План – конспект интегрированного урока литературы – живописи — музыки в 8 классе на тему: « А.А.Блок – выдающийся русский поэт символист. Патриотическая лирика в творчестве А.А. Блока. «Россия»: образ родины как символ веры в будущее».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Старобурново
муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
План – конспект интегрированного урока литературы – живописи - музыки
Тема: « А.А.Блок – выдающийся русский
поэт символист.
Патриотическая лирика в творчестве А.А. Блока. «Россия»: образ родины как символ веры в будущее».
Провела: учитель русского языка и
литературы Саяпова Л.А.

Цели урока:
Практические:
Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося поэта-символиста А.А. Блока.
Подготовить обучающихся к восприятию стихотворения «Россия».
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству русских писателей, прививать чувство уважения к мировому культурному наследию, способствовать воспитанию у обучающихся познавательной активности, формировать коммуникативную культуру школьников.
Развивающие: развивать память, воображение, речь, внимание к слову; развивать культуру устных высказываний, расширять общекультурный кругозор через музыкальный и иллюстративный материал.
Оснащение урока:
- портрет А.А. Блока
- эпиграф к уроку: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» (А. Блок)
- доклады учеников
- сборники стихотворений А.А. Блока
- репродукции картин
- слайды
- компьютер, мультимедийный проектор
-выставка произведений А.Блока
- литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Я. Коровина, 9 изд. – М.: - Просвещение, 2010 г.
Ход урока
Организационный момент
Объявление новой темы и целей урока
Работа по новой теме.
Слово учителя:
На прошлом уроке мы завершили знакомство с творчеством писателей 19 века. Завершил эту галерею Иван Бунин, последний писатель уходящей дворянской России. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством писателей новой эпохи, начала 20 века, а именно с творчеством поэта А.А. Блока. Мы познакомимся с его биографией. Узнаем, что такое «символизм», познакомимся с представителями этого направления – современниками, соратниками поэта. Прочитаем стихотворение «Россия» и проанализируем его.
А.А. Блок родился 1880-1921 гг.
2. Можете ли вы сказать, какие исторические события произошли в этот период?
- русско-японская война
- первая русская революция
- империалистическая война
- февральская и октябрьская революции
-гражданская война
Да, это был период катаклизмов, «эпоха бурь и тревог», « невиданных перемен», «неслыханных мятежей».
3.Как вы думаете, отразились ли в литературе, искусстве все эти события?
-Конечно. Все это трбовало художественного осмысления. Начинается небывалый подъем в искусстве и литературе. Именно в эту эпохурождаются такие крупные дарования как А.А. Блок, Н.Гумилев, Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Цветаева и другие. Появляются новые направления в искусстве. Поэты, композиторы, художники находятся в постоянном поиске новых тем, образов, сюжетов. Они понимали, что крушение старого мира неизбежно и все жили в предчувствии грядущих перемен. Эпоху, которая подарила нам множество талантливых поэтов, назвали Эпохой Серебряного века. К сожалению, судьба никогда не баловала по-настоящему талантливых людей. Она им готовила короткую жизнь, унижения, одиночество. Вспомним судьбы великих поэтов и писателей 18-19 вв. Особенно трагична судьба этого поколения. Многие из них после революции потеряли родину, потому что не приняли новую власть. А кто принял и остался, вскоре разочаровались в ней.
4. Назовите, пожалуйста, темы, которые есть в творчестве каждого поэта.
- тема родины и природы, любви и дружбы, отношение поэта и поэзии; философская лирика.
Да, именно эти вечные ценности волнуют целое поколение поэтов.
5.Обратимся к портрету поэта, написанному кистью художника Константина Андреевича Сомова, современника поэта.
(демонстрация портрета поэта, слайд)
Современниками Блока написано много портретов. Каждый художник создавал свой непохожий образ поэта. Но есть все-таки в этих образах нечто общее, что роднит их. Все художники отмечали странность и сложность души поэта.
На портрете мы видим бронзовое, высеченное неподвижное лицо, окруженное нимбом волос, живые губы и нездешние, ледяные глаза. Некоторые современники сравнивали его с головой бога, стыдящегося грязи вокруг себя.
Вот как вспоминает о встрече сБлоком художник Ю.П. Анненков:
«Навстречу нам вышел хорошо известный сомовский рисунок: высокого роста, стройный. Блок был одет в темно-коричневую художественную блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлиненное, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб».
