Технология разработки и составления индивидуального маршрута учащегося начальной школы

Технология разработки и составления индивидуального маршрута учащегося начальной школы.
Одна из задач и современного образования- это формирование универсальных способностей личности.
Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.
Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.
ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.
Все результаты развития учащегося фиксируются в индивидуальной карте динамического развития.
ИОМ может разрабатываться как для сильного ученика, так и для слабого. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребёнка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Разработка и реализация ИОМ конкретного ученика осуществляется в определённой последовательности.
1 этап:
Психолого-педагогическая диагностика уровня развития ученика и его индивидуальные особенности.
Диагностика ведётся в двух направлениях: педагогическая и психологическая.
Целью проведения педагогической диагностики является получение достоверных данных о сформированности предпосылок овладению грамотой и математикой.
С этой целью перед началом обучения детей, была проведена входная диагностика готовности первоклассника к обучению в школе по 5 методикам:
Рисунок человека, графический диктант, образец и правило, первая буква, тест отношений к школе «Домики».
Педагогическая диагностика позволяет учителю адекватно и объективно оценить стартовый уровень возможностей ребёнка и отследить его достижения (неудачи) к концу обучения в 1 классе, выстраивая индивидуальный маршрут сопровождения, помогающий учителю заметить трудности ученика или же построить работу с учётом одарённости своих питомцев.
Данные педагогической диагностики позволят учителям с первых дней знакомства с ребёнком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы с классом ещё до систематического обучения.
Дополнительно мной была проведена психологическая диагностика развития восприятия, внимания, памяти.
По результатам входной диагностики сводных данных готовности к обучению и первичной диагностики сформированности УУД были спроектированы индивидуальные образовательные траектории развития учащихся.
Для сравнения я возьму одного ученика с низким уровнем готовности (условно: ученик 1) и ученика с высоким уровнем готовности (ученица2).
Отмечаю уровень результатов готовности к школе в карте динамического развития.
(столбец: результаты входной диагностики)
В столбце: прогноз, ИМР составляю ИОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 1 класса .
на 1 полугодие 2011-2012 уч.г.

ИОМ направлен на коррекцию

Проблема
Направление коррекционно-развивающей работы


Содержание коррекционной работы
Ожидаемый результат









Низкий уровень зрительно-моторной координации

Развитие общей моторики, совершенствование статической и динамической организации движения
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов ячейки, рисование кругов, овалов и других фигур, пальчиковая гимнастика на уроках.
Кружок «Художественное творчество- станем волшебниками»
Работа с динамическими шнуровками
Вырезание по контуру изображений разного уровня сложности, выполнение гимнастических упражнений, подвижные игры,
Раскрашивание картинок карандашами с разной степенью нажима
Разовьётся общая моторика.



Развитие произвольной моторики пальцев рук
Составление геометрического узора из раздаточного материала. Кружок «Лоскутная мозаика»
Пальчиковые игры
Цикл занятий:
«Мы и солнечные зайчики»
Разовьётся произвольная моторика пальцев рук












Средний уровень развития фонетического слуха и способности к анализу-синтезу.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
Сцециализированная логопедическая помощь.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Упражнения: «Назови первый звук в слове», «Назови первый и последний звук в слове», «Какой звук лишний?», звуковая мозаика и т.д.
Дифференциация звуковых шумовых музыкальных инструментов: погремушка, бубен, ложки, барабан и т.д.на уроках музыки и на музыкальных часах в рамках ГПД
Разовьётся фонематический слух и навыки звукового анализа.



Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи.
Уроки развития речи
Индивидуальные лексические упражнения на минутках развития и домашней работе
Разовьётся и усовершенствуется лексико- грамматическая сторона речи.






Низкой уровень первичных представлений об интеллекте
Развитие временных представлений
Чтение художественных произведений о временных промежутках., например о Мухе-чистюле Я. Бжехва родителями дома
Вставить в предложение пропущенное слово. Например:
Чипполино полол грядку три дня. Он начал в среду, а закончил
Летом солнце светит ярко, а зимой
Игры-подражалки
Разовьются временные представления, повысится уровень представления об интеллекте.



Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина)
Игры- физкультминутки
На уроках
Игры:Какие игрушки?
Что где растёт?
и т.д.
Игры:Найди пару
Сложи картинку,
Волшебные картинки, узнай на вкус и т.д.
Сформируются обобщённые представления о свойствах предметов(цвет, форма, величина)


Очень низкий уровень способности к выполнению мыслительных операций
Развитие основных мыслительных операций, навыков анализа, группировки и классификации.
На программном материале учебников.
Кружок «Логика»
Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов
Игра: «Лишнее число», комбинаторные задачи на уроках математики
Игры:
Какое слово лишнее и почему? И т.д.
Игры:
Найди лишнюю пару
Какая фигура лишняя и почему?
Разовьются основные мыслительные операции.


Тремор(дрожание руки при письме, рисовании)
Развитие навыков каллиграфии
Штриховки. Обводилки, раскраски.
Штриховки, обводилки, раскраски, пальцеграфия
Разовьются навыки каллиграфии.


Очень низкий уровень развития памяти и внимания
Развитие слуховой памяти и внимания
Пересказы на уроках окружающего мира, чтения. Разучивание стихотворений, рифмовок
Игры со звуками, буква заблудилась и т.д.
Корректурные пробы, графические диктанты
Разовьётся слуховая память и внимание.


Сформированность личностных УУД

Проблема
Планирование деятельности

Обнаруживает безразличное , негативное отношение к учебной деятельности, не принимает помощь со стороны учителя
Включать ребёнка в активную деятельность на основе использования его интересов
Родительские всеобучи по данной проблеме

Игнорирует и не осознаёт нормы и правила школьного поведения
Вовлекать в коллективную деятельность
Изучать права и обязанности
Знакомить с правилами поведения в школе в игровой форме , в форме этических бесед

Некритичен к своему поведению.
Поощрения за результат
Давать небольшие поручения, с достижимым положительным результатом

Не выделяет моральное содержание ситуации, при оценке морального выбора отсутствует ориентация на нормы социального поведения.
Стимулирование чувствительности к переживаниям других людей
Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных
Родительские всеобучи по данной проблеме

Переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других.


Сформированность регулятивных УУД

Частично осознаёт предъявляемое задание, не знает, что именно надо делать.
Коррекционные занятия
На уроках пошаговый контроль со стороны учителя
Постоянное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия

Плохо осознаёт скопированные действия учителя, не может самостоятельно работать по предложенному педагогом плану.


Затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
Коррекционные занятия
Включать в урок упражнения, развивающие внимание

Не умеет и не испытывает потребности оценивать свои действия- ни самостоятельно, ни по просьбе учителя
Коррекционные занятия
Обучение методу речевого самоконтроля

Не может сдерживать свои импульсивные
поведенческие реакции на уроке. Гипервозбудимость.
Специальное медикаментозное сопровождение
Тренинги поведения
Сказкотерапия

Сформированность познавательных УУД

С помощью дополнительных указаний со стороны учителя находит необходимую информацию
Побуждение к действию
Стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя
Побуждать к самостоятельной работе
Учить делать выводы
Направляющая помощь учителя на уроке

Плохо отличает новое от уже пройденного, даже при помощи со стороны педагога


Совместно с педагогом может сделать выводы по результатам работы


По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки .


Группировка и классификация объектов недоступны для ребёнка
Коррекционные упражнения на группировку, классификацию, анализ, синтез на уроке
Коррекционные занятия по развитию
мыслительных операций

Не может установить причинно-следственные связи.


По наводящим вопросам может выявить аналогии на предметном материале


Допускает много ошибок при кодировании по образцу.
На уроках учить составлять краткую запись, схему задачи
Познакомить с алгоритмом кодирования

Сформированность коммуникативных УУД

Не пытается договориться с детьми при работе в паре, группе.
Поощрение за минимальный результат
Создание ситуации успеха
Положительное одобрение со стороны взрослого
Поддержка и развитие коммуникативных навыков
На уроке привлекать в работу группы
Участие в праздниках
Привлечение к общественно-полезной деятельности

Не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи.
Изучение речевого этикета и правил позитивного общения
Поощрение за результат
Совместное выполнение заданий с друзьми по классу

Не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми.
Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков
Поощрения за минимальный результат
Совместное участие в мероприятиях класса и школы

В групповой
Работе может выполнять роль исполнителя


Высокий уровень учебной тревожности
Игровые тренинги (Игра «Похвалилки»,
«За что меня любит мама», «Подари карточку», игра «Скульптура» и др.
Составление памяток для родителей
Родительские собрания по данной проблеме



Индивидуальный образовательный маршрут
ученицы 1 класса
на 1 полугодие 2011-2012 уч.г.
ИОМ направлен на развитие
Направление, содержание развивающей работы


Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями



Дальнейшее развитие ребёнка через программу: « Одарённые дети»





Включение нестандартных дифференцированных заданий.
Введение элементов опережения.
Выполнение заданий повышенного уровня трудности
Задания исследовательского
содержания


творческие мастерские;
групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;
факультативы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
кружки по интересам;



Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.
Создание единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.
Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.



