Обобщение опыта по теме Использование современных технологий на уроках математики

Обобщение опыта педагогической деятельности
по теме «Использование современных технологий на уроках математики»
Якоб Ольги Анатольевны
учителя математики МБОУ «Городищенская ООШ»


"Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель"
К. Д. Ушинский


В 2002 году, после окончания математического факультета Исилькульского педагогического колледжа по специальности «Учитель математики», я пришла на работу в Городищенскую школу, где и работаю уже тринадцатый год.
За все годы работы в школе накопила определенный опыт обучения учащихся математике, работала по различным программам и учебникам. Считаю, что главной целью моей педагогической деятельности в обучении математике является не только обучение учащихся предмету, но и развитие общих способностей, умений и навыков учащихся. За годы преподавания в школе убедилась в том, что отношение к математике сильно изменилось в нашем обществе и, конечно, у учащихся. Изучение математики в основной школе у многих людей оставляет не самые приятные воспоминания, многие считают, что математика скучна, а математические знания мало кому пригодятся в дальнейшем. Хотя, если задуматься, именно на уроках математики формируются общие умения и навыки, которые необходимы для существования человека в социуме, так как изучение этого предмета предполагает не только запоминание и воспроизведение, но узнавание, понимание и анализ. Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять и исправлять ошибки и так далее. Перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Поэтому стараюсь передать своим ученикам мою любовь к математике, прививать им интерес к этому предмету.
В своей работе использую следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Основную образовательную программу основного общего образования МБОУ «Городищенская ООШ».
Стратегию развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Учебный план МБОУ «Городищенская ООШ».
Рабочие учебные программы.
Анализ результатов педагогической деятельности показывает, что уровень обученности учащихся по предмету "математика" стабильно составляет 100%.
Показатель качества знаний учащихся с 2012 по 2015 годы 40 – 51 %. Проведение постоянного мониторинга качества знаний учащихся, использование современной дифференциации педагогического воздействия, позволяет вызвать интерес, замотивировать учащихся на изучение предмета.
Урок математики имеет свою специфику, содержание урока разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. С этой целью применяю различные типы уроков: урок изучения нового материала, урок применения знаний, урок проверки знаний. В 5-6 классах провожу такие уроки, как урок-соревнование, урок-сказка. В старших классах – уроки-лекции, уроки-зачеты.
Стабильные положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в своей работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а именно информационно-коммуникативной технологии, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающих технологий в сочетании с личностно – ориентированным подходом; применению различных тестовых заданий, дидактического материала разного уровня сложности.
Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе помогло мне активизировать внедрение ее в учебном процессе со школьниками. В 2008 году прошла обучение по программе Intel «Обучение для будущего», что помогло в применении новых информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Использую в своей работе интернет - материалы, компьютерные презентации, которые делаю сама, а также уже готовые, размещенные в сети Интернет. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширять возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся (особенно на уроках геометрии);
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Я заметила, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока:
устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
на этапе первичного закрепления;
при объяснении нового материала;
на уроках обобщения по изученной теме.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся – как одному из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации мыслительной деятельности учащихся.
При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках математики применяю следующие виды творческих самостоятельных заданий:
составление задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
реферат, доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов;
проект.
Проект разрабатывается в течение серии занятий (длительность определяется наличием мотивации учащихся и сложностью проектной задачи) и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы, при которой добываются и актуализируются знания, отрабатываются и демонстрируются практические знания.
По завершению проекта идет его защита. Результат оценивается всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят и оценивают работы других. В ходе таких просмотров происходит анализ и своего проекта: идет сравнение, переоценка, намечаются пути коррекции. В ходе всей работы я выполняю роль консультанта, коллеги, помогаю организовать различные виды деятельности.
Самостоятельная практическая работа над проектом сплачивает ребят, позволяет выявлять скрытые интересы и возможности каждого, способствует правильному выбору профессии. Выработка умения правильно оценивать свои возможности и не пасовать перед трудностями, умение доводить начатое дело до конца, развитие самостоятельности и умения принимать неординарные решения.
