Конспект урока ко Дню Знаний Первое сентября.


КОНСПЕКТ УРОКА. 1 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА.

ТЕМА: Семья, детство.

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования понятия значения дома и семьи для человека; способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность взаимоотношений в коллективе и в семье; способствовать развитию умения обобщать, сравнивать, делать выводы; формирование уважительного отношения детей к своим родителям; формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон с записью песен «Маленькая страна», «Про мамонтенка», «Улыбка», выставка детских книг Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.Осеевой, плакаты с пословицами, тест.

ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

(Звучит мелодия песни «Маленькая страна»)
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно. Любят все там меня.
Там солнца лучик поселился и излучает свет.
ПРИПЕВ: Маленькая страна- это моя семья,
Там , где родился я и вырос,
Где любят все меня.

- Сегодня начинается новый учебный год и как всегда первый урок посвящается какому- то большому событию, которое будет отмечаться в этом учебном году. 2008 год Президентом нашей страны В.В.Путиным был объявлен Годом Семьи. Поэтому и разговор у нас с вами будет о семье, о вас, детях, о детстве.
- А что такое семья?
- Я расскажу вам сказку, которая поможет нам определить что же такое семья?

* СКАЗКА. Давным- давно, много веков тому назад, так много звезд на небе как сейчас, не было. В ясную ночь на небе можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки, почему ее свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный. Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила, что свет ее становится тусклым тогда, когда ей одиноко. Ведь рядом с ней нет никого похожего на нее. А ей так хочется видеть и слышать кого- то рядом с собой. Тогда Луна спросила, а в какие ночи ее свет становится ярким? И звездочка ответила, что когда она видит спешащих странников, ей всегда было интересно узнать, куда они спешат, что их манит в дорогу. «Ты узнала тайну спешащих странников?»- спросила Луна. «Да» - ответила Звездочка. Однажды она задала этот вопрос страннику, который долгое время был в пути. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза «А какими были его глаза?»- недоуменно спросила Луна. «Его глаза светились в темноте от радости и счастья»- ответила, тяжело вздыхая Звездочка и спросила:»Чему ты радуешься странник?» И он ответил: « Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждут тепло и уют, забота и сердечность моей семьи- жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить невозможное». Звездочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я стала дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в дом, в свою семью.»Луна посмотрела на Звездочку и спросила ее о том, хотела бы она иметь свою семью, любящих людей, которые помогали бы Звездочке делать людей счастливыми? «А разве это возможно?»_ с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые помогали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говоря ей : «Мы здесь, мы рядом, мы теперь одна семья»


* - а как появилось слово «семья»?
- Есть легенда, которая это объясняет.
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне , богиня моя?
И Ева тихонько ответила- Я
Кто платье сошьет постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мне подруга моя!
Я, я, я, я. Ева молвила: Я
Сказала она знаменитых семь «Я»
И так на земле появилась семья!


* ОБОБЩЕНИЕ: Семья- это объединение людей, сплоченных общими интересами.
- а наш класс можно назвать семьей? (школьная семья)
- а группы животных , растений одного вида? (тоже семья)
-СЕМЬЯ – это группа живущих вместе родственников.


* - кто такие родственники?( человек, который находится в родстве с вами- близкий, дальний)
- составим словарь близких родственников:
- кем приходится папа для мамы? (муж)
- кем приходится мама для папы? (жена)
- кто такие бабушка, дедушка, тетя, дядя, кузен, кузина?
- назовите членов своей семьи?


* ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.
(на доске пословицы:

* Cчастье не птица- само не прилетит.
- как вы ее понимаете?
- что такое семейное счастье?

Вся семья вместе, так и душа на месте.
- как понимаете пословицу?

