Методическая разработка комбинированного занятия по литературе «Новаторство и мастерство А.А. Блока. Лирический герой его поэзии»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Балашовский техникум механизации сельского хозяйства













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия по литературе
«Новаторство и мастерство А.А. Блока.
Лирический герой его поэзии»










Автор:
преподаватель
Горбачева В.В.








г. Балашов
2000г.

А Н Н О Т А Ц И Я
на методическую разработку открытого занятия
по творчеству А.А. Блока на тему: «Новаторство и мастерство
А.А. Блока. Лирический герой его поэзии»

Дисциплина: Литература.
Автор: преподаватель Горбачева В.В.
Учебное заведение: Балашовский техникум механизации сельского хозяйства

СОДЕРЖАНИЕ

Объем работы________ листов.
Работа посвящена разработке методики проведения комбинированного урока. Значимость этого типа урока заключается в том, что форма его создает наилучшие условия для передачи студентам знаний, умений, навыков; их закрепление включает в активную работу всех.
Занятие реализует принцип непрерывного обучения. В комбинированном уроке, сочетающем в себе объяснение преподавателя, доклады студентов, анализ-комментарий поэтического текста, самостоятельную работу в виде сочинения-рассуждения, каждый этап выполняет свою задачу.
Занятие показывает хорошее знание студентами творческой лаборатории поэта, знание сопутствующих дисциплин: русского языка (лингвистический анализ фрагментов произведений), русской истории (взаимосвязь биографии и творчества поэта и русской истории начала ХХ в), логики ( построение высказываний при анализе текстов).
Изложение нового материала и его закрепление по вопросам анализа-комментария произведений поэта производится с применением активных форм обучения: рассказ с элементами эвристической беседы, постановка и решение проблемных задач, работа над опорными конспектами.
Методическая разработка предназначена для преподавателей с целью внедрения в учебный процесс.












ПРЕДИСЛОВИЕ

Лирика А. Блока остается одной из наиболее сложных для восприятия студентов, поскольку носит философский, символический характер. Цель методической разработки – предоставить возможность преподавателю более ясно, доступно и эффективно изложить эту тему.
В ходе занятия последовательно комментируются три стихотворения поэта в контексте его творчества, при этом прослеживается, как воплощаются в стихах А. Блока традиции А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, других классиков русской литературы.
Понять мир и творчество А. Блока можно лишь в неразделимой связи с жизнью России в тревожное время, когда создавал он свои произведения. Поэтому анализ стихов сопровождается историко-биографическими комментариями со стороны преподавателя и студентов.
Основными целями занятия были следующие:
познакомить студентов с жизнью и творчеством А.А. Блока;
обучать комментарию поэтического текста;
совершенствовать навык выразительного чтения наизусть;
формировать мировоззрение студентов средствами поэзии.
Важным аспектом подготовки занятия была совместная работа по подбору материала студентами и преподавателем (отбор стихотворений, вопросов для обсуждения, материала для комментария). Был подобран обширный иллюстративный материал: выставка книг А. Блока и литературоведческих исследований о нем; фотовыставка, в которой поэтапно отражены факты биографии поэта; репродукция картины «Неизвестная» И.Крамского (как иллюстрация к стихотворению «Незнакомка»). Наконец, была представлена пластинка с записью голоса А. Блока.
Форма проведения этого занятия традиционная - комбинированный урок; присутствуют все элементы, за исключением одного: проверки знаний предыдущего материала. Этот элемент занятия включен во все другие этапы занятия и носит творческий характер.
Предложенная методическая разработка предназначена в помощь преподавателю в процессе подготовки к занятию. Это попытка охватить обширный, в том числе и факультативный материал.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Новаторство и мастерство А.А. Блока. Лирический герой его поэзии.
Вид занятия, тип урока: комбинированный урок; урок сообщения новых знаний, выработки новых умений и навыков.
Методы и формы обучения: лекция с элементами анализа текста
Цели занятия
учебные, развивающие:
познакомить студентов с жизнью и творчеством А.А. Блока; обучать анализу поэтического текста;
совершенствовать навык выразительного чтения наизусть.
воспитательные:
формировать мировоззрение студентов средствами искусства и поэзии.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: история (связь биографии поэта с событиями начала
XX в)
обеспечиваемые: русский язык (языковый, лингвистический анализ стихотворений поэта)

