Программа кружка в 5 классе Удивительное рядом. Подходит для поднятия интереса детей к таким наукам как химия, физика, география, астрономия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5 класса, которые уже знакомы по урокам природоведения с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 34 академических, включает теоретические и практические занятия по экологии, биологии, географии, химии, физике, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.


Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-12 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год 34 занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по различным вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.


Учебно-тематический план
№ п./п.
Темы
Количество занятий



Общее
В том числе теоретических
В том числе практических


Введение
1
0
1


Удивительное: звезды, планеты, астрономия
5
4
1


Удивительное и биология
12
8
4


Удивительное и география
7
4
3


Удивительное и химия
4
1
3


Удивительное и физика
4
3
1


Повторение и обобщение
3
1
2

 
Всего
34
19
15


В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
учатся проводить опыты, наблюдения,
разрабатывают буклеты и создают презентации
развивают свои творческие способности при оформлении.
















Список необходимой литературы.
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М., 2005.
Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.

Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.


















Календарно – тематическое планирование
кружка по естествознанию
«Удивительное рядом или за страницами учебников»

№ п./п.
Тема занятия
Содержание занятия
Наглядные
пособия
Часы
Дата






План.
Факт.

Введение (1 час)



Игра «Удивительные загадки природы»

Презентация
1 ч.
3,09


Удивительное: звезды, планеты, астрономия (5 часов)



Что такое Вселенная. Как люди представляют Вселенную.
Строение Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной;
вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Г.Галилея в развитие науки.

1 ч.
10,09



Путешествие по Солнечной системе.
Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты);
Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная презентация
1 ч.
17,09



Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)


1 ч.
24,09



Желтый карлик – Солнце.
Солнечная активность и ее влияние на жизнь и здоровье людей
Рисунки, презентация
1 ч.
1,10



Что нам звезды говорят? (Созвездия)
Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная карта;
Атласы и карты звёздного неба; презентация
1 ч.
8,10


Удивительное и биология (12 часов)



Игра «Загадки из учебника биологии»


1 ч.
15,10



Природа под микроскопом.
Практическая работа


1 ч.
22,10



Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас.
«Рассматривание клеток под микроскопом»


1 ч.
29,10



Удивительные растения вокруг нас.


1 ч.
12,11



О чем шепчутся деревья?


1 ч.
19,11



Оранжерея на окне
Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

1 ч.
26,11



В непознанном мире грибов.


1 ч.
3,12



Прогулки с монстрами (животные прошлого)

CД – диск «Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров»
1 ч.
10,12



Загадки животного мира.


1 ч.
17,12



Человек. А что внутри?


1 ч.
24,12



Человек в цифрах.
Практическая работа
«Изучение некоторых характеристик»


1 ч.
14,01



Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.
Экологические проблемы человечества, пути их решения

1 ч.
21,01


Удивительное и география (7 часов)



Волшебная шкатулка (горные породы и минералы)
Отличие горных пород от минералов;
Виды горных пород, применение
коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.
1 ч.
28,01



Практическая работа «Описание горных пород и минералов»


1 ч.
4,02



Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения.

Кинофильмы «Землетрясения»,
«Вулканы»,
1 ч.
11,02



Интересная погода. Смерчи и ураганы.
Откуда появляется ветер? Осадки.
Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи.

1 ч.
18,02



Ориентирование на местности или как не потеряться
Компас, ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки.


25,02



Путешествие капельки воды.
Круговорот воды. Океан. Океанское дно.
Течения и приливы. Что такое волны?
Исследования океана.




1 ч.
4,03


Удивительное и химия (4 часа)



ЕЕ Величество Вода.
Практическая работа «Определение качества воды»
Вода - уникальное вещество.
Вода и жизнь людей.
видеофильм
1 ч.
11,03



Вещества на кухне.
Практическая работа «Выращивание кристалла медного купороса»
Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами.
Вода, соль
1 ч.
18,03



Химия чистоты и красоты.
Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия).
Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними.

1 ч.
2,04



Осторожно, еда!
Практическая работа «Определение качества пищи»


1 ч.
8,04


Удивительное и физика (4 часа)



Звук вокруг
Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте.


15,04



В мире электрических зарядов.
Электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния?

1 ч.
22,04



Свет, мой лампочка!
Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах. Ход светового луча в капле дождя.

1 ч.
29,04



Биофизика и человек.
Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние влажности на здоровье человека.

1 ч.
6,05


Повторение и обобщение (3 часа)



Игра – обобщение «Хочу все знать»


1 ч.
13,05



Создание и защита буклета «Удивительное в »


2 ч.
20,05






~ђ Заголовок 115