Конспект по литературе на тему А.А.Блок(1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» — книга о первой любви (11 класс).


Проблемный урок по литературе в 11 классе
А.А.Блок(1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.
«Стихи о Прекрасной Даме» - книга о первой любви.
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цели урока:
познакомиться с атмосферой, в которой вырос Блок;
выявить особенности его поэзии на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”;
развивать навыки анализа поэтического текста;
воспитывать у учащихся любовь к поэтическому слову.
Оборудование урока: презентация, портрет поэта.
Методические приёмы: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.
Формы работы: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, выразительное чтение стихов и их краткий анализ, ролевая инсценировка.
Виды работы : индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания); коллективная.
Ход урока
3872865centerВступительное слово учителя. ( 1-й слад)
---Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным русским поэтом А.А.Блоком, имя которого навеки запечатлено в историю русской поэзии. Постараемся, насколько нам это удастся, проникнуть в атмосферу, в которой вырос поэт, посмотрим, как факты биографии А. Блока отразились в его поэзии, а также познакомимся с первой книгой поэта – «Стихами о Прекрасной Даме», которая является божественным гимном прекрасной любви. Имя А.А.Блока – одно из ярких и ключевых имён русской литературы, поэзии «серебряного века».
( 2-ой слайд) (Учитель называет тему и цель урока)
---Чтобы наш урок достиг цели, мы к нему серьезно готовились. Готовились биографы, чтецы, литературоведы.
(3 –ий слайд) --- Мы с вами уже знакомы с поэзией серебряного века, с её представителями и с особенностями её направлений.
---К какому литературному направлению примыкал А.Блок?
К символизму.
---Что является особенностью данного литературного направления?
В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. (3-й слайд)

--- Прежде чем мы перейдём к особенностям романтического мира раннего Блока, я предлагаю познакомиться с очерком жизни поэта.
( Сообщение биографа). (4-8 слайды)
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в культурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, был юристом и профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Мать, Александра Алексеевна Бекетова (по второму браку—Кублицкая-Пиоттух), дочь ученого-ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись еще до рождения сына. Блок рос в семье деда, окруженный всеобщим вниманием и заботой. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматове. 
В  1889 Александр Блок отдан в Введенскую гимназию. В 1898 году он оканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же, в 167 лет, Александр Блок приступает, по его собственному выражению, к «серьёзному писанию».
(Слайд 9) (Сообщение литератора) В автобиографии Блок вспоминает: « Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так «называемой новой» поэзии я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва». Особенно большое влияние на Блока оказала соловьёвская идея Мировой Души или Вечной Женственности. Мистические образы носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги» и образ поэта – её служителя, жреца, были восприняты и усвоены Блоком. В этом духе и претворились в «Стихах о Прекрасной Даме» его романтические переживания – увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой.
(10 слайд) ---«Стихи о Прекрасной Даме» - это гимн божественной, чистейшей любви. Любовь - священный дар. Это одно из тех чувств, которому многие писатели и поэты посвящают свои произведения. Она многогранна, необъятна и в принципе непостижима! Даже сейчас, живя в XXI веке - так называемом веке прогресса разума и техники, - мы не можем найти ответ на вопрос: что это? откуда берется это чувство, а самое главное - как заглушить боль, которую она оставляет после себя.
(11 слайд) ---Композиционно книга построена как роман в стихах (как впоследствии выразился сам автор). Героями этого романтически- любовного романа являются Он и Она (Поэт и Возлюбленная), А.Блок и Л.Д.Менделеева.
---Я предлагаю нам вместе с героями отправиться в путешествие по страницам этого необычайно прекрасного романа и постараться постичь тайну поэтики божественно-возвышенной, таинственной любви. Помогут нам в этом Екатерина и Александр, которые исполнят роли Поэта и его Возлюбленной. (Исполняющие роли сидят за отдельной партой перед классом)
(12 слайд) Летом 1898 г. поэт познакомился с Менделеевой, будущей женой.