Карточка обеспечения занятия

Наглядные пособия, раздаточный материал: портрет А.А. Блока, репродукция картины «Неизвестная» И. Крамского, литературная газета, посвященная творчеству А.А. Блока; выставка книг поэта и исследований о нем.
Технические средства обучения: проигрыватель, пластинки с записью голоса А. Блока (стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе» в его исполнении)
Литература: 1. А. Блок. Избранное. М., 1972г;
2. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. – Лен., 1978г.;
3. Рез З.Я. Лирика Блока в школьном изучении. – Ленингр., 1975;
4. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока. М.,1973г;
5. Турков А.М. Александр Блок (серия ЖЗЛ). М, 1969 г.










I. Организация занятия.

II. Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Слово преподавателя:
- Александру Александровичу Блоку (1880-1921гг) было суждено завершить своим творчеством великую эпоху русской поэзии – эпоху Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева и стать вместе с Горьким и Маяковским у истоков новой литературы. Непрост и нелегок был путь Блока, приведший его от мистической замкнутости к народу, Родине, Октябрьской революции. Три тома лирики Блока – «Трилогия вочеловечивания» - поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух эпох – его поэмы, театр, проза раскрывают перед нами круг мыслей и чувств одного из искреннейших певцов России.
Сегодня мы приступаем к изучению поэзии А. Блока.
Тема эта трудная, в представлении многих ваших сверстников Блок остается поэтом «непонятным». В его поэзии нашли отражение и неповторимые черты личности поэта, и особенности его эпохи, и сложные отношения между поэтом и его временем.
-Наша задача сегодня:
увидеть, читая стихи Блока особенности его лирики;
проанализировать несколько стихотворений поэта (проанализировать – значит, прочитать с подробным комментарием так, чтобы понять стихотворение, то, о чем хотел сказать поэт);
узнать лирического героя поэзии Блока.

III. Изложение нового материала.

1. Сообщение студента о жизненном пути поэта (см. приложение № 1)
Преподаватель дополняет. Студенты делают конспективные записи в тетрадях.

2. Анализ- сопоставление стихотворений А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье»
Заранее студентам разданы карты с вопросами и текстами. Сейчас их внимание обращаем на карту № 1.

Слово преподавателя об особенностях стихов Блока:

- В поэзии Блока особое значение имеет образ – символ. Эту мощную метафору мы можем обнаружить практически в каждом из стихотворений поэта (метафора - скрытое сравнение).
- Запишем, что такое символ, т.к. в стихотворении Блока нам нужно его найти.


Запись в тетради:
Символ - предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления. Примеры: вспомним о пушкинском анчаре, в котором слились воедино мощь ядовитого «древа», сеющего смерть, и губительная власть деспотизма; вспомним лермонтовский одинокий парус, воплотивший единство морской стихии и человеческой души. (Приступая к анализу стихотворения, мы в первую очередь обращаем внимание на тот символ, который Блок поставил в центре своего стихотворения. Так как он является ключом к пониманию этого произведения).

Чтение стихотворения Блока (у доски).
Студенты следят по картам, или по своим текстам.

Обсуждение
Найдите центральный образ – символ в стихотворении.

Запись в тетради:
- Центральный образ этого стихотворения «синий плащ», который, окутав возлюбленную, делает её недостижимой и поднимает на звездную высоту.
«Завернулась»,- говорит поэт. Это звучит торжественно и горько. Но в первую минуту мы не замечаем, как необычно звучит это слово, когда он рассказывает о том, как женщина надела плащ и ушла: «Печально завернулась»
- Прочитав стихотворение, мы стали свидетелями трагедии между двумя людьми, которые любили друг друга. Ответим же на вопрос: «Каклюбит поэт?» Какие слова в стихотворении свидетельствуют о его необыкновенной любви?
- Слово «сияло на столе» говорит одновременно и о Её красоте, и о возвышенности Его чувств.
- Нельзя сказать: «Пришёл смертный день» - говорят: «Пришёл смертный час». Вот это и был роковой, гибельный для Него смертный час, когда Она «ушла из дому».
- «Милая», «нежная» называет поэт свою возлюбленную. Мы как бы видим перед собой живую женщину, и в то же время чувствуем, как Блок всё время «приподнимает» образ любимой над реальной действительностью, обожествляя её, делая недосягаемой для себя, как свою молодость, которая прошла.

