Использование электронных тренажеров для формирования устных вычислительных навыков у учащихся с задержкой психического развития на уроках математики в начальной школе

УДК 316.4(08) / ББК 60.52.я43 С69
В.С. Сауткина,
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический
государственный университет»
г. Мурманск, Россия

Использование электронных тренажеров для
формирования устных вычислительных навыков
у учащихся с задержкой психического развития
на уроках математики в начальной школе

Аннотация. В статье рассматриваются виды, функции и порядок использования электронных тренажеров как средства формирования устных вычислительных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: ребенок с задержкой психического развития, устные вычислительные навыки, информационно-коммуникационные технологии, электронные тренажеры.

V.S. Sautkina,
FSBEI HE «Murmansk arcticstate university»
Murmansk, Russia

THE USING OF SPECIAL C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Повышение качества образования является одной из главных задач в современном информационном обществе. Совершенствование образовательного процесса происходит путем использования информационно-коммуникационных технологий, что не только позволяет разнообразить приемы и формы работы на уроке, но и способствует повышению познавательной активности и интереса к усвоению предметных дисциплин у обучающихся, формированию предметных универсальных учебных действий, развитию навыков контроля и самоконтроля.
Одним из элементов информационных технологий, способствующих повышению качества усвоения учебных материалов, формированию учебных умений и совершенствованию навыков, являются электронные тренажеры.
Электронные тренажеры представляют собой электронные образовательные ресурсы, предполагающие многократное выполнение учащимися типовых заданий с целью закрепления изучаемого материала и отработки учебных навыков. Электронные тренажеры содержат систему заданий по определенной теме и предполагают тренировку на разных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Электронные тренажеры выполняют три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция направлена на выявление уровня знаний и пробелов в них, сформированности умений и навыков обучающегося. Электронный тренажер представляет собой систему тестовых заданий, что позволяет объективно, подробно и за минимальное количество времени диагностировать предметные универсальные учебные действия. Обучающая функция тренажера заключается в создании мотивации для усвоения учеником учебного материала. Многие электронные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки. После окончания работы предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно. Существует возможность повторно выполнить те же самые задания, однотипные задания или задания определенного уровня сложности. Воспитательная функция подразумевает формирование у обучающихся таких личностных качеств, как самостоятельность и ответственность, дисциплинированность и самоорганизация деятельности, стремление совершенствовать имеющиеся навыки.
Электронные тренажеры можно разделить на 3 основные группы: тренажеры-презентации, тренажеры-программы, онлайн-тренажеры.
Тренажеры-презентации предназначены для демонстрации на интерактивной доске или экране. Они содержат серию вопросов тестового характера по определенной теме, которые отображаются на экране. Учащиеся в ходе фронтального опроса дают аргументированные ответы, после чего на экране высвечивается верный ответ.
Тренажеры-программы содержат краткую информацию по определенной теме и серию заданий для закрепления. В ходе работы учащийся дает ответы на вопросы, после чего производится автоматическая проверка и подсчет верно и неверно выполненных заданий. В случае необходимости учащийся может обратиться к подсказке. Работа с данными тренажерами осуществляется в индивидуальном порядке в компьютерном классе или дома.
Тренажеры на сайтах предполагают работу в режиме онлайн. Учащийся регистрируется на сайте и выполняет серию заданий. Итоги выполнения работы сохраняются на сайте, и учитель далее может проконтролировать и оценить результаты деятельности учащегося.
Использование на уроках в начальной школе интерактивных электронных тренажеров по различным темам учебных предметов способствует запоминанию и систематизации учебного материала, акцентированию внимания обучающихся на ключевых моментах изучаемой темы, которые необходимы для дальнейшего ее освоения. Электронные тренажеры можно применять для фронтальной работы на разных этапах урока – проверка домашнего задания, актуализация знаний, закрепление нового материала и т.д. Поскольку у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, то предъявляемый материал в форме интересной компьютерной игры способствует активизации познавательной деятельности детей, ускоряет запоминание учебного материала и делает его осмысленным.