Воспоминание. Он: «Любовь Дмитриевна сразу произвела на меня сильное впечатление. Это было, кажется, в начале июня. Меня необыкновенно занимали разговоры с Любовью Дмитриевной ».
Чтение учителем стихотворения «Отдых напрасен. Дорога крута» (13 слайд)
---Данное стихотворение является своеобразной завязкой любовного романа. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?
Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.
--- Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?
В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о, вечном, нетленном.
---Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?
В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.
--- Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.
---Блок только что окончил гимназию и чувствовал себя очень взрослым, готовился в актёры и вёл себя как многоопытный сердцеед.
Воспоминание. ОН: «Я с волнением ожидал каждой новой встречи».
Чтение стихотворения (1-й чтец) «Встану я в утро туманное». (14 слайд)

Вопросы для анализа стихотворения “Встану я в утро туманное”.
---Каково цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни.
---Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим удивление и блаженное состояние героя, ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.
---Как совершилась для Блока и Менделеевой прежде всего та божественная встреча, то, что называют «судьба свела»? (15 слайд)
Воспоминания. ОНА: « Первый и единственный за эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления Гамлета. Мы были в костюмах Гамлета и Офелии. Я чувствовала себя смелее, мы сидели в полутьме, за кулисами, я смотрела ему в глаза…и главное – я не бежала. Вот этот десятиминутный разговор и был, наверное, началом нашего романа наших первых лет встречи…Потом было возвращение домой сквозь молодой березняк. Августовская ночь черна в Московской губернии, и звёзды были крупные необычайно…И было нам 16 и 17 лет».
Воспоминание. ОН: "Какой опять сегодня сон! Какие вообще в это лето! Что это значит? Сегодня было землетрясение, кончался мир и падали (рушились) небеса. Мы (с Ней?) бежали".
(Сообщение литератора) С лета 1898г. начинается тот стихотворный поток, который дает начало циклу “ Стихов о Прекрасной Даме ” - этому лирическому взлету молодого Блока, океану любовных гимнов, обращенных к Л.Менделеевой.
Чтение стихотворения(2-ой чтец) «Мне снилась снова ты…» (16 слайд)
--Каково отношение лирического героя к возлюбленной?
Лирический герой повергнут «богиней красоты», стоит у ног её, склонив колени, как рыцарь.
--- Для Блока любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Стихотворение, которое сейчас прозвучит, яркое тому свидетельство.
(17 слайд) Чтение стихотворения (3-ий чтец) « Предчувствую тебя. Года проходят мимо…».
---Какова композиция этого стихотворения? На чём она основана?
Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
---Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.
Воспоминание. ОН: 10 ноября 1902 года Блок пишет Любови Дмитриевне: «Ты — мое солнце, мое небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца. Играй ею, если это может быть Тебе забавой. Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, все будет Твое, от Тебя и к Тебе. Твое Имя здешнее — великолепное, широкое, непостижимое. Но Тебе нет имени. Ты — Звенящая, Великая, Полная, Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного. Мне дано видеть Тебя Неизреченную». (18 слайд)
Воспоминание. ОНА: "...Все перечитываю твое письмо, твои стихи, я вся окружена ими, они мне поют про твою любовь, про тебя..." - писала Любовь Дмитриевна Блоку в ноябре 1902 года.
(19 слайд) Чтение стихотворения (4-ый чтец) «Вхожу я в тёмные храмы».
Вопросы для анализа стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.
---Каким представлен образ Прекрасной Дамы в этом стихотворении? Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?
Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
---Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?
Она для него святая, в ней воплотился его идеал:
Герой очарован, он рад видеть неземные черты. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни вздохи, ни речи
Но я верю - Милая Ты.
--- Какие цветовые символы использует автор?
“Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.
---Как отражается в стихотворении идея двоемирия?
Вымышленному, идеальному миру, таинственности и загадочности Прекрасной Дамы противопоставлен лирический герой, с его переживаниями, дрожью «от скрипа дверей».