Слово преподавателя:
- Блоку вообще было это свойственно. Актриса Н.Н. Волохова, которой посвящен цикл стихотворений «Снежная маска», вспоминала, как настойчиво поэт отрывал её «от земного плана»: «Он наградил меня чертами «падучей звезды», звал «Марией – Звездой» (это образ из пьесы «Незнакомка»). Её приятельница Веригина вспоминает, что Блок говорил Волоховой: «Вы звезда, ваше имя – Мария», - утверждал, что она не просто родилась, а «явилась», как комета, как падучая звезда.

Сравним стихотворение Блока со стихотворением Пушкина.
- Обратимся теперь к стихам Пушкина. Пока ваш товарищ читает наизусть, вы должны выписать в тетрадь замеченные вами совпадения в композиции и лексике стихотворения.
(чтение наизусть этих стихотворений)
-Перекличка Блока со стихотворением Пушкина несомненна. Вот что мы выписали:
«Передо мной явилась ты» - «Передо мной сияло на столе»;
«И я забыл твой голос нежный» - «И я забыл прекрасное лицо»:
«Шли годы. Бурь порыв мятежный» - «Летели дни, крутясь проклятым роем»
«Душе настало пробужденье» - «И вспомнил я пред аналоем»;
«Звучал мне долго голос нежный, и снились милые черты» - «Ты, милая, ты, нежная, нашла», «мне снится плащ твой синий»

Слово преподавателя:
- Блок не случайно обратился к стихам Пушкина. В них была необходимая поэту одухотворенность любви, противопоставленность её всем обыденным земным чувствам.
Но у Пушкина любимая вносит в его мир гармонию, так как сама душа поэта обладает способностью к гармонии. Его чувства и не только высокие и прекрасные, но еще и в высшей степени цельные. Именно поэтому и является ему с «чудным мгновеньем» любви «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы »
Работа над 3 вопросом карты (Проследить, как Блок в своем стихотворении ведёт нас к трагическому финалу. Объяснить его символический смысл).

Запись в тетради:
- Блок, как и Пушкин, воспевает земную и вместе с тем идеальную, возвышенную любовь.
У Блока, как и у Пушкина, она является в дисгармоничный, разорванный страстями и невзгодами мир.
Но трагический финал стихотворения Блока говорит о невозможности любви и гармонии ни в мире, в котором живет поэт, ни в его душе. Вина не перекладывается целиком на плечи «мира», она возлагается и на самого поэта:
«Вино и страсть терзали жизнь мою»;
«Своей рукой убрал я со стола»

И это трагическое ощущение вины и возмездия составляет горький смысл (пафос) стихотворения:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Вопрос студентам:
- Как вы думаете, где нужно поставить логическое ударение при чтении последней строчки: на слово «своей рукой» или на слово «убрал»?
(Ударением на слово «убрал» мы подчеркиваем утрату поэтом высокого, «звездного» идеала; ударение же на словах «своей рукой» определяет иное понимание произведения: поэт сам тяжко виноват в том, что высокая любовь покинула его. Но в сердце она продолжает жить, раз живо трагическое переживание её ухода и сознание её звездной высоты («Мне снится плащ твой синий)).

3. Анализ стихотворения «На железной дороге»
Стихотворение прослушивается в грамзаписи.
Слово преподавателя:
- В записных книжках Блока встречаются такая запись: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение.»
-Поищем такие образы-символы в стихотворении «Железная дорога»:

Вопросы (даны в карте № 2 вместе с текстом) (см. приложение)
Кто является действующими лицами стихотворения?
Как изображаются действующие лица трагедии. Кто из них жив, кто мертв?
Определите место действия трагедии, проследите, как оно расширяется благодаря образам – символам?
Как поэт обнажает перед нами катастрофическое бездушие «страшного мира»?
В чем смысл изображенной Блоком трагедии? Почему стихотворение заканчивается словом «больно»?