ВЫВОД: каждый человек должен гордиться своей семьей, своими родственниками. Все семья счастливы по- своему, у большинства счастливых семей есть общие увлечения, какое- то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей.
- какие общие интересы в ваших семьях?
- как вы думаете, кто должен выполнять домашние дела?
- у кого из вас есть постоянные поручения?
- а если кто- то занят или заболел, как быть?(взаимопомощь, забота друг о друге)


* ЗАГАДКА.
Ласкает, но не море.
Греет, но не солнце.
Говорит «спокойной ночи»,
Но не радио. (мама)
- важная роль в жизни человека отводится маме. Это самый близкий вам человек, с которым вы можете поговорить обо всем, доверить свои самые сокровенные тайны. И мама никогда вас не осудит, не посмеется над вами, а даст правильный совет, всегда поможет.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Фазу Алиева «Разговор с сыном»

Ты, сын мой, должен помнить:
Оттого ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут
Запомни три из них по крайней мере:
Во- первых, зависть.
Ты ее убей в зародыше и научись по праву
Без ревности ценить других людей.
Второе- злость, беги от чувства злого,
Сей доброту, живи других любя.
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коль простил себя.
И третье- корень наших многих бед,
Убийство всех достоинств в человеке-
Безделие Позорнее вовеки
Порока не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смыслИ разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.

- чему мать хочет научить сына?
От чего предостерегает?
- убедительны ли ее доводы?
- бывают ли подобные беседы в кругу вашей семьи?
- что стараются внушить вам ваши родители?
- какие главные пороки человека названы матерью?
ВЫВОД: Пословицы: Дети хороши- отцу и матери венец, худы- отцу и матери конец. Родительское слово на ветер не молвится. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.
РЕШЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ.
- согласны ли вы с этими утверждениями, и если нет- почему?
* Хорошие родители должны оберегать своих детей даже от маленьких трудностей.
* Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
* У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.
* Так как ребенок часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.
* Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
* В семейной жизни много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
* Ребенка не надо приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
ВЫВОД: если сам человек не следует тем или иным правилам, то он не имеет права требовать неукоснительного выполнения этих правил от других

- могут ли у хороших родителей вырасти плохие дети?
- почему это происходит?
- что значит быть хорошим сыном или дочерью?
ВЫВОД: Украинская народная мудрость гласит: Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость- неотвратима, смерть- неизбежна. А от плохих детей дом можно уберечь как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей». Быть хорошим сыном или дочерью- значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Поменяйтесь с родителями ролями, хотя бы день мысленно побудьте на их месте, попробуйте взглянуть на себя их глазами , и вы поймете, как трудно и ответственно воспитывать детей. Поинтересуйтесь как воспитывали ваших родителей ваши бабушки и дедушки. Расспросите какими были ваши родители.

ТЕСТ.
- проведем простой опыт, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын или дочь?
Это маленький тест. Если вы положительно отвечаете на вопрос, то ставим плюс, если отрицательно, то минус.
Если вам приходится неожиданно задерживаться в школе, на прогулке, или внезапно уйти из дома, сообщаете ли вы об этом своим близким( запиской, по телефону, через товарищей)
Бывают ли случаи, что родители заняты какой- то большой работой ( генеральная уборка, ремонт, заготовка овощей и т.д.) а вас отправляют на улицу или в кино, к бабушке, чтоб не крутились под ногами?
Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, брата или сестры?
Свои нужды( купить коньки, джинсы, мяч)вы конечно хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима маме, папе и когда они собираются ее приобрести?
Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую- нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем – либо вкусненьким?
У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким- либо тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в разговор?
Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать ей другие знаки внимания?
РЕЗУЛЬТАТЫ: Если вы хороший сын или дочь, то у вас должны быть знаки: плюс- 1,3,4,5,6 вопросы, минус- остальные.