Электронные тренажеры также можно использовать для индивидуальной работы обучающихся на уроке в компьютерном классе, во внеучебной деятельности или дома. В таком случае самостоятельная работа учащегося на электронном тренажере будет направлена на отработку теоретических основ изученной темы, совершенствование учебных навыков, ликвидацию пробелов в знаниях, подготовку к контролю знаний и т.д. Такая работа способствует повышению познавательной активности и мотивации к обучению, так как позволяет ребенку работать в индивидуальном режиме, согласно уровню своих возможностей. Это создает ситуацию успеха и психологического комфорта, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие познавательных интересов, возникновение стремления освоить обязательный минимум по предмету, совершенствовать полученные умения и навыки. Также в процессе индивидуальной работы у школьников формируются навыки самоконтроля, что положительно влияет на личностное развитие ребенка и формирование у него адекватной самооценки.
Существует множество различных электронных образовательных ресурсов и мультимедийных обучающих систем, которые находятся в свободном доступе для учителей, учеников и родителей. Но для эффективного использования в образовательной деятельности информационных технологий, учителя предпочитают самостоятельно создавать мультимедийные презентации и электронные тренажеры согласно целям и задачам конкретного урока, специфики класса и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Современные компьютерные программы позволяют создавать тренажеры, интегрируя текстовый материал, различные изображения (фотографии, графики, чертежи и т.д.), звуковые файлы (звукозаписи голоса, звуковые эффекты, музыкальные произведения), видео, анимацию и анимационное имитирование. Это, несомненно, повышает интерес учащихся к обучению в целом и к изучаемому предмету, в частности, что способствует росту качества знаний, скорости овладения учебными умениями и навыками в начальной школе. Таким образом, в начальной школе электронные тренажеры являются эффективным средством диагностики, формирования и контроля предметных универсальных учебных действий.
В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет особое значение, так как данная форма нарушения психического развития является наиболее распространенной. Качество усвоения программного материала и сформированности учебных умений и навыков у младших школьников с ЗПР зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается. В связи с этим, использование электронных тренажеров как одного из элементов информационно-коммуникационных технологий при формировании универсальных учебных действий приобретает особое значение.
Согласно мнению Л. Б. Баряевой, особое место в умственном развитии школьников отводится математическому развитию, так как в процессе обучения математике у них формируются мыслительные действия, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения, что обеспечивает возможности для полноценного развития личности школьника . Одной из главных задач на уроках математики в начальной школе является формирование сознательных и прочных вычислительных навыков у учащихся. Формирование навыков устного счёта имеет особое значение, так как успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся данного навыка. В устном счете у учащихся развивается наблюдательность, память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, проявляется инициатива, повышается культура вычислений.
Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР происходит с отставанием и сопровождается значительным количеством трудностей. У обучающихся с ЗПР присутствуют ошибки в устном обозначении сложных чисел и при их написании, непонимание структуры чисел и трудности в их сравнивании, сложности в запоминании математических терминов, трудности выполнения арифметических операций со сложными числами и т.д.
Процесс овладения вычислительными навыками для школьников с ЗПР достаточно трудоемкий, так как в первую очередь ученики должны усвоить вычислительный прием, затем, в процессе многократных тренировок, научиться безошибочно выполнять вычисления. Использование электронных тренажеров на уроках и во внеурочной деятельности способствует усвоению и закреплению вычислительных приемов, отработке и совершенствованию вычислительных умений у учащихся с ЗПР.
Приобщение учащихся к работе с электронными тренажерами проходит несколько этапов. На первом этапе происходит ознакомление обучающихся с «компьютерной игрой», правилами и порядком ее использования. Это происходит во время фронтальной работы на уроках. На втором этапе учащиеся индивидуально осваивают электронные тренажеры в ходе урока под руководством учителя. На третьем этапе дети переходят к самостоятельному использованию тренажеров во внеурочной деятельности или дома.