Предполагаемые ответы:
1) Действующие лица трагедии: Она (только в начале стихотворения мертвая, а начиная со 2-й строфы – живая, молодая, красивая, страдающая); Поэт, рассказывающий с ней; Толпа (те люди, с которыми сталкивает её жизнь; те, что смотрят на её труп).
2) Поэт рассказывает о жизни и смерти неизвестной девушки так, как будто сам пережил всё, что выпало на её долю. До конца 5-й строфы он ни разу никак не называет её, нет даже местоимения «она»:
Лежит и смотрит, как живая
Бывало, шла походкой чинною
Отсутствие подлежащего сокращает расстояние между ней и поэтом»; создаётся ощущение, что он знает каждое движение её души.

Запись в тетради:
О ней, о мертвой рассказано как о живой, способной чувствовать, ждать, волноваться, желать любви, жадно глядеть в окна проезжающих мимо вагонов.
Ей, противопоставлен окружающий мир вещей и людей, - мертвенно-неподвижный, механический, неспособный к живому движению и развитию, к живому чувству:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;

Вставали сонные за стёклами
И обводили ровным взглядом;

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая
Тоска дорожная железная
Свистела, сердце разрывая.

3) Место действия – небольшая железнодорожная станция: «платформа, сад с кустами блёклыми», железнодорожная насыпь, «некошеный» ров.
Найдя слова-символы (см. ниже) и увидев за ними высокий план произведения, мы убеждаемся, что в стихотворении «Железная дорога» Блок не стремится всего лишь нарисовать картину жизни с натуры – он запечатлел общий процесс огромной важности: и место действия трагедии не железнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен «любовью, грязью иль колесами». Различны способы умерщвления души в «страшном мире» - даже любовь становится одним из них.
4) Слово «железная» в тексте стихотворения прилагается не к слову «дорога», в сочетании с которым оно обозначает только вид транспорта, а к слову «тоска». В нем слышится глухое отчаяние, порожденное жестокостью бездуховной, механической цивилизацией «страшного мира»:
Тоска дорожная железная

Запись в тетради:
Итак, одно слово – остриё найдено: «железная» тоска. К нему примыкает
ряд эпитетов: «шли привычной линией», «обводили ровным взглядом», «в пустых мечтах изнемогая», «кинуто в пустынные глаза вагонов». Это мир, умерщвляющий душу. Живое человеческое чувство в нем случайность, редкость или привычная маска, за которой – пустота.
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною
Скользнул – и поезд в даль умчало.

- Кто населяет этот мир? Жандарм, гусар, сонные и равнодушные обыватели(«Вставали сонные за стёклами и обводили ровным взглядом»)
Этой бездушной стихии противопоставляется стихия живая, но придавленная:
Молчали желтые и синие
(Вагоны 1-го и 2-го кл. для богатых);
В зеленых плакали и пели.
(Вагоны 3-го кл. для «простонародья»)
«Плакали» и «пели» - слова – символы. В них вся судьба народная.
Столкновение живой человеческой души (личности с её «микрокосмосом») с мертвым, «железным», «страшным миром» неизбежно ведёт к трагической гибели – «давно уже сердце вынуто!»
«Сердце вынуто» - ещё одно «остриё»,- центральный образ стихотворения:
Не подходите к ней с вопросом,
Вам всё равно, а ей – довольно

Потрясает это «все равно», в нем характеристика обезличенной, бездушной толпы:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – всё больно.
- Кому же больно? Ей? Но она – мертва. В этом «больно» (третье слово – остриё) сливается. Она и Поэт, сохранивший живую душу в мертвом и умерщвляющем мире. В словах «все больно» - позиция художника – гуманиста, живое состояние его души в «страшном» мире.
Страстностью, силою чувства, болью за погибшего человека привлекают и волнуют эти стихи.

Сообщение № 2 (своеобразие лирики А. Блока)

IV. Закрепление в форме самостоятельной работы
(в тетрадях для творческих работ или на листках)
Эмоционально – смысловой анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»

Вопросы (даны вместе с текстом стихотворения в карте №3 - см. приложение)
Что несет пение девушки людям, которые её слушают? Почему?
Какие краски и звуки использует автор, чтобы показать «девушку-надежду» и то, что ей противостоит?
На какие части композиционно мы разобьем стихотворение? ( Где экспозиция, кульминация, финал?)
Ваше мнение, - почему так трагичен финал?

