Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Начальная школа 21 века 1 класс


1. Пояснительная записка
1.1.Перечень нормативных документов:
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 1класса и разработана на основе:
•ФГОС в части обязательного минимума содержания;
•Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Крутчанская ООШ»;
с использованием:
программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской – М.: Издательский центр «Вентана – Граф» 2011;
учебника «Изобразительное искусство»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» Л. Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской - М.: Вентана-Граф, 2013;
учебного плана и годового календарного графика МКОУ «Крутчанская ООШ».
1.2Общая характеристика учебного предмета
Цель предмета
– формирование целостного, гармонического восприятия мира;– активизацию самостоятельной творческой деятельности
развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
– формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
– воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа
Задачи предмета:
– воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
– развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
– формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
– развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
1.3.Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МКОУ «Крутчанская ООШ» на изучение предмета отводится 29 ч, т. к 1 четверть рассчитана на 0.5часа. Согласно годового календарного графика МКОУ «Крутчанская ООШ» - 33 учебные недели. Программа рассчитана на 29 ч.
2.Результаты освоения предмета
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
способность предвидеть результат своей деятельности;
умение работать индивидуально и в малых группах
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
.Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
3.Содержание учебного предмета.
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму – 16 ч
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства.
Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе.
1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе -ниже», «дальше -выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
1.12. Развитие индивидуального чувства формы.
1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве.
Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения - 9 ч
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цветомузыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира.
Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика – 4 ч
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). 3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
4.Календарно – тематическое планирование
Сроки прохождения № урока Наименование раздела, тема урока Кол –во часов
план факт Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму 16 ч
12.09.16 1 Изучение окружающего предметного мира и мира природы. Кто такой художник? Чем работает художник? 26.09.16 2 Чем и как рисовали люди. Палитра 10.10.16 3 Как появилось изобразительное искусство? 24.10.16 4 Первые представления о композиции. Тема «На дороге», «Детская площадка». 14.11.16 5 Художник – график. Передача в рисунке своих наблюдений. Тема «Поваленное дерево»21.11.16 6 Рисование с натуры предметов разной формы. Тема: «Деревья зимой» 28.11.16. 7 Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Тема: «Заколдованный зимний сад Снежной Королевы» 5.12.16 8 Развитие интереса к объектам животного мира Тема: «Мышка в норке», «Бабочки радуются солнцу». 12.12.16 9 Получение нового цвета путём смешения двух красок. Тема «Причудливые облака в небе» 19.12.16 10 Художник – скульптор. Освоение техники лепки. 26.12.16 11 Представление о рельефе. Тема: «Собака и кошка», «Птицы», «Рыбы», «Корабли в море». 16.01.17 12 Художник - прикладник. 23.01.17 13 Передача движения в объёме. Темы композиций : «Мальчик играет с собакой» 30.01.17 14 Великий художник – природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева 6.02.17 15 Передача нереального сказочного пространства тема «Подводное царство» 13.02.17 16 Выполнение декоративного фриза. Примерные темы композиций: «Бабочки», «Как муравей домой спешил» .Развитие фантазии и воображения 9ч
20.02.17 17 Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. 27.02.17 18 Создание картин-фантазий. Примерные темы композиций: «Муравьи и бабочки», «Как цыплёнок дом искал», «Дворец царя Нептуна». 6.03.17 19 Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. 13.03.17 20 Передача движения. Примерные темы композиций: «Бегущее животное, летящая птица», 20.03.17 21 Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков 3.04.17 22 Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, 10.04.17 23 Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». 17.04.17 24 Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги» 24.04.17 25 Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 4 ч
1.05.17 26 Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи. 8.05.17 27 Наблюдение за работой художника (в мастерской) Просмотр фильма. 15.05.17 28 Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора 22.05.17 29 Понятие музея. Экспозиция 5. Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" учащийся научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый) цвета;различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической детальности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, формы, пространства в процессе создания композиций.
Лист корректировки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крутчанская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
«Принято» «Утверждено»
Протокол № ……. от 2016г Приказ № от ……. ………2016
Заседания ШМО Директор школы
учителей предметников …………….. Резниченко И.И
Руководитель ШМО ……………./Л.И. Медведева/
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
на 2016 -2017 учебный год
ФИО учителя
Макаренко Татьяна Алексеевна
Квалификационная категория: ВКК
х. Крутец, 2016