Другой современник поэта, Иннокентий Анненский, вот какие строки написал к портрету А.А. Блока:
Под белорамным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
Стихи его горят – на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстраданных слез.
6. Обратите внимание на последние строки этого стихотворения: «…холодом невыстраданных слез». Почему же так много печали в глазах этого поэта? Как вы считаете?
- А.А. Блок, сын своего времени, переживает за судьбу своей Родины. Потому что живет в очень сложный период своей отчизны, для своего народа. Война всегда несет смерть, разорение, хаос. И эта действительность никого не может оставить равнодушным.
7. Можете ли вы назвать поэтов старшего поколения, которых также волновала судьба Отечества?
- А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов.
8. Послушайте стихотворение Блока « Осенний день», оно написано в 1909 году. Перекликается ли оно со стихотворениями поэтов 19 века?
Идем по жнивью, не спеша,С тобою, друг мой скромный,И изливается душа,Как в сельской церкви темной.Осенний день высок и тих,Лишь слышно - ворон глухоЗовет товарищей своих,Да кашляет старуха.Овин расстелет низкий дым,И долго под овиномМы взором пристальным следимЗа лётом журавлиным...Летят, летят косым углом,Вожак звенит и плачет...О чем звенит, о чем, о чем?Что плач осенний значит?И низких нищих деревеньНе счесть, не смерить оком,И светит в потемневший деньКостер в лугу далеком...О, нищая моя страна,Что ты для сердца значишь?О, бедная моя жена,О чем ты горько плачешь?
а) Как вы думаете, о чем размышляет поэт в этом стихотворении?
- «Осенний день» Блока – лирическое размышление поэта о судьбе России, о роли родины в его судьбе.
б) Какие символические образы выделены поэтом в данном стихотворении? Что они символизируют в этом произведении?
- фольклорные образы ворона и кашляющей старухи (символы беды, нависшей над страной),
- образ костра и журавлиного клина (символ победы, светлого будущего страны),
- образ «бедной жены»,
- нищей деревни, символизирующей Русь.
9. Вывод. Можно ли сказать, Блок – преемник поэтов 19 века, и в то же время поэт-новатор?
В чем новаторство поэтов мы выясним позже. А теперь послушаем доклады, приготовленные нашими ребятами.
10. Доклад ученика. «Детские и юношеские годы поэта». (Слайды: маленький А. Блок, А.Н. Бекетов, имение Шахматово, К.М. Садовская, Д.Менделеев, Блок и Л.Д. Менделеева)
Александр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Отец, Александр Львович Блок – юрист, профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна (урожденная Бекетова), - детская писательница и переводчица. Родители разошлись сразу после рождения сына. Детские и юношеские годы поэта прошли в подмосковном имении Шахматово и в петербургском доме деда – известного ученого-ботаника, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова.
В «бекетовском доме» господствовали идеалы свободолюбия, научные и литературные интересы. Почти все члены семьи занимались переводами. Александра Андреевна стала одним из первых в России переводчиков французского поэта Шарля Бодлера. Знаменитый романс С. Рахманинова «Сирень» был написан на стихи тетки Блока Е.А. Бекетовой. Блок начал сочинять стихи в 5-7 лет, а в 14 – издавать домашний рукописный журнал «Вестник», в котором помещал свои стихи, переводы, прозу. Среди близкого окружения семьи Бекетовых – Боткины, Бакунины, Тютчевы. Дед поэта с юности был знаком с Достоевским, дружен с Салтыковым-Щедриным. В зрелые годы Блок называл отношения в своей семье «музыкой». В 1909 году он писал В.В. Розанову: «Ведь я, Василий Васильевич, с молоком матери впитал в себя дух русского «гуманизма»».
Блок был единственным и горячо любимым ребенком в семье. «Дворянское баловство», как признавал он сам позже, привело его к житейской непрактичности, отсутствию «жизненных опытов». Став взрослым, Блок пытался преодолеть черты «сентиментального воспитания», но связь с высоким «идеализмом» семьи Бекетовых сохранил навсегда. Всю жизнь мать была для поэта самым близким человеком.
