Конспект урока по теме Астрономия — наука о небесных телах


урок № 3
Тема урока: Астрономия – наука о небесных телах.
Цели и задачи урока:
Рассказать учащимся о науке астрономия.
Развивать устную и письменную речь;
Воспитывать аккуратность, воспитанность.
Тип урока: изучения нового материала.
Метод урока: лекция с элементами беседы, информационно - развивающий.
Оборудование: презентация, листы бумаги, фломастера.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Актуализация знаний.
Проверка выполнения заданий к уроку №2 в рабочей тетради 2.
Ответы на вопросы к параграфу 1.
Изучение нового материала.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках астрономии мы говорим о познании Вселенной. Но сегодня, прежде чем изучать малые тела, давайте заглянем в “себя” и приготовимся для научно - исследовательской экспедиции в пределах нашей Галактики и Вселенной.
Ещё в глубокой древности люди заметили взаимосвязь движения небесных светил по небосводу и периодических изменений погоды. Астрономия тогда была основательно перемешана с астрологией. Окончательное выделение научной астрономии произошло в эпоху Возрождения и Астрономия является одной из древнейших наук. Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н. э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н. э. египетские жрецы подметили, что разливы Нила, регулировавшие экономическую жизнь страны, наступали вскоре после того, как перед восходом Солнца на востоке появлялась самая яркая из звезд, Сириус, скрывавшаяся до этого около двух месяцев в лучах Солнца. Из этих наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность тропического года.
Астрономия – наука которая изучает явления происходящие в телах, находящихся в космическом пространстве.
Галактика – гигантская система из бесчисленного множества звезд , которые вращаются вокруг единого для всех центра.
К малым телам Солнечной системы относятся: астероиды (“звёздообразные”), кометы (“длинноволосые”, “хвостатые”), болиды, метеоры и метеориты.
Их называют “малыми” телами потому что их масса и размеры не соизмеримы с размерами других тел нашей Солнечной системы.
Кометы – хвостатые звёзды (голова, ядро, хвост) – строение комет. Кометы отличаются от всех других тел Солнечной системы: (своим видом; формой орбит; большими размерами; быстрым и бурным развитием). Вид комет меняется по мере приближения к Солнцу, т.е. возрастает её яркость, увеличивается размер хвоста, иногда наблюдается быстрое изменение структуры. Хвост кометы обычно имеет вид конуса, в вершине которого находится размытое ядро (голова). Голова состоит из туманной оболочки (комы) и звёздообразного ядра, которое является самой яркой точкой кометы. Яркость кометы возрастает по направлению к ядру. Головы комет могут иметь очень большие размеры – несколько десятков и даже сотен тысяч километров. Хвост кометы всегда направлен от Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около 106 км в сутки, пока не достигнет величины 108 км.
Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци (1746 – 1826 гг.) случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Вскоре были открыты ещё три астероида – Паллада, Юнона, Веста.
Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены. Диаметр Цереры – 770 км, Весты -380 км, Юноны – 170 км, размеры большинства других не превышают 5 – 10 км. Пространство между орбитами Марса и Юпитера заполнено огромным количеством обломков: с размерами больше 1 км – 30000; с диаметром менее 1 км сотни миллионов. Такое количество астероидов между Марсом и Юпитером наводит на мысль о существовании здесь прежде некой планеты, разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся открытым. Все астероиды лишены атмосферы.
Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства.
Болиды – вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болид (скорость вторжения в атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу огненный шар. Несколько раз в году можно наблюдать целые метеорные потоки (метеорные дожди). Метеорные потоки на протяжении нескольких ночей могут появляться примерно в одной и той же области неба.
Закрепление знаний. Работа в группах.
Задания для лаборатории “Астероид”
Ответьте на вопросы:
Что такое астероиды, в чём сходство и различия с планетами?
Чем планеты отличаются от звёзд?
Что такое созвездие? Сколько насчитывается созвездий?
Каков механизм солнечного затмения?
Яркая звезда в Северном полушарии?
Причина смены времён года на планете Земля?
Задание для лаборатории “Метеорит”
Ответьте на вопросы:
Современные методы изучения астрономии.
Какое строение имеет комета?
Почему комета становится видна только при приближении к Солнцу?
В чём причина явления, которое называется метеор?
Что такое метеорит??
Название Галактики, в которой мы живём. Какое созвездие является центром нашей Галактики?
Задание для лаборатории “Солнце”
Ответьте на вопросы:
Что такое Солнце?
В каком состоянии находятся вещества на Солнце?
Почему нам кажется, что Солнце и Луна имеют одинаковые размеры?
Расскажите о значении Солнца для Земли?
Что означают эти числа: +60000С; 150 млн. км2 ?
Можно ли смотреть на Солнце? Почему?
Защита групп.
Домашнее задание: § 3. Задание №3 рабочей тетради 2.
Итоги урока.