Технология разработки и составления индивидуального маршрута учащегося начальной школы


Технология разработки и составления индивидуального маршрута учащегося начальной школы
Одна из задач и современного образования- это формирование универсальных способностей личности.
Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.
Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.
ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.
Все результаты развития учащегося фиксируются в индивидуальной карте динамического развития.
ИОМ может разрабатываться как для сильного ученика, так и для слабого. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребёнка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Разработка и реализация ИОМ конкретного ученика осуществляется в определённой последовательности.
1 этап:
Психолого-педагогическая диагностика уровня развития ученика и его индивидуальные особенности.
Диагностика ведётся в двух направлениях: педагогическая и психологическая.
Целью проведения педагогической диагностики является получение достоверных данных о сформированности предпосылок овладению грамотой и математикой.
С этой целью перед началом обучения детей, была проведена входная диагностика готовности первоклассника к обучению в школе по 5 методикам:
Рисунок человека, графический диктант, образец и правило, первая буква, тест отношений к школе «Домики».
Педагогическая диагностика позволяет учителю адекватно и объективно оценить стартовый уровень возможностей ребёнка и отследить его достижения (неудачи) к концу обучения в 1 классе, выстраивая индивидуальный маршрут сопровождения, помогающий учителю заметить трудности ученика или же построить работу с учётом одарённости своих питомцев.
Данные педагогической диагностики позволят учителям с первых дней знакомства с ребёнком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы с классом ещё до систематического обучения.
Дополнительно мной была проведена психологическая диагностика развития восприятия, внимания, памяти.
По результатам входной диагностики сводных данных готовности к обучению и первичной диагностики сформированности УУД были спроектированы индивидуальные образовательные траектории развития учащихся.
Для сравнения я возьму одного ученика с низким уровнем готовности (условно: ученик 1) и ученика с высоким уровнем готовности (ученица 2).
Отмечаю уровень результатов готовности к школе в карте динамического развития.
(столбец: результаты входной диагностики)
В столбце: прогноз, ИМР составляю ИОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 1 класса ……….
на 1 полугодие 2011-2012 уч.г.
ИОМ направлен на коррекцию
Проблема
Направление коррекционно-развивающей работы
Содержание коррекционной работы
Ожидаемый результат
Низкий уровень зрительно-моторной координации
Развитие общей моторики, совершенствование статической и динамической организации движения
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов ячейки, рисование кругов, овалов и других фигур, пальчиковая гимнастика на уроках.
Кружок «Художественное творчество- станем волшебниками»
Работа с динамическими шнуровками
Вырезание по контуру изображений разного уровня сложности, выполнение гимнастических упражнений, подвижные игры,
Раскрашивание картинок карандашами с разной степенью нажима
Разовьётся общая моторика.
Развитие произвольной моторики пальцев рук
Составление геометрического узора из раздаточного материала. Кружок «Лоскутная мозаика»
Пальчиковые игры
Цикл занятий:
«Мы и солнечные зайчики»
Разовьётся произвольная моторика пальцев рук
Средний уровень развития фонетического слуха и способности к анализу-синтезу.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
Сцециализированная логопедическая помощь.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Упражнения: «Назови первый звук в слове», «Назови первый и последний звук в слове», «Какой звук лишний?», звуковая мозаика и т.д.
Дифференциация звуковых шумовых музыкальных инструментов: погремушка, бубен, ложки, барабан и т.д.на уроках музыки и на музыкальных часах в рамках ГПД
Разовьётся фонематический слух и навыки звукового анализа.
Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи.
Уроки развития речи
Индивидуальные лексические упражнения на минутках развития и домашней работе
Разовьётся и усовершенствуется лексико- грамматическая сторона речи.
Низкой уровень первичных представлений об интеллекте
Развитие временных представлений
Чтение художественных произведений о временных промежутках., например о Мухе-чистюле Я. Бжехва родителями дома
Вставить в предложение пропущенное слово. Например:
Чипполино полол грядку три дня. Он начал в среду, а закончил…
Летом солнце светит ярко, а зимой…
Игры-подражалкиРазовьются временные представления, повысится уровень представления об интеллекте.
Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина)
Игры- физкультминутки
На уроках
Игры:Какие игрушки?
Что где растёт?
и т.д.
Игры:Найди пару
Сложи картинку,
Волшебные картинки, узнай на вкус и т.д.