Летом 1897 года Блок вместе с матерью отправился в Германию, где встретился с Ксенией Михайловной Садовской. Пылкая юношеская любовь к Садовской, посвящение ей стихов в «изрядном количестве» выявили в его мироощущении разлад «между идеалом возвышенной любви и его земным воплощением», этот разлад вносил трагические нотки в любовную лирику поэта на протяжении всей жизни.
В 1898 году Блок познакомился со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого русского ученого-химика Д.И. Менделеева. Вместе с ней он играл в пьесе Шекспира «Гамлет» на сцене домашнего театра в имении Менделеевых Боблове. Блок готовился стать профессиональным актером, посещал драматические курсы, участвовал в любительских постановках (в Шахматове, Боблове, Петербурге). Но по окончании Введенской гимназии в 1898 году под влияние отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета, а через год историко-филологический, который окончил в 1906 году.
Вывод. Слово учителя. Итак, семья Блока была причастна к литературе и науке. Это сыграло большу. роль в становлении будущего поэта.
11. Доклад ученика « Первые шаги в искусстве» ( слайды: Блок в роли Гамлета, портрет Сомова, портрет Соловьева В.)
«Детвство мое прошло в семье матери…. «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет… Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет», - вспоминал поэт.
Первые творческие опыты маленького Саши были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В четырнадцать лет он издал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.
Но в юности Блок готовился к театральному поприщу (Блок в роли Гамлета). После окончания гимназии, летом, 1898 года, он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева, друга деда Блока.
«Удивительно ли, - писала М.А. Бекетова (тетя поэта), - что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии» (Слайд А.Блок и Л.Менделеева).
Летом 1898 года, когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были еще впереди. Осенью Блок поступил не на императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца – на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 году.
Учитель. В студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам-«белоподкладочникам» - так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах, забастовках. В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущует сопричастность к таинствам мира, увлекшись древней фмилософией, изучает философию Платона.
В 1901 г. Блок знакомится с творчеством философа и поэта Влыдимира Соловьева (Слайд портрет В.Соловьева). Идеи В.Соловьева имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьева Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причем то, что происходит здесь, на земле, - только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть глазамиземного человека: возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.
Вывод. Слово учителя. Таким образом, именно в этот период своей жизни Блок встречается с людьми, которые очень сильно повлияли на него. Это любовь Менделеева, будущая жена его, и В. Соловьев, учитель и соратник. Именно тогда он увлекался символизмом. Символизм – это новое направление в литературе в начале 20 века.
Скажите, пожалуйста, с какими направлениями вы познакомились раньше?
- Классицизм (Фонвизин, Мольер и др.), романтизм (Лермонтов, Жуковский и др.), реализм (Толстой, Тургенев и др.).12. Доклад ученика «Символизм в литературе и искусстве»
Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство - ключ к тайне. Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек - величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной». Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинное сущее» или Тайна - есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.
Расцвет русского символизма связан с приходом в литературу А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского. Существенную роль в развитии и распространении символизма в России сыграли издательства "Скорпион", "Гриф", "ары", "Мусагет", журналы "Весы", "Золотое руно".
Символизм особенно выразительно появился в поэзии и живописи (В российской живописи - это работы М.К. Чюрлениса, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова - Мусатова). Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи.
13. Демонстрация репродукции работ этих художников.
1. Слайд: М.А. Врубель «Демон».
Центральным про изведением, квинтэссенцией его творчества, стала трилогия "Демон" - сидящий, летящий и поверженный. В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890,) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. "Демон" Врубеля - соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает прекрасный, но окаменевший, холодный мир. Все собрал ось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении, трагическое сознание его невозможности, Т.е. Демон его - символ времени.
2. Слайд: Борисов-Мусатов «Призраки».
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870- 1905) принадлежит к той линии развития русского искусства рубежа XIX и хх веков, которая представлена именами А. А. Блока, А. Н. Скрябина, М. А. Врубеля. Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Персонажи его картин - воплощение мечты художника об идеале. Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры, смутные ведения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальностью, полусном-полуявью.

14. Вот какое стихотворение посвятила картине «Призраки»наша современница - Элла Гоник. Выразительное чтение стихотворения Эллы Г оник (31 июля 2010 г.)
Хмуро и ветрено в барском имении, Воздух наполнен лиловою мглой, Ветер уныло качает растения,
Так неуютно здесь летней порой!