САМОВОСПИТАНИЕ.
- скажите, только семья занимается вашим воспитанием? Кто еще?
- а может человек сам себя воспитывать?
- Послушайте стихотворение Яна Райниса и ответьте на этот вопрос.
Минутка выдастся- я сажусь
Сижу один и думаю, думаю
Так весело мне, так хорошо,
Я занят собой, я замкнут в себе.
Сидеть и сидеть бы так, не вставать-
И думать, вдумываться-
Одному.
ВЫВОД: Самовоспитание- это деятельность , направленная на совершенствование своей личности. Она зависит от жизненного идеала, т.е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать.

КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ.
(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)
- каждому из вас хочется быть красивым. Но красота тоже воспринимается по-разному. Одни говорят, что человек красив своей внешностью, другие утверждают, что человек должен быть красив душой, своими поступками, своим отношением к окружающим. Как вы думаете, какая красота важнее?
ВЫВОД: красивый человек- добрый, внимательный, трудолюбивый, воспитанный, вежливый и т.п.
- сейчас проверим , какие вы вежливые. Ведь с помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, радость и тепло души.
* вы пришли в школу, первое слово, которое как легкая красивая птичка слетает с ваших губ(здравствуйте)
* вы идете по коридору и нечаянно кого – то толкнули, это слово звучит как волшебная музыка и обида проходит (простите, извините)
* чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово(пожалуйста)
* а за все добрые дела и поступки, за оказанную помощь надо сказать от души ( спасибо)

ЧТЕНИЕ стихотворения «Вежливое слово» После чтения дети должны назвать как можно больше вежливых слов из него.
Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса, собралась народу масса.
Даже ежик пожилой притащился чуть живой
- Подходите, ежик, ежик! Вам билет в каком ряду?
- Мне поближе, плохо вижу, вот спасибо, ну пойду.
Говорит лисичка - Мне одно местечко!
Вот мое благодарю - доброе словечко.
Петушок: «кукареку! Первый ряд для меня и для ребят!»
И достал наш Петя лучшее слово на свете.
«Доброе утро!»
А козел - «Добрый день!»
Если только вам не лень уважаемый кассир,
Я бы очень попросил мне, жене и дочке дайте лучшие места
Вот мое- пожалуйста!
И вдруг, отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков
Вдруг ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы.
Стукнул зайца пожилого
- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет!
- Ах, у вас такого нет, не получите билет!
- Мне билет!
- Нет и нет! Не стучите, не кричите, до свиданья!
Ничего кассир не дал. Косолапый зарыдал.
И ушел он со слезами, и ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка косолапого сынка.
И достала из комода очень вежливое что- то.
Развернула и стряхнула, и чихнула, и вздохнула
- ах, слова какие были! И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь Их давно уж съела моль.
Бедные пожалуйста, что от них осталось?
Театр открывается! К началу все готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово.
Вот уже второй звонок. Медвежонок со всех ног
Подлетает к кассе.
- До свиданья, здравствуйте, доброй ночи и рассвета,
Замечательной зари!
И кассир дает билеты не один, а целых три
- С новым годом, с новосельем! Разрешите вас обнять.
И кассир дает билеты не один, а целых пять!
- Поздравляю с днем рожденья! Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья постоял на голове.
И кассиру все под силу, очень хочется запеть.
Очень, очень, очень, очень, очень вежливый медведь.
- Благодарен, извиняюсь! Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница! Вот идет медведица.
И она волнуется и от счастья светится.
- Здравствуйте, медведица! Знаете, медведица
Славный мишка- ваш сынишка. Даже нам не верится!
- Почему не верится? – говорит медведица.
- Мой сыночек молодец! До свидания! Конец!

ИТОГ УРОКА.
- о чем говорили сегодня на уроке?
- что вы поняли из нашего разговора?
ВЫВОД: очень важно, чтобы каждое утро в вашей семье начиналось с хорошего настроения. Если будут трудности, верьте, что семья справится с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу, ведь улыбка дарит не только хорошее настроение, но и добрые слова, так мы дарим еще друг другу и радость.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «УЛЫБКА»

Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №7» г. Воскресенска Московской области
Поленова .Юлия Борисовна..
15