Сформируются обобщённые представления о свойствах предметов(цвет, форма, величина)
Очень низкий уровень способности к выполнению мыслительных операций
Развитие основных мыслительных операций, навыков анализа, группировки и классификации.
На программном материале учебников.
Кружок «Логика»
Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов
Игра: «Лишнее число», комбинаторные задачи на уроках математики
Игры:
Какое слово лишнее и почему? И т.д.
Игры:
Найди лишнюю пару
Какая фигура лишняя и почему?
Разовьются основные мыслительные операции.
Тремор(дрожание руки при письме, рисовании)
Развитие навыков каллиграфии
Штриховки. Обводилки, раскраски.
Штриховки, обводилки, раскраски, пальцеграфияРазовьются навыки каллиграфии.
Очень низкий уровень развития памяти и внимания
Развитие слуховой памяти и внимания
Пересказы на уроках окружающего мира, чтения. Разучивание стихотворений, рифмовок
Игры со звуками, буква заблудилась и т.д.
Корректурные пробы, графические диктанты
Разовьётся слуховая память и внимание.
Сформированность личностных УУД
Проблема
Планирование деятельности
Обнаруживает безразличное , негативное отношение к учебной деятельности, не принимает помощь со стороны учителя
Включать ребёнка в активную деятельность на основе использования его интересов
Родительские всеобучи по данной проблеме
Игнорирует и не осознаёт нормы и правила школьного поведения
Вовлекать в коллективную деятельность
Изучать права и обязанности
Знакомить с правилами поведения в школе в игровой форме , в форме этических бесед
Некритичен к своему поведению.
Поощрения за результат
Давать небольшие поручения, с достижимым положительным результатом
Не выделяет моральное содержание ситуации, при оценке морального выбора отсутствует ориентация на нормы социального поведения.
Стимулирование чувствительности к переживаниям других людей
Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных
Родительские всеобучи по данной проблеме
Переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других.
Сформированность регулятивных УУД
Частично осознаёт предъявляемое задание, не знает, что именно надо делать.
Коррекционные занятия
На уроках пошаговый контроль со стороны учителя
Постоянное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия
Плохо осознаёт скопированные действия учителя, не может самостоятельно работать по предложенному педагогом плану.
Затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
Коррекционные занятия
Включать в урок упражнения, развивающие внимание
Не умеет и не испытывает потребности оценивать свои действия- ни самостоятельно, ни по просьбе учителя
Коррекционные занятия
Обучение методу речевого самоконтроля
Не может сдерживать свои импульсивные
поведенческие реакции на уроке. Гипервозбудимость.
Специальное медикаментозное сопровождение
Тренинги поведения
СказкотерапияСформированность познавательных УУД
С помощью дополнительных указаний со стороны учителя находит необходимую информацию
Побуждение к действию
Стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя
Побуждать к самостоятельной работе
Учить делать выводы
Направляющая помощь учителя на уроке
Плохо отличает новое от уже пройденного, даже при помощи со стороны педагога
Совместно с педагогом может сделать выводы по результатам работы
По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки .Группировка и классификация объектов недоступны для ребёнка
Коррекционные упражнения на группировку, классификацию, анализ, синтез на уроке
Коррекционные занятия по развитию
мыслительных операций
Не может установить причинно-следственные связи.
По наводящим вопросам может выявить аналогии на предметном материале
Допускает много ошибок при кодировании по образцу.
На уроках учить составлять краткую запись, схему задачи
Познакомить с алгоритмом кодирования
Сформированность коммуникативных УУД
Не пытается договориться с детьми при работе в паре, группе.
Поощрение за минимальный результат
Создание ситуации успеха
Положительное одобрение со стороны взрослого
Поддержка и развитие коммуникативных навыков
На уроке привлекать в работу группы
Участие в праздниках
Привлечение к общественно-полезной деятельности
Не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи.
Изучение речевого этикета и правил позитивного общения
Поощрение за результат
Совместное выполнение заданий с друзьми по классу
Не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми.
Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков
Поощрения за минимальный результат
Совместное участие в мероприятиях класса и школы
В групповой
Работе может выполнять роль исполнителя
Высокий уровень учебной тревожности
Игровые тренинги (Игра «Похвалилки»,«За что меня любит мама», «Подари карточку», игра «Скульптура» и др.
Составление памяток для родителей
Родительские собрания по данной проблеме
Индивидуальный образовательный маршрут
ученицы 1 класса …………
на 1 полугодие 2011-2012 уч.г.