Кто-то нездешний стоит за колоннами,
Призраки, молча, являются тут, Словно колеблемы тихими волнами, Белые статуи с лестниц плывут.
Всё так мистично: и девушка в белом, Облик которой чуть виден во мгле, Контуры здания, окон пробелы
В хрупкой, обманчивой спят тишине.
Может быть, эта картина печальная, - Только мираж один ... боле ничто ... Но в ней таится то страшное, тайное, Что увидать никому не дано.
Просмотрите и другие полотна, ставшие символами эпохи.
15. Слайд: Н.К.Чюрленис - «Сказка королей»
Н. К. Чюрленис был музыкантом, художником, поэтом. Это был человек,
который мечтал о единении искусств. Во всей мировой живописи
про изведения этого мастера занимают особое место.
Картина. Чюрлениса «Сказка Королей». С юности эта картина завораживает меня. В ней - тайна, секрет... Ее невозможно объяснить, ведь каждый сам расшифровывает ее волшебство, сам находит собственную сказку. Что в ней? Король, дарящий своей Королеве сияющую страну счастья? Королева, доверчиво открывающая Королю лучистую сказку своего сердца, ее тайну? Король и Королева, нашедшие драгоценный камень любви? Короли, открывающие для себя секрет обретения нового мира? Не важно, что сияет у них в руках ... Не важно, что там, внутри драгоценной тайны ... Главное, что она волшебным светом озаряет их одухотворенные, серьезные, вдохновенные лица. Ведь эта сказка - их суть, а не то, чем они должны казаться. Там, позади, фигурки людей, огоньки в ветвях деревьев, жизнь, призывающая Королей забыть о находке, оглянуться, вернуться и стать правителями, бороться с врагами, менять себя. Каков их путь? Что выберут? Забудут ли о том, что они Короли и их право выбрать свой, королевский путь, не расставаясь с неповторимым миром своей души?
Выразительное чтение стихотворения Сергея Александровича Бородина «Сказка королей».
«Сказка королей»
Посмотри, что у меня в руках-
маленькое чудо - новый Мир!
Я его принес издалека,
где твои ладошки, на - возьми.
Он рожден в горниле дальних звезд, он был мал, беспомощен и слеп.
Я тебе его в подарок нес -
самой дорогой из Королев. Погляди, он светится в ночи - ласковый, животворящий свет. Этим светом мы подарим жизнь самой лучшей из твоих планет. Светом мы растопим шапки льда, воздух, землю, воду оживим,
а на небосклон - взойдет звезда, названная именем твоим.
Завари на кухне крепкий чай ... я - Король, и кое-что могу: сохраню и буду защищать, только от тебя - не сберегу ... Ты с ним свысока не говори,
он возьмет - и просто не поймет. От непонимания - сгорит,
а от невнимания - умрет.
В заполошной суматохе дней может потеряться по пути,
а найти ... найти всегда трудней, можно ведь и вовсе не найти. Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ? Или ждешь еще каких-то слов? Дай мне руку - вот мое плечо.
Кто сказал, что Мир - не есть Любовь...
16. Слайд: портрет Блока (1907).
Итак, мы уже говорили, что когда война, хаос врываются в жизнь людей, это трагедия. Она никого не оставляет равнодушным, безмятежным. Поэтому и Блок в годы после революции 1905 г. переживает тяжелый душевный кризис. Выход из тупика он связывает в сознании Блока с образом родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного ему и его Родине. И какими бы горькими словами ни описывал Блок йастоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее.
Всегда помнил: в русской истории всегда были периоды, когда казалосв, что страна находится накануне гибели и порабощения.
Тревожные думы о судьбе горячо любимой Родины захватывают поэта.
Родина - то «святое святых», которое внушает ему чувство молитвенного преклонения. Тема Родины становится сквозной в лирике Блока.
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - признавался поэт. Слайд (изображение девушки в сарафане)
А) В 1906 году пишет стихотворение «Русь». Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна.
Русь сказочно прекрасна.
Б) Слайд «Куликовская битва». В 1908 году создает цикл стихотворений «На поле Куликовом». Это стихи об историческом пути России, о её прошлом и будущем; не случайно символическим событием на этом пути для Блока оказывается именно Куликовская битва, которая стала началом духовного возрождения
В) В стихотворении «На железной дороге» Россия предстает в образе красивой героини: «в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая ... »
Цикл стихотворений «Родина» он пишет с 1907 по 1916 годы, всего в нем 27 стихотворений.
