсы по теме “Особенности реализации начального образования в условиях внедрения ФГОС НОО”
МКОУ СОШ №1 с. Мокроусово 2011
3 ч. Вебинар на тему “Формирование УУД средствами курса “Литературное чтение системы Занкова”.
МКОУ СОШ №1 с. Мокроусово 2013
24 ч. Областной постоянно-действующий семинар на тему
“Реализация ФГОС НОО средствами вариативных образовательных систем и программ”
3.Повышение предметной квалификации педагогов в системе методической работы
Каждую четверть Диагностирование труда
2009 год
2009 год
2010 год
Теоретические семинары:
1.«Применение ИКТ на уроках в начальной школе »
2. «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»
3. «Развивающее обучение в начальной школе»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка.
Тема по самообразованию:
«Использование современных информационных технологий в начальной школе»
Срок работы над темой - 4 года (2013 – 2017гг.)
Актуальность темы:
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологийВ условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями обучения и воспитания. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные
Цели:       1) повышение качества учебного процесса;
                2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.
Задачи:   1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия
                    для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся
                2) повысить качество преподавания на основе внедрения новых                    информационных технологий;
               3) фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
Механизм реализации:Портфолио;Творческое объединение учителей;Различные формы методической работы.
Методы самообразовательной работы по программе:-теоретический анализ ФГОС второго поколения, литературы по изучаемой проблеме, -анализ учебных программ; -обобщение эффективного педагогического опыта; -анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности учителей. Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;-методические практикумы в школах;-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы; -подготовка к аттестации;- научно-практические конференции;-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;- освоение информационных технологий образования и воспитания;-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;- проведение самоанализа деятельности учителя , рефлексия своего опыта.Этапы работы по программе:1 этап - информационно-мотивационный ( 2013-2015 учебный год) 2 этап - организационно-практический (2016-2017 учебный год)
Источники самообразованияИсточники знаний:• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, др.)• Научно-методический журнал «Начальная школа», приложение газеты «Первое сентября» «Начальная школа»;.• Интернет• Семинары и конференции• Мастер-классы• Мероприятия по обмену опытом• Курсы повышения квалификацииСоставляющие процесса самообразования педагога•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры
Виды деятельности способствующие профессиональному росту педагога:• Чтение методической, педагогической и предметной литературы• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету• Изучение информационно-компьютерных технологий• Общение с коллегами в школе, районе и в Интернете.• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Результат самообразования• повышение качества преподавания• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.• разработка новых форм, методов и приемов обучения• доклады, выступления• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей• создание комплектов педагогических разработок• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме. Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Срокиреализации
Профессиональное 1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.5. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.6.Успешно проходить аттестацию на категорию.7. Разработать рабочие программы по своим предметам. 2013-2017г.Регулярно1раз в 5 летежегодно
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.2. Знакомиться с новыми формами, методами и приѐмами обучения.3.. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.4. Организовать работу с одарѐнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет.6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.8. Создать папку лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий. регулярно
Информационно-компьютерные технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. регулярно2013-2017г.
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.2. Вести здоровый образ жизни. регулярно
Литература по теме:
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников.
Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании»(http://www.smartboard.ru/)
сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…»(http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/) 
Авдеева С. М., Уваров А. Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. – 2007.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/.