В процессе формирования навыков устного счета у обучающихся с ЗПР целесообразно использовать следующие виды электронных тренажеров: обучающие тренажеры, тренажеры для отработки навыка устного счета, тренажеры для контроля, тренажеры для совершенствования навыка. Для постепенного закрепления определенного вычислительного приема и формирования вычислительного навыка необходимо использовать тренажеры в том порядке, в котором они представлены ниже.
Обучающие тренажеры отличаются тем, что при неправильном ответе, ребенок получает подсказку с последовательным решением и правильным ответом, после чего выполняет упражнение повторно. Данный вид тренажеров предусматривает положительную оценку независимо от количества верных или неверных ответов.
Тренажеры для отработки навыка устного счета не содержат подсказок. При неправильном ответе, ответ просто исчезает. Это позволяет ребенку без помощи компьютера или взрослого пересчитать и выбрать правильный вариант ответа.
Тренажеры для контроля не акцентируют внимание ребенка на правильных или неправильных ответах в процессе работы. Результат ребенок видит в конце работы: количество правильных и неправильных ответов, задания, в которых он ошибся, и оценку за выполненную работу.
Тренажеры для совершенствования навыка устного счета работают по такому же принципу, как и тренажеры для контроля, только добавляется индикатор времени, в течение которого ребенок должен дать ответ. Если ребенок не успел, то программа автоматически переходит к следующему заданию. В процессе выполнения ребенком заданий время сокращается, а сложность заданий увеличивается. В конце ребенок получает результат и оценку своей работы.
При работе с электронными тренажерами учащиеся с ЗПР всегда должны чувствовать ситуацию успеха независимо от количества правильно выполненных заданий, поэтому следует придерживаться некоторых рекомендаций при составлении тестовых заданий. Во-первых, первое задание должно быть простым для выполнения, чтобы ребенок сразу почувствовал уверенность в себе. Затем задания следует чередовать по такому принципу: простое – сложное – простое. Это необходимо, чтобы ребенок с ЗПР не перенапрягался, оставался в ситуации успеха, но в то же время развивал свои вычислительные навыки посредством выполнения более сложных заданий. Во-вторых, необходима всегда положительная оценка результатов обучающегося не только со стороны взрослого, но и самой компьютерной программы. Для ребенка с ЗПР важнее получить оценку электронного приложения, так как он считает это независимым и объективным мнением, в отличие от мнения учителя или родителя. Следовательно, на последнем слайде при завершении работы необходимо использовать яркую анимацию с положительным отзывом, мотивирующим к последующей работе.
Таким образом, в современном мире информационной культуры для каждого младшего школьника имеет особое значение активное использование компьютера в игровых целях, что позволяет учителю направить этот интерес в учебно-воспитательное русло. Для детей представляет интерес как сам компьютер, так и игра, в которую он играет. В силу специфики развития детей с ЗПР, главным стимулом для них является элемент соревнования с компьютером и желание выиграть в игре, т.е. набрать как можно больше очков и получить положительную оценку. Следовательно, применение электронных тренажеров должно происходить в игровой форме, чтобы повысить интерес ребенка и активизировать его познавательную деятельность. Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что использование электронных тренажеров в процессе формирования устных вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР способствует реализации индивидуального подхода к каждому ученику, обогащению их математическими знаниями, активизации познавательной деятельности, формированию предметных умений и навыков, развитию психических процессов и личностных качеств.

Список литературы

Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст]: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]: Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006. – Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_ sozdanija_EHSO.pdf, свободный. – (Дата обращения: 17.03.2016).
Юдина Е.П. Методика использования электронных тренажеров для организации непрерывного обучения в начальной школе в рамках высокотехнологичной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://324school.spb.ru /index.php?id=947&option=com_content&view=article, свободный. – (Дата обращения : 10.03.2016).


 Юдина Е.П. Методика использования электронных тренажеров для организации непрерывного обучения в начальной школе в рамках высокотехнологичной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://324school.spb.ru/index.php?id=947&option=com_content&view=article, свободный. – (Дата обращения : 10.03.2016).
 Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст]: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.











)ђ Заголовок 1ѕђ Заголовок 315