Разработка индивидуального образовательного маршрута как формы оказания логопедической помощи детям с ОВЗ в сельской начальной школе


УДК: 372
А.А. Ербягина, магистрант 2 курса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Научный руководитель: К.И. Султанбаева, канд. пед. наук, доцент
Разработка индивидуального образовательного маршрута как формы оказания логопедической помощи детям с ОВЗ в сельской начальной школе
Ключевые слова (на русском языке): индивидуальный образовательный маршрут, адаптированная образовательная программа, компоненты ИОМ.
Аннотация (на русском языке): в данной статье рассмотрена формы оказания логопедической помощи детям с ОВЗ в сельской начальной школе, для этого разработан индивидуальный образовательный маршрут.
A.A Erbyagina ., undergraduate
Supervisor: K.I. Sultanbaeva, candidate of pedagogical sciences, docent
Development of individual educational route as a form of speech therapy to help children with HIA in rural elementary school
Keywords (in English): individual educational route adapted educational program, the components of the IOM.
Abstract (in English): this article is considered a form of speech therapy to help children with HIA in rural elementary school, this individual developed educational route.
В Конституции Российской Федерации и во Всеобщей декларации прав человека записано «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства - реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития и умственную отсталость (четырех степеней), в частности дети – инвалиды.
Для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях необходимо разработать соответствующие адаптированные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Для создания адаптированной образовательной программы (АОП) на начальном этапенами проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Со стороны ОУ для работы с детьми данной категории включились работники ОУ, администрация, педагог - психолог, социальный педагог, медицинский работник, которые создают условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Были проведены беседы с родителями (законными представителями), на которых были даны рекомендации, консультации для оптимального развития и адаптации детей в обществе. Администрация школы заключила договора о взаимоотношения между ОУ и родителями (законными представителями).
Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы школ Орджоникидзевского района, в том числе, нашей Кобяковской основной общеобразовательной школы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Дадим краткое описание практической работы в этом направлении.
В нашей школе обучается 7 детей с ограниченными возможностями здоровья, 5 из которых с легкой умственной отсталостью – VIII вид, 2 с задержкой психического развития – VII вид. У них сохранена интеллектуальная сфера, что позволяет им совместно обучаться в классах с детьми, не имеющих нарушений в развитии. Для остальных были организованы специальные (коррекционные) классы VIII вида. В этих классах работают преподаватели, прошедшие специальную переподготовку в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, медицинский работник из ФАПа. Учитывая объективные условия организации инклюзивного образования в нашей сельской школе, поставлена цель:выявить дополнительные условия, при которых организация логопедической помощи детям с ОВЗ младшего школьного возраста будет эффективной.
Объектом исследовательского внимания выбрана организация логопедической помощи детям с ОВЗ в инклюзивном образовании в сельской школе. Предмет: разработка индивидуального образовательного маршрута как формы оказания логопедической помощи детям с ОВЗ в сельской школе.
Исходя из задач исследования, предполагаем, чторазработка индивидуального образовательного маршрута является оптимальной формой оказания логопедической помощи детям с ОВЗ, так как они нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении по психологическим и медицинским показаниям. Вместе с тем, необходимость их социализации в социуме требует кропотливой индивидуальной работы со стороны педагогического коллектива.
Методы исследования: наблюдения, беседа, мониторинг, проектирование.
На наш взгляд, индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности школьника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы).
Компоненты индивидуального образовательного маршрута:
Целевой:содержит информацию о ребенке и его семье:
Фамилия имя отчество ребенка, дата рождения.
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование.
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование.
Дата постановки на учет.
Причина остановки на учет.
Цель коррекционно-развивающей работы.
Информационный: содержит информацию об особенностях развития ребенка на момент постановки на учет (физическое, психическое, интеллектуальное). С учетом требований Федерального закона РФ от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» информация данной страницы заполняется с письменного согласия родителей. Педагогические работники так же дают подписку о неразглашении информации о ребенке. Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, на основе рекомендаций фельдшера учреждения или заключения врача, у кого ребенок стоит на учете. Занесение такой информации обязательно, так как уровень актуального развития ребенка обусловлен наличием медицинских диагнозов.
Содержательный:перечень программных требований к коррекционно-развивающим образовательным действиям специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, инструктора по физической культуре.
Диагностическо-результативный: отражает формы контроля и учета достижения ребенка. Содержание коррекционно-развивающей работы зависит от результатов первичного диагностирования уровня освоения программы в соответствии с возрастными особенностями. Обязательным условием ведения ИОМ является лист динамики, где отображены результаты первичного и последующего диагностирования каждого ребенка.
Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка с ОВЗ.
По итогам года собирается психолого-медико-педагогический консилиум, которые делает заключение о проделанной работе и дальнейшей ее перспективе. Обязательно на заседании консилиума приглашаются родители, которые знакомятся с результатами проведенной работы и принимают участие в ее последующем планировании.
Для составления индивидуального образовательного маршрута нами проведеноэмпирическое исследование детей с ОВЗ в начальных классах Кобяковской школы. Исследовали 4 детей 2-4 классов. В настоящее время 2 из них обучаются по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида, 2 детей - по программе специальной (коррекционной) школы VII вида. Краткую характеристику данной группы представим в таблице 1.
Табл. 1 Характеристика детей экспериментальной группы

п/п Ф.И. ребенка Дата рождения Состояние речевого развития ФФН Сопутствующие нарушения
1 Евгений 21.09.2005 ОНР IV уровня речевого развития Психологическая и педагогическая запущенность
2 Кирилл 19.11.2005 ФФН Психологическая и педагогическая запущенность
3 Лида 04.09.2006 ОНР III уровня речевого развития Нарушение моторики
4 Максим 23.02.2007 ОНР III уровня речевого развития Расторможенность
Как видно, у детей имеют место психологическая и педагогическая запущенность, дефекты речи, нарушения моторики, что препятствует успешному овладению общеучебными умениями. Эти дети явно нуждаются в комплексном сопровождении педагогов и психолога, наряду с логопедом. Здесь важно помнить, что неоказание логопедической помощи таким детям усугубляет их речевые расстройства и может привести к вторичным изменениям интеллекта.
С учетом характеристики обследованных детей проектировали индивидуальные образовательные маршруты для них. Сначала провели комплексное исследование связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР (2-4 уровня), в котором использовалась методика Глухова В.П., включающая задания, направленные на выявление:
способности детей составить предложение по трем картинкам;
возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст;
индивидуального уровня и особенности владения связной фразовой монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений;
полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. На основе этих диагностических данных был разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Библиографический список:
Бесова, И.Ю. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы / И.Ю. Бесова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016 – №2 – с.19-36.
Ефремова, Т.И. Индивидуальный образовательный маршрут: значение и составление / Т.И. Ефремова, М.Б. Рабинович // Современный детский сад – 2016. – №1.- с. 27-37.
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Аршинова И.Ю.
Соколков, Е.А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие / Е.А. Соколков.-М.:Академия, 2010.-252 с.