Предполагаемые ответы:
1) – Пение девушки несёт людям надежду, веру в добро и справедливость,
в то, что всё закончится хорошо в этом страшном мире и для них, и для их близких, и даже для незнакомых чужих людей, которые где-то нуждаются в помощи. Почему? – Человек всегда хочет верить в лучшее, стремится к этому.
2) Какие краски звуки использует поэт, чтобы показать «девушку- надежду»? А чтобы показать «страшный мир», что ей противостоит?
- «голос, летящий в купол», «Луч на белом плече», «белое платьев луче», «голоссладок», «лучтонок».
- каждый из мрака смотрел»; « плакал ребёнок»
Противопоставление: мрак – луч, белое платье; она пела - он плакал.
3) На какие части композиционно мы разобьем стихотворение?
Экспозиция затянута – 2 четверостишия;
Развитие действия – 1 четверостишие;
Кульминация – финал – последнее четверостишие.
В начале Блок как бы усыпляет нас благополучием происходящего, но настораживают слова: «И всем казалось»
Однако финал всё равно воспринимается болезненно. Трагическая нота неожиданна и ранит читателя.
4) Ваше мнение, - почему так трагичен финал?
Во-первых, в этот период творчества Блок всем своим существом ощущал неблагополучие жизни, её трагические противоречия.
А, может быть, в стихах есть разоблачение «утешающей лжи». Девушка выступает здесь, как и Лука, у Горького – утешительницей (вспомните: «Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой») Люди пытаются обмануть себя, слушая голос девушки, и поверить в лучшее, но правда-то – вот она, в конце стихотворения.

V. Итоги урока
-Итак, ребята. Мы сегодня познакомились с творчеством А. Блока. В чем же своеобразие его поэзии?

Выводы по занятию:
1) В стихах Блока большое знание имеют образы-символы. Они несут основную эмоционально-смысловую нагрузку.
2) В лирике Блока запечатлена мечта о возвышающей Любви, являющийся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» были сильнее любви и мечты. Поэтому во многих стихах поэта звучат трагические ноты. Жизнь катастрофична: в ней нет места гармонии, любви.
Во многих стихах поэта звучит отчаяние:
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё равно;

Ночь, улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Блок не скрывал, что «страшный мир» вызывает у него «лихорадку ужаса». Таким был и его лирический герой.
«Человек, чувствующий глубоко и разрушительно», - сказал о нём Горький.
- Теперь об оценках (комментарий ответов студентов)

VI. Домашнее задание.
Прочесть стихи Блока «Незнакомка», «В ресторане», «Россия». Подготовить предварительный анализ. Выучить одно стихотворение Блока наизусть.

































Заключение

Занятие по лирике А. Блока было задумано как комбинированный урок, сочетающий в себе объяснение преподавателя, доклады студентов, анализ – комментарий поэтического текста, самостоятельную работу в виде мини сочинения – рассуждения. Каждый этап занятия выполнял свою задачу. На первом этапе студенты получили представление о биографии и творческом пути А. Блока; на втором этапе они, направляемые преподавателем, совместно комментировали стихотворения поэта, учились высказывать своё мнение, обоснованно логически рассуждать; на третьем этапе студенты самостоятельно анализировали одно из ранних стихотворений поэта (их анализ строился по типу сочинения – рассуждения), что, по сути, являлось закреплением полученных знаний и навыков. Таким образом, в процессе занятия достигались поставленные цели: создавалось целостное представление о творчестве поэта, вырабатывался навык самостоятельного анализирующего чтения, формировалось мировоззрение студентов.





























Приложение:
Об Александре Блоке (Сообщение № 1)

