КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Ключевые слова:Коррекция нарушения всех высших психических функции: мышления, речи, недостатки произвольного внимания, памяти, воображения, музыкальное воспитание, слушание, музыкально-ритмические упражнения.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья и неуклонно растёт. Коррекционная школа оказывает образовательные услуги для всех категорий учащихся с ограниченными возможностями умственного и физического развития.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном)образовательном учреждении. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Коррекционно-педагогическая работа на уроках музыки в коррекционном кабинете проводится с учётом структуры нарушения, характерной для детей с умственной отсталостью, и направлена на:оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; помочь каждому ученику почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично;
нормализация психических процессов и свойств: памяти,мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха.
Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формировании двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения,
скороговорки, проглатывания окончания слов.
Организация коррекционо-педагогической работы, музыкально-творческое воспитание, развитие природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей умственно отсталых школьников, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения в начальной школе.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Задачи коррекционные:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- помочь самовыражению учащихся через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Задачи развивающие:
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
- активизировать творческие способности.
Главное содержание музыки – чувство, эмоция, настроение, поэтому именно на уроках музыки в коррекционной школе особенно видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей.
Учитель музыки в коррекционной школе должен знать, что в процессе приспособления и перестройки организма вследствие произошедших нарушений, никаких принципиально новых физиологических механизмов не возникает. Это те же нервные процессы, свойственные нормальному организму, но протекающие своеобразно, в зависимости от степени и структуры патологии, от содержания и условий деятельности и от общего состояния организма ребёнка, его индивидуальных особенностей.
Другими словами, учитель музыки должен прекрасно знать систему развития музыкальных способностей здорового ребёнка и изучить индивидуальные особенности патологии каждого ребёнка. Всесторонняя диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья помогает педагогу увидеть все несформированные или отстающие от нормы компоненты музыкального и эмоционального психического развития. Всесторонняя диагностика включает в себя: медицинскую (проводят педиатр, хирург; психоневролог и т.д.), психолого-педагогическую (проводят психолог, логопед), диагностику музыкальных способностей (проводит учитель музыки). Учитель музыки должен постоянно контактировать с психологом, логопедом, педагогом дефектологом, чтобы следить за динамикой развития проблемного ребёнка.
Главной задачей учителя музыки в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является создание на уроках музыки условий эмоционального комфорта. Тогда можно развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности. На уроках музыки удаётся развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию не только достигается психоэмоциональная коррекция, но и создаются условия для развития специальных музыкальных и общехудожественных способностей. Уроки музыки помогают детям обрести уверенность в себе. Чем больше органов чувств участвуют в процессе деятельности ребёнка, тем интенсивнее идёт его развитие. Очень хорошо дети включаются в творческую деятельность и с помощью «игр со словом». Эти игры рекомендованы коррекционной педагогикой, они собирают внимание, помогают снять зажатость и усталость, развивают координацию голоса и движения, выразительную интонацию, а значит, и эмоциональную сферу, и диапазон голоса, готовят артикуляционный аппарат к вокальной работе. После такой игры можно перейти к любому виду музыкальной деятельности, но лучше всего к вокальной работе.
Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и устойчивого интереса к музыкальному искусству мы отводим вокальной работе с детьми, в том числе постановке певческого голоса. Практика показывает, что успешно развивать певческий голос ребёнка можно лишь в том случае, если ребёнок развивается эмоционально. Учитель музыки в коррекционной школе должен создать все условия для того, чтобы неэмоциональные дети почувствовали некоторую свободу в пении, пережили состояние успеха, приложив для этого минимальные усилия. Необходимо постоянно подбадривать таких детей, держать их в поле зрения, замечать их старания, обязательно хвалить перед сверстниками.
На уроках музыки мы с ребятами делаем шумовые музыкальные инструменты своими руками. Это могут быть: пустые контейнеры из подкиндерсюрпризов, каких-то игрушек, различные коробочки, которые учащиеся наполняют крупой, мелкими камушками, пуговицами, бусинками и т. д. Очень нравятся детям разрезные карточки по типу «музыкальное лото», игра на детском электрическом пианино. Также используем на уроках музыки элементы логоритмики–упражнения и игры на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с умственной отсталостью, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. Логоритмику можно назвать гимнастикой ума, поэтому на уроках музыки часто используем логоритмические игры, которые очень любимы моими воспитанниками. Ребята выполняют несложные задания например: нотная грамота ,разгадывают музыкальные загадки, работа с карточками, с картинками, с ритмическими карточками, физминутка, разучивание песни, дыхательная гимнастика.
Так же Все занятия строятся на принципах внимания к потребностям и реакциям учащихся , создания атмосферы доверия и партнёрства в музицировании, танцах, театрализованных постановках. Реализуются задачи обогащения детей с музыкальными впечатлениями, развития воображения и чувства ритма, раскрепощения в общении, развития творческой активности. Учитываются психологические особенности детей.
Принципы работы творческого объединения:
1. Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок
чувствует себя непринуждённо, раскрепощено.
2. Принцип положительной оценки деятельности учащегося.
3. Принцип последовательности усложнения поставленных задач.
4. Соотношение музыкального материала с природным, народным,
светским и частично историческим календарём.
5. Принцип партнёрства.
6. Принцип положительной оценки деятельности учащихся.
Занятия обеспечивают всестороннее развитие личности детей:
- эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному и современному творчеству;
- умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
- нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
Дети выступают на всевозможных сезонных и тематических школьных мероприятиях. На занятиях объединения художественной самодеятельности учащиеся знакомятся с казахским народным творчеством (песни, игры, обычии, пословицы и тд.). Театрализованные представления включают в себя различного рода театрализованные музыкальные игры, сказочные постановки.
Безусловно, такая сложная форма организации музыкальной деятельности умственно отсталых учеников, как музыка на уроках и в повседневной жизни, будет присутствовать во взаимосвязи учителя музыки и всего педагогического коллектива, который стремится к решению коррекционных задач, задач всестороннего развития каждого ученика.

Список используемых источников
«Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михайлова, 1997 г.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»
В.В.Воронковой (изд. Москва «Просвещение», 2006 г.).
Выготский Л.С. Основы дефектологии / Выготский Л.С. – СПб.:Лань,2003.
Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
«Урок музыки - искусства»