Внеклассное мероприятие Деревенские посиделки

Внеклассное мероприятие на тему:
«Деревенские посиделки»

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Цели мероприятия:
Образовательная: Расширить кругозор детей об истории края, приобщать учащихся к культурному наследию нашего народа.
Развивающая: Совершенствовать творческие способности.
Воспитательная: Воспитывать чувство любви и гордость к “малой родине”. Воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям. Воспитание патриотизма.
Оборудование и наглядности: компьютер, проектор, экран, презентация, предметы народного творчества и быта.

Ход действия
Ведущая 1: Забудем грустное и неприятное, отложим все проблемы и заботы, подарим друг другу хорошее настроение и добро пожаловать на наши посиделки.
Заглянем в прошлое. В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть.
Ведущая 2: Наши посиделки будут необычными. Посиделки устраивались в каком-либо просторном доме с гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, вспомнить про свою молодость.
Итак, начнем наши посиделки.
Вспомним старину.
Времена давно не те,
Праздники другие,
Но обычаи старины
Помним, любим, чтим мы!
Ведущая 1: Участники наших посиделок учащиеся 7 и 8 классов.
Стук в дверь. Входят участники.
Ведущая 2: Добрый день, гости званые и желанные.
Ведущая 1: Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям. Всех привечаем, душевно встречаем.
Гости: Мир вам и мы к вам
Участники проходят, садятся
Ведущая 2: Девочки и мальчики расскажут нам о видах ремесел, рукоделии, народов проживающих в нашем крае. Даем им слово.
Ученица представляет тканое полотенце: Я представляю полотняное полотенце, оно досталось нам от нашей прабабушки. Мы его бережно храним, и считаем семейной реликвией. Предметом рассмотрения полотенце взято не случайно: с одной стороны это самый знакомый и простой, бытовой предмет, а с другой - использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека. Родившегося ребенка принимали на полотенце, на полотенце подавали хлеб-соль. Во всех семейных обрядах использовалось полотенце: и на свадьбе и на поминках. Полотенце играло роль родового оберега.
В старину рушник родная мать Дочери на свадьбу вышивала, И при свете лампы по ночам Тот рушник она благословляла: - Ты цвети, цветочек, ярко-ярко, Полыхай бутончик жарко-жарко, Ровненько, стежочек, вышивайся, В рушнике узором оставайся.
Ученик представляет валенки: Я представляю валенки, народы, проживающие в нашем регионе в уральские зимние морозы одевают эту обувь. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ва
·ленки это теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки - это традиционная русская обувь... Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, "коты", "катанки", оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые. Музыкальный номер (песня «Валенки»)
Ученица представляет национальный татарский передник: В середине XIX в. наибольшее распространение имел передник (к_кр‰кч‰ле алъяпкыч). Среди татар, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине XIX в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передника (крепящиеся на плечах). Для девушек и молодых женщин, особенно села, передники, декорированные воланами и оборками (канатлы алъяпкыч), воспринимались как элементы национальной одежды.
Ведущая 2: В наш край приезжают народы из далеких республик, и сегодня мы узнаем о национальной одежде чапан.
Ученица представляет узбекский чапан: Чапан является элементом национальной одежды узбеков - мужчин. Однако узбекский чапан, который носили наши далекие предки и в котором модничают современные узбеки, стал национальным символом страны. Чапан - просторный, длинный и широкий халат без воротника и пуговиц, его рукава прикрывают кисти, тем самым, заменяя перчатки. В зависимости от времени года халат может быть легким без подкладки, или теплым на вате - его обычно подвязывают ярким вышитым платком. В древние времена по чапану можно было узнать о его владельце многое: род занятий, доход, место жительства. Бедные носили халаты из сатина, средний класс – из плюша, а зажиточные предпочитали шелк и бархат. Самые обеспеченные слои населения носили чапан, вышитый серебряными и золотыми нитями. Узбекский халат очень универсален: в нем не жарко летом, а зимой он не даст замерзнуть. Преподнести чапан в подарок – это символ большого уважения и почтения. Его дарят дорогим гостям, будущим родственникам во время предсвадебного обряда, а также в знак благодарности. Обмен чапанами между мальчиками в раннем возрасте означает залог мужской дружбы на долгие годы.
Музыкальный номер (восточный танец)
Ученица представляет лоскутное шитье: Я представляю подушки, сшитые в технике лоскутного шитья, моя бабушка занималась этим видом рукоделия с молодости, у нее дома сохранились паласы, одеяла, половички сделанные в этой технике. Я заинтересовалась лоскутным шитьем, и у меня получились такие подушки. На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома так и покупной. Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей.