Ал. Блок жил и творил на рубеже двух исторических эпох – эпохи капитализма и эпохи социализма. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, и вместе с тем его именем открывается первая заглавная страница истории русской советской поэзии.
Поэт родился в 1880 г., умер в 1921. Жизнь России за эти 40 лет ознаменовалась великими социально-политическими событиями. Промышленный подъем в стране и рост рабочего класса, новый – пролетарский – период освободительного движения и создание большевистской партии, поражение царской России в войне с Японией, мощный революционный взрыв 1905г. и тяжелое время реакции, затем – новый подъем революционной борьбы, антинародная империалистическая война и свержение самодержавия, наконец, Великая Октябрьская революция, гражданская война, и начало строительства социалистического мира. Таковы эти решающие события и сдвиги. Ал. Блок отразил в своем творчестве существенные черты этого бурного, переломного времени, - отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
Писать стихи всерьёз Блок начал в 1898 г. Окончательно сложился как поэт накануне 1905г. Полного расцвета его творчество достигло в период с 1907 по 1916 гг. Последние всемирноизвестные произведения его – поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы» - были созданы сразу после Октября, в январе 1918г. Таким образом, творческий путь Блока укладывается в 20 лет. За это короткое время Блок пережил стремительное идейно-творческое развитие из уединенного лирика, погруженного в глубины собственной души. Вырос в поэта национального, в поэта – трибуна, осознавшего свой долг и своё право сказать миру новую историческую правду, рожденную Великой Октябрьской Социалистической революцией.
Июль 1916 г- Блок призван в действующую армию и назначен табельщиком инженерно-строительной Дружины Союза земств и городов, расположенной в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Там он провел около 7 месяцев.
В начале мая 1917г. он назначен редактором стенографического отчета чрезвычайной следственной комиссии, которую Временное правительство учредило «для расследования противозаконных действий бывших министров».








Своеобразие лирики А. Блока (Сообщение № 2)

Блок, как никто другой, мучительно ощущал социальное неблагополучие и жаждал крушения старого мира.
Он обладал особым талантом не только видеть, но и «Слышать» движение истории, музыку жизни. Это была исполненная трагизма музыка больших социальных конфликтов, которая вызвала мучительную тревогу в душе поэта и определила драматический характер всей его лирики. В ней нашли глубокое и своеобразное воплощение противоречия времени. Анна Ахматова через много лет после смерти Блока писала:
И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи, и охи.
Тебе улыбнётся презрительно Блок –
Трагический тенор эпохи.
Все особенности поэтики Блока связаны воедино и определены содержанием его поэзии – напряженными поисками гармонии, идеала в мире, чреватом «неслыханными переменами», «невиданными мятежами». Но при жизни поэта содержание его стихов часто не понимали даже те читатели, которые называли себя его поклонниками. В его стихах ценили прежде всего «красивость», опьянялись их музыкой.
Сам Блок боялся «красивости» своих стихов, называя её «картонностью». Завораживающая музыка для него не самоцель, а символ гармонии, того высокого идеала, поиски которого были главным содержанием всей его поэзии.
Не было гармонии в том мире, в который пришел поэт. Хаотическим, безрадостным было его звучание. Не чувствовал поэт и гармонии в своей душе. Но гармония была нужна, желанна, без нее нельзя было жить.
Она должна была явиться и преобразить мир, и для полного её торжества поэту нужно было установить связь между своим «Я» и музыкой преображенного мира.
Блок называл своё творчество процессом «вочеловечивания», утверждал, что оно прошло 3 этапа.
На первом этапе: высший смысл жизни являлся ему в образе любви, которая одна может и должна спасти мир, внести в него гармонию. Воплощением Любви и Красоты становится Прекрасная дама. Этот идеал овладевает душой поэта.
Но уже первая книга стихов Блока и центральный цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», вызывают чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.
На втором этапе «вочеловечивания» поэт испытывает мучительные, трагические чувства. Он становится жертвой действительности, начинает ощущать её противоречия не только вовне, но и внутри собственно души.
На третьем этапе процесс «вочеловечивания» приводит поэта к обретению новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных нравственных и жизненных верований становится Родина.
Карта № 1
Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Блока
«О доблестях, о подвигах, о славе» и А.С. Пушкина
«Я помню чудное мгновенье»

Задания:
Выделить центральный образ - символ в стихотворении Блока. Что он значит?
Какие слова говорят о возвышенной, необыкновенной любви поэта?
Найдите совпадения в лексике и композиции стихов Пушкина и Блока. Почему Блок опирается на пушкинские стихи?
Как вы думаете, почему у Пушкина история любви заканчивается благополучно, Блок ведёт к трагическому финалу? Объясните смысл финала?




А.С. Пушкин
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настала пробужденье:
И вот опять явилась ты.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825г.