Сформированность личностных УУД

Под влиянием других старается соблюдать правила школьного поведения
Вовлекать в коллективную деятельность
Изучать права и обязанности
Знакомить с правилами поведения в школе в игровой форме , в форме этических бесед


Завышенная самооценка
Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка
Организовать самостоятельную деятельность на уроке

Выделяет моральное суждение ситуации, ориентируясь на чувства и эмоции её участников, в оценке действий ориентируется на объективные следствия поступков.
Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных
Родительские всеобучи по данной проблеме

Переживает только собственные неудачи, безразлично относится к проблемам других
Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных


Сформированность регулятивных УУД

Не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя
Поддержка и развитие сформированного уровня оценки

Помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции, не всегда заканчивает действие в требуемый момент времени, при неудачах- плачет
Коррекционные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы
Создавать ситуацию успеха

Сформированность познавательных УУД

По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки сравниваемых объектов
Составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков и объектов

Сформированность коммуникативных УУД

Умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения
Поддержка и развитие коммуникативных навыков
Проведение совместных заданий на на уроке
Положительное одобрение
Поддержка активной позиции в диалоге

Читает с большим количеством ошибок
Развивать произвольное внимание
Развивать зрительный аналих

В групповой работе может успешно выполнить заданную роль при постоянной поддержке учителя
Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков
Поощрения за минимальный результат
Совместное участие в мероприятиях класса и школы

Высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности.
Игровые тренинги (Игра «Похвалилки»,
«За что меня любит мама», «Подари карточку», игра «Скульптура» и др.
Составление памяток для родителей
Родительские собрания по данной проблеме



2 этап:
Определение направлений коррекционно- развивающей работы.
(фиксация в карте развития)
3 этап:
Определение содержания коррекционо-развивающей работы
(фиксация форм в карте развития)
Фиксация содержания в программе инд. развития
4 этап:
Определение ожидаемых результатов
Фиксация в графе:(прогноз)
5 этап:
Определение результативности работы по ИОМ
(результаты промежуточной диагностики, динамика)
Результаты комплексной работы за 1 полугодие 1 класса ученика1
Ожидаемые результаты подтвердились: возникли проблемы в изучении русского языка, чтения, математики и окружающего мира.( Очень низкий уровень базовой подготовки)
Ошибки в выполнении заданий:
Составил только 3 слова(низкий словарный запас)
Смещение печатных и письменных букв при переводе печатной графемы в письменную ( недостаточность развития процессов зрительного анализа)
Низкая осведомленность
Затруднены мыслительные операции
Динамика: стабильная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: обогащать словарный запас посредством чтения художественной литературы, просмотра детских познавательных телеканалов

Результаты комплексной работы за 1 полугодие 1 класса учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут высокий уровень базовой подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости



(результаты итоговой диагностики, динамика)

Результаты комплексной работы за 1 класс учащегося 1
Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут повышенный уровень подготовки.
( !СДВР, т. к. была проведена комплексная работа во всех направлениях: лечебная педагогика, логопедическая помощь, работа в урочное и внеурочное время)
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: составлен правильно, приносит положительные результаты.
Коррекция ИОМ: нет необходимости

Результаты комплексной работы за 1 класс учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут высокий уровень базовой подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости



(результаты входной диагностики за 2 класс , динамика)

Результаты входной работы учащегося 1
Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут повышенный уровень подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: составлен правильно, приносит положительные результаты.
Коррекция ИОМ: нет необходимости

Результаты входной работы во 2 классе учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут повышенный уровень подготовки.
Динамика: стабильная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости


(результаты промежуточной диагностики 2 класс, динамика)
Результаты комплексной работы за 1 полугодие 2 класса учащегося 1
Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут уровень повышенной подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: на уроках предлагать задания повышенной сложности
Развитие должно носить опережающий характер
Результаты комплексной работы за 1 полугодие 2 класса учащейся 2
Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут повышенный уровень базовой подготовки.
Динамика: положительная
Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.
Коррекция ИОМ: нет необходимости
}ђ Заголовок 315