Г) В 1907 году он пишет стихотворение «Россия». Этому стихотворению суждено было стать пророческим.
17. Выразительное чтение стихотворения.
Анализ стихотворения по вопросам:
А). Как вы понимаете слово «Опять» в первой строчке? - как всегда, как раньше
Б). Какие эпитеты использует автор, рисуя Россию? (эпитеты: «нищая», «серые», «расхлябанные»)
В). Какую сторону России он хочет показать, употребляя такие эпитеты?
- показывает темную сторону российской деревни, глубинки, народной жизни. Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как про кормить свои многочисленные семьи.
Г). Любит ли он такую Россию, убогую, серую, нищую?
- «Как слезы первые любви!»- этими словами передается ощущение чистого, светлого, очень искреннего чувства нежности Блока именно к такой России.
Д). В 3 строфе он говорит: «Тебя жалеть я не умею». Что это значит?
- На самом деле, что такое жалость? Жалеть можно только слабых, беспомощных, несчастных, обездоленных, но не огромную, великую, могучую страну, пережившую столько напастей и бед.
Е). Как вы понимаете выражение «нести свой крест»?
- терпеливо выполнять свой долг, обязанности: мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему. И Блок, понимая это, «крест свой бережно» несет, крест жизни в России, крест единства с ней, необходимость быть сильным, мужественным в великой стране.
Ж) Почему в стихотворении появляется образ женщины?
В стихотворении развертывается блоковское чудо перетекания,
«превращения», перевоплощения образа женщины в образ родины и наоборот. Его Россия - девушка-красавица, с «разбойной красой», непокорная, то ли из сказки, то ли из жизни. Даже если она попадет в руки «чародея», который «заманит и обманет», лирический герой Блока не станет беспокоиться за свою страну, способную вынести все, «не пропасть, не сгинуть», а победить, стать еще сильнее и еще красивее:
Образ женщины растворяется в просторах Родины, чтобы потом возникнуть вновь. Появляется картина страны во всей ее красе, силе, могуществе:
А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей ...
18. Вывод: блоковская Россия - это и страна с лесами, полями, реками, избами, деревнями, дорогами, огромными просторами; это и живописный портрет Родины в символическом образе сказочной красавицы-крестьянки с «мгновенным взором из-под платка», в котором сочетается красота и дерзкая сила. Смысл этого образа в отношении поэта к своей стране как к чуду, к мечте, которой предстоит сбыться. Поэт предрекает ей долгий путь, однако его тревожит то, каким он будет. Начало последней строфы - вера в счастливое, светлое будущее. Ведь именно в России:
И невозможное возможно, Дорога дальняя легка.
И это благодаря русскому народу, русской душе, в которой рождается «глухая песня», звучащая «тоской острожной». Эти образы возвращают нас к «разбойной красе» России, к мотиву вольности и бунта.
Россия видится Блоку страной нерастраченных сил, миром сказочного оцепенения, стихией, ждущей своего осуществления, и одновременно символом бесстрашного и жертвенного движения, которое воспринимается как трагическая, высокая и прекрасная судьба. Ей дана и нежность тишины, и дерзость силы, и радость борьбы за счастье, и возможность надеяться на светлое будущее, и вера в невозможное.
IV. Оценка современников творчеству поэта.
Маяковский В.В. писал: «Творчество Александра Блока - поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние па всю современную поэзию.
Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк ...
Другие ... прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами - кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок»
Анна Ахматова посвятила стихотворение:
Он прав - опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит ...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит-
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой И принял смертную истому Как незаслуженный покой


К.Г.ПаустовскиЙ «Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлении нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока».
Вывод по уроку:

1. С творчеством какого поэта мы познакомились сегодня на уроке? 2. Где, когда, в какой семье родился Блок?
3. К какому новому течению в искусстве, в литературе примкнул поэт? 4. Какие символы являются сквозными в творчестве Блока? Почему? 5. Какие символические образы мы находим в стихах Блока?
(ворон, Жена, нищая деревня)
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Россия».
Прочитать и подготовить к пересказу статью Д.С.Лихачева а Куликовом поле».