А.А. Блок
* * *

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем
Вино и страсть терзали жизнь мою
И вспомнил я тебя пред аналоем.
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя. Но ты не оглянулась.
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий.
В котором ты в сырую ночь ушла
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось. Молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
30 дек. 1908г.










Карта № 2
А.А. Блок
На железной дороге
Под насыпью, во рву некошеном.
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих –
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами,
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми;
Её, жандарма с нею рядом
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною
Скользнул – и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная.
В пустых мечтах изнемогая
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая
Да что – давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – всё больно.
1910г.
Вопросы:
Кто является действующими лицами стихотворения?
Как изображаются действующие лица трагедии? Кто из них жив и кто мертв?
Определите место действия трагедии: проследите, как оно расширяется благодаря образам – символам?
Как поэт обнажает перед нами катастрофическое бездушие «страшного мира»?
В чем смысл изображенной Блоком трагедии? Почему стихотворение заканчивается словом «больно»?
Карта № 3

А.А. Блок
* * *
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли.
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрести.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Август 1905г.


Вопросы:
Что несет пение девушки людям, которые её слушают? Почему?
Какие краски и звуки использует автор, чтобы показать «девушку-надежду» и то, что ей противостоит?
На какие части композиционно мы разобьем стихотворение? (Где экспозиция, кульминация, финал?)
Ваше мнение, - почему так трагичен финал?















Задания для самостоятельной работы
по творчеству А.А. Блока

1. Проделайте самостоятельный письменный анализ того стихотворения А. Блока, которое поразило вас больше других.
2. Нарисуйте (если любите рисовать) иллюстрации к одному из стихотворений Блока о Родине или к его поэмам «Соловьиный сад» и «Двенадцать».
3. Рассмотрев картины художника Михаила Врубеля «Богатырь», «Пан», «Царевна-лебедь» (Чем они созвучны поэзии Блока?) и прочитав статью А. Блока «Памяти Врубеля», и подготовьте доклад на тему «Блок и Врубель о Родине».
4. Прочитав статью Блока « Интеллигенция и революция», напишите развернутый ответ на вопрос, как и чем эта статья помогает понять поэму «Двенадцать».
5. Подготовьте устное сообщение на тему «Образ Родины в лирике Некрасова и Блока».
Подготовьте обзор стихотворений советских поэтов, посвященных Блоку.




Предварительное анкетирование по
творчеству Блока

Какие из стихотворений Блока произвели на вас наибольшее впечатление?
Какие чувства они у вас вызвали? Как вы поняли прочитанные стихотворения?
Что, по-вашему, отличает Блока от других поэтов?
Что вам кажется непонятным в стихах Блока?
Какие вопросы у Вас возникли, когда вы читали Блока?
Что бы вы хотели узнать о самом поэте?











Литература

Комаров Н. Александр Блок (Методические рекомендации в помощь учителю). Казань, 1971г.
Киреева А.Ф. Александр Бок в школьном изучении. Саратов, 1974г.
Рез З.Я. Лирика А. Блока в школьном изучении. (Методические рекомендации). Л. Изд. Ленингр. Гос. Пед. Ин-та им. А.И. Герцена, 1975г.
Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Л., «Просвещение», 1978г.
Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком. М., «Дет. Лит.» 1969г.
Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Изд. 2-е, доп., Л., «Сов. писатель», 1973г.
Либединская Л. Жизнь и стихи, М., «Дет. Лит.», 1970г.
Максимов Д.Е. Александр Блок. Очерк творчества. М., Гослитиздат, 1956г.
Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М., «Сов. Россия», 1973г.
Турков А.М. Александр Блок (серия «ЖЗЛ») М., «Молодая гвардия», 1969 г.
Чуковский К.И. Александр Блок – в кн.: К. Чуковский современники. Изд. 4-е (Серия «ЖЗЛ») М., «Мол. Гв.», 1967г.











13PAGE 15


13PAGE 14415




@ Заголовок 1H Заголовок 2: Заголовок 3H Заголовок 4J Заголовок 5H Заголовок 6P Заголовок 7Ў: 15: Основной текстB Нижний колонтитул, Номер страницыX Основной текст с отступом8 Основной текст 2V Основной текст с отступом 2V Основной текст с отступом 3