Воспоминания. ОН: "Малая церковь Твоя - для меня эти письма, и я бы хотел украшать их любовной живописью».
(20 слайд) Воспоминания. ОНА: 7 ноября – день нашего курсового вечера в дворянском собрании. Мне вдруг стало ясно: объяснение будет в этот вечер…Мы шли по нашим местам… Когда мы подошли к Литейному мосту, он сказал, что любит, что его судьба в моем ответе. Я приняла его любовь… Когда же мы подошли к Семёновскому мосту, он вынул из кармана сложенный листок бумаги и сказал, что если бы не мой ответ, то его бы не было в живых».
Воспоминание. ОН: «Сегодня 7 ноября 1902 года. Сегодня свершилось то, чего я ждал всю жизнь. Кончаю как эту тетрадь, так и тетрадь моих стихов».
Воспоминание. ОНА: “Милый, дорогой, бесценный Сашуня, я люблю тебя! Твоя”.
(21 слайд) (Читает стихотворение) ОН: 8 ноября 1902
Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж, - хранил огонь лампад.
И вот - Она, и к Ней - моя Осанна -
Венец трудов - превыше всех наград.
Я скрыл лицо, и проходили годы.
Я пребывал в cлуженьи много лет.
И вот зажглись лучом вечерним своды,
Она дала мне Царственный Ответ.
Я здесь один хранил и теплил свечи.
Один - пророк - дрожал в дыму кадил.
И в Оный День - один участник Встречи -
Я этих Встреч ни с кем не разделил.
(22 слайд)
---17 августа 1903 г. состоялось венчание в подмосковной Таракановской церкви. В большой гостиной был накрыт стол. Молодые не остались до конца пира, они спешили к петербургскому поезду и укатили на тройке.
ОНА:(23 слайд) Читает стихотворение (5-ый чтец) «Мой любимый, мой князь, мой
Подведение итогов
---Назовите поэтические особенности книги “Стихи о Прекрасной Даме”.
Таинственность, символы, идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности.
---Кто был внимателен и заметил, какие три облика и три плана лирической героини представлены в первой книге Блока? (24 слайд)
Можно отметить следующие три облика и три плана лирической героини: в космическом плане – это Душа Мира, в религиозном плане – Царица Небесная, носительница Божественного начала, Вечной Женственности, в земном плане – возлюбленная, в которой угадываются реальные черты Л.Д.Менделеевой. 
Заключительное слово учителя.
---В «Стихах о Прекрасной Даме» вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, в которых мы, безусловно, узнаём Любовь Дмитриевну Менделееву. Высокое чувство любви к Менделеевой сопровождало поэта всю его жизнь. Это его вечная тема. Последние записи в дневнике, записанные уже рукой медленно умирающего человека, были о ней же.
Рефлексия.
---Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно? Интересно? Трудно? Помог вам данный урок больше узнать о Блоке как о человеке и о поэте?
Объявление оценок.
--- На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Блока, об особенностях его поэзии, о проблеме двоемирия в лирике поэта.
Спасибо всем за активное участие.
Домашнее задание:
1.Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка».
2.Индивидуальное задание:
1.Сообщение на тему: «Контраст миров в стихотворении «Незнакомка».
2. Символика цветов в стихах Блока.
3. По желанию: написать сочинение-эссе «Моё открытие А. Блока»
Список литературы:
Александр Блок в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 144—145.
Банников,Н.В. Три века русской поэзии.- М.: Просвещение, 1979.
Блок А. Письма к жене. М., 1978. С. 49.
Дневник Александра Блока: VII т.
Максимов, Д.Е. Поэзия и проза А.Блока.- Л., 1981.
Максимов, Д.Е. О мифологическом начале в лирике Блока.- Л., 1980.
Орлов, В.Н. Жизнь А.Блока: В 2 т.- М.: Гамаюн, 1989.
Собрание сочинений А.Блока: В 6 т.- том 1.
Тимофеев, Л.И. Творчество А.Блока.- М., 1963.
Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова.- М., 1980.
Приложение №1 Презентация.