Не менее значимой считаю применение на своих уроках технологии проблемного обучения. Данная технология способствует развитию активной позиции обучающихся, творческого и критического мышления, интеллектуальных способностей. Для этого создаю в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию умелой постановкой вопроса. Перед учениками ставлю вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?». Кроме того, даю выполнить проблемное задание, имеющее выраженную практическую направленность. Например, в 5 классе на обобщающем уроке по теме «Умножение десятичных дробей» предлагаю обучающимся посчитать расходы за электроэнергию в каморке Папы Карло по современным ценам. Постоянная постановка проблемных ситуаций приводит к тому, что ребёнок не «пасует» перед проблемами, а стремится находить решения, что является очень важным качеством для успешности не только в учении, но и в любых жизненных ситуациях. В итоге этого происходит творческое овладение знаниями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Результатом использования данной технологии является эффективное творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей обучающихся.
Считаю, лучший способ организовать внимание учащихся связан не с применением как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Этого мне помогает добиться применение личностно – ориентированных технологий.
Цель которых заинтересовать каждого обучающегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; развивать творческий потенциал обучающихся, индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
Проанализировав данные учащихся в классе, я сформировала 3 группы учащихся, по-разному относящихся к математике.
Группа № 1 - обучающиеся, имеющие хорошие математические способности.
Группа № 2 - обучающиеся, имеющие средние математические способности.
Группа № 3 - обучающиеся, имеющие низкие математические способности.
Состав группы не закреплен навсегда. Всегда можно перейти из одной в другую в соответствии с результатами обучения.
Самостоятельные работы обычно разделяю на три уровня: решение по образцу (для группы № 3; выделение, нужного ответа из нескольких (для группы № 2); работа с дополнительным материалом (для группы № 1). Во время самостоятельных работ практикую следующий прием: обучающийся выполнивший задания уровня 3, поднимают руку для проверки. При правильном ответе ученик может попробовать уровень 2. Обучающиеся, выполнившие задания уровня 1, становится экспертом и помогает в проверке заданий уровня 3 и 2. Этот прием позволяет в течение урока проверить и оценить большинство работ. Часто учащимся даю дифференцированную домашнюю работу (особенно практическая часть). Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.
Ни один урок не проходит без применения здоровьесберегающих технологий. Данные технологии позволяют создать в классе условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, условия комфортности и защищённости для каждого ребёнка.  
Очень важна правильная организация учебной деятельности. Поэтому я строю свои уроки, ориентируясь на:
1) строгую дозировку учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Разноуровневые задания, которые я часто практикую в своей работе, также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Иногда провожу физминутки, которые переплетаются с заданиями на уроке, что вызывает дополнительный интерес к предмету.
Результатом является профилактика таких распространенных заболеваний как близорукость, сколиоз, наблюдается уменьшение утомляемости обучающихся на уроке.
Результаты работы по теме «Применение здоровьесберегающих технологий как фактор создания комфортных условий обучающихся» представила на ШМО (2014 г.).

Кроме уроков я занимаюсь внеурочной деятельностью по предмету, так как понимаю важность внеклассной деятельности, которая наряду с другими средствами повышает мотивацию к изучению предмета и успеваемость учащихся.
В последние годы наблюдается стабильность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях, выставках школьного уровня. Для этого, в системе урочной и внеурочной деятельности использую широкий спектр конкурсных мероприятий различной направленности: интеллектуальные игры, КВНы, викторины, брейн-ринги и т.д., способствующие формированию познавательного интереса к предмету.
Повышается и доля участников муниципального уровня (положительная динамика составила 11 %) за счет того что, в ходе традиционных школьных предметных недель обучающимся предлагаются задания, выполнение которых требует как определенных интеллектуальных способностей, так и более глубокого изучения соответствующих учебных тем.