Ремеслом прабабки владея, (И умением этим горжусь) Я за белый лоскут, как стемнеет, Колдовать у окошка сажусь. Колет палец иголка до крови - Лишь терпенья себе попрошу. В далях сумрачных средневековья Знаки тайные я ворошу.
Ученица представляет рушник: Я представляю вышитый крестиком рушник, его вышивала моя мама когда училась в школе. Я его бережно храню в своей комнате. Само слово “рушник” объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову “руки” – то есть, ткань, которой вытирают руки. Рушник-утиральник, предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером. Такие рушники обязательно присутствовали в каждом доме. Вышивались утиральники по своим, особым правилам, и пользоваться ими также надо было по правилам: по утрам утирались нижним (левым) концом рушника, по вечерам – верхним (правым). Считалось, что умывание с использованием рушника-утиральника утром защищает и придаёт силы для дневных трудов, вечером – снимает усталость. Существует также поговорка “утёрлись и дальше живём”.
Средь тряпья, поеденного молью, В старом потемневшем сундуке, Пропитавшись радостью и скорбью, Он лежал на донце в уголке. Для чего его ты вышивала? Ах, не так спросила! Для кого? Ни сватов ли дальних поджидала, У крылечка стоя своего?
Ученица представляет изготовленный войлок: Шерсть животных обладают свойством при некоторых условиях чрезвычайно плотно перепутываться, образуя мягкую, гибкую и эластичную массу, известную под общим именем войлока. Приготовление заключается в том, что слой предварительно подготовленной и правильно разложенной шерсти обдают горячей водою и, прикрыв его холстом, мнут руками или навертывают на скалки и катают по полу, пока из него не образуется одна сплошная масса. Операция эта называется валянием.
Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках.
Ученик представляет работу резьба по древу: Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.
Ученик представляет лапти: Лапти - обувь изготавливали из лыка. В нашем краю в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня круглый год ходила в лаптях. Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси.
Музыкальный номер (русский народный танец)
Ученица представляет вязаные носки: Вязание спицами- В наши дни это один из возлюбленных видов рукоделия. Вязание не нуждается в рекламе.Ручное вязание давно присутствовало в одежке и в моде. Самые дорогие вещи – те, что связаны вручную. Вязание спицами - это "спицетерапия", для тех, кто любит мастерить, фантазировать, реализовывать свои идеи. Вязание спицами по собственной красе и самобытности никак не уступает машинному трикотажу. Можно только догадываться о том, что вынудило старого человека взять в руки два тонких прутика и сделать первую в истории вязания петлю. Вязаная одежка была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Необычным образом за последние пару лет вязание из обычного рукоделия перевоплотился в пристижное увлечение.
Музыкальный номер
Ученица представляет матрешку: Матрёшка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в виде расписной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму и состоят из двух частей верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а так же семьи.
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Ученица представляет вязаную шаль: Мало кто знает, что слово «шаль» имеет персидские корни и означает буквально «большой узорчатый платок, прикрывающий плечи». Азиатские страны издревле владели секретами производства шалей, этот предмет одежды был частью мужского и женского костюма. В Европе шаль появилась благодаря Наполеону, в 1799 году, когда эти платки отличного качества в изобилии появились во Франции. Они были настолько прекрасно сделаны, что сразу покорили женские сердца. Прозрачные муслиновые платья, модные в ту эпоху, совсем не согревали женщин, поэтому, мягкие тонкие кашемировые шали появились вовремя. Новый роскошный аксессуар могли позволить себе лишь очень богатые женщины. Стоимость одной шали была чрезвычайно высока. Середина XIX века, эпоха романтизма, время, когда шали носят повсеместно. В то время их по достоинству ценили и мужчины. Например, Байрон и Стендаль практически не расставались с шалью. €йд‰ Gырла, ‰йд‰ бие,
Fырлап биеп к_Sел ач.
Ниг‰ безг‰ шатланмаска,
Тормыш к_Sелле булгач
Музыкальный номер (татарский танец)
Ведущая выходят вместе 1: И мы пришли не с пустыми руками, принесли картины которые вышивали на зимних каникулах. Мы надеямся что, вы оцените наш труд по достоинству.
Показывают работы
Ведущая1: Сегодня мы ещё раз увидели, что у каждого народа свои традиции и обычаи, свои праздники и свои песни, мы все такие разные, но всех нас объединяет наша большая Родина.
Ведущая2: Мы говорим: «Спасибо вам,
     Ученикам, учителям
     И всем сегодняшним гостям.
     Наш долг – традиции хранить,
     Культуру предков возродить,
     Достойным человеком быть».  

15