ИОМ направлен на развитие
Направление, содержание развивающей работы
Работа на уроке
Внеурочная деятельность
Работа с родителями
Дальнейшее развитие ребёнка через программу: « Одарённые дети»
Включение нестандартных дифференцированных заданий.
Введение элементов опережения.
Выполнение заданий повышенного уровня трудности
Задания исследовательского
содержания
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;
факультативы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
кружки по интересам;
Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.
Создание единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.
Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.
Сформированность личностных УУД
Под влиянием других старается соблюдать правила школьного поведения
Вовлекать в коллективную деятельность
Изучать права и обязанности
Знакомить с правилами поведения в школе в игровой форме , в форме этических бесед
Завышенная самооценка
Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка
Организовать самостоятельную деятельность на уроке
Выделяет моральное суждение ситуации, ориентируясь на чувства и эмоции её участников, в оценке действий ориентируется на объективные следствия поступков.
Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных
Родительские всеобучи по данной проблеме
Переживает только собственные неудачи, безразлично относится к проблемам других
Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных
Сформированность регулятивных УУД
Не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя
Поддержка и развитие сформированного уровня оценки
Помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции, не всегда заканчивает действие в требуемый момент времени, при неудачах- плачет
Коррекционные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы
Создавать ситуацию успеха
Сформированность познавательных УУД
По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки сравниваемых объектов
Составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков и объектов
Сформированность коммуникативных УУД
Умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения
Поддержка и развитие коммуникативных навыков
Проведение совместных заданий на на уроке
Положительное одобрение
Поддержка активной позиции в диалоге
Читает с большим количеством ошибок
Развивать произвольное внимание
Развивать зрительный аналихВ групповой работе может успешно выполнить заданную роль при постоянной поддержке учителя
Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков
Поощрения за минимальный результат
Совместное участие в мероприятиях класса и школы
Высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности.
Игровые тренинги (Игра «Похвалилки»,«За что меня любит мама», «Подари карточку», игра «Скульптура» и др.
Составление памяток для родителей
Родительские собрания по данной проблеме
2 этап:
Определение направлений коррекционно- развивающей работы.
(фиксация в карте развития)
3 этап:
Определение содержания коррекционо-развивающей работы
(фиксация форм в карте развития)
Фиксация содержания в программе инд. развития
4 этап:
Определение ожидаемых результатов
Фиксация в графе:(прогноз)
5 этап:
Определение результативности работы по ИОМ
(результаты промежуточной диагностики, динамика)
Результаты комплексной работы за 1 полугодие 1 класса ученика1Ожидаемые результаты подтвердились: возникли проблемы в изучении русского языка, чтения, математики и окружающего мира.( Очень низкий уровень базовой подготовки)
Ошибки в выполнении заданий:
Составил только 3 слова(низкий словарный запас)
Смещение печатных и письменных букв при переводе печатной графемы в письменную ( недостаточность развития процессов зрительного анализа)
Низкая осведомленность
Затруднены мыслительные операции
Динамика: стабильная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: обогащать словарный запас посредством чтения художественной литературы, просмотра детских познавательных телеканалов

Результаты комплексной работы за 1 полугодие 1 класса учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут высокий уровень базовой подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости
(результаты итоговой диагностики, динамика)
Результаты комплексной работы за 1 класс учащегося 1
Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут повышенный уровень подготовки.
( !СДВР, т. к. была проведена комплексная работа во всех направлениях: лечебная педагогика, логопедическая помощь, работа в урочное и внеурочное время)
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: составлен правильно, приносит положительные результаты.
Коррекция ИОМ: нет необходимости

Результаты комплексной работы за 1 класс учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут высокий уровень базовой подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости
(результаты входной диагностики за 2 класс , динамика)
Результаты входной работы учащегося 1
Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут повышенный уровень подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: составлен правильно, приносит положительные результаты.
Коррекция ИОМ: нет необходимости
Результаты входной работы во 2 классе учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут повышенный уровень подготовки.
Динамика: стабильная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости(результаты промежуточной диагностики 2 класс, динамика)
Результаты комплексной работы за 1 полугодие 2 класса учащегося 1
Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут уровень повышенной подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: на уроках предлагать задания повышенной сложности
Развитие должно носить опережающий характер
Результаты комплексной работы за 1 полугодие 2 класса учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут повышенный уровень базовой подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости
Начало формы