Целенаправленная, системная работа с одаренными детьми благодаря использованию разнообразных творческих приемов и средств, привлечение художественных, музыкальных, учебно-исследовательских способностей детей, влияние на творческий потенциал учеников, дает положительные результаты. Главные из которых – желание учащихся заниматься научным трудом и принимать участие в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах повышенного уровня: федерального и международного (положительная динамика составила 15 %).
Учащиеся, под моим руководством, становятся победителями и призерами в различных конкурсах: международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру», в общероссийском конкурсе «Альбус», «Физтех», «Пятерочка», «Вопросита», «Лисенок». Два учащихся стали призерами XIII и XY научно - практической конференции школьников с работой «Музыкальная математика и мои способности» (2013 г., 2015 г.).
На протяжении нескольких лет в 9 классе мною ведется индивидуально - групповое занятие «Преобразование графиков элементарных функций», которое разработано на основе программы О. К. Плетнева, Москва, «5 за знание», 2006 (протокол № 3 заседания школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики от 04. 09. 2009 г.)
Цель курса:
прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и их графиками, представить систематизацию функций не по видам, а по методам построения их графиков;
систематизировать знания учащихся по данной теме с целью подготовки к экзамену.
Работа в данном направлении дает положительные результаты. Все обучающиеся успешно проходят итоговую аттестацию. При 100% успеваемости качество в 2013-2014 уч. году составило 40 %, в 2014-2015 уч. году – 47 %.
Одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, как учитель, это совершенствование профессионального мастерства через самообразование и обмен опытом. Активно участвую в работе ШМО, выступила на заседании районной проблемной лаборатории учителей математике «Технология и методика подготовки к ЕГЭ по математике» по теме "Преемственность между различными ступенями обучения" (2013 г.).
Одним из показателей результативности учителя считаю участие в профессиональных конкурсах:
- приняла участие во Всероссийской научно - практической конференции (с международным участием) «Актуальные проблемы методики обучения математике в школе» с докладом по теме «Элементы теории чисел на уроках и дополнительных занятиях». Статья вошла в сборник «Актуальные проблемы методики обучения математики в школе » (2011 г.);
- приняла участие в областном телекоммуникационном проекте «Разрабатываем современный урок геометрии в 7 классе» (2014 г.);
- участвовала в муниципальных педагогических чтениях - «Опыт использования ИКТ в образовательном процессе» в номинации «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках, занятиях» (2012 г.);
- выступила на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Самообразование - основа успешной работы учителя» (2015 г.).
Охотно участвую в конкурсах методических разработок:
- представила разработку урока на всероссийский конкурс методических разработок «Современный учитель» и получила положительную экспертную оценку представленной разработки (2013 г., 2014 г.);
- представила разработки уроков на муниципальный конкурс методических разработок педагогов по вопросам реализации ФГОС в образовательных учреждениях в номинациях «Разработка урока в рамках реализации ФГОС для основной школы» и «Разработка внеурочного занятия», данные разработки отмечены грамотами лауреата (2014 г.);
- представила разработку на муниципальный конкурс методических разработок уроков и занятий внеурочной деятельности «Работаем по ФГОС» в номинации «Разработка урока в рамках реализации ФГОС для основной школы», данная разработка отмечена дипломом 1 степени (2015).
Активно принимаю участие в образовательных семинарах, курсах, проектах. На курсах повышения квалификации как стационарных, так и дистанционных я получила новые знания по применению современных технологий, эти знания я использую в урочной и внеурочной деятельности (2014 г.).
Всё это даёт возможность получать необходимую информацию, общаться с коллегами, обмениваться опытом по актуальным вопросам, а также применять современные технологии для повышения собственной профессиональной компетентности.
Считаю, что участие в профессиональном конкурсе "Учитель года России" позволит мне обобщить итоги своей работы, повысить профессиональную компетентность и наметить пути дальнейшего самообразования и саморазвития.