Обобщение опыта по теме:формирование познавательного интереса учащихся с помощь современных образовательных технологий


Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
   Не секрет, что в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, что труд учителя должен быть направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих.
Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность  всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.  Большую помощь в этом деле оказывает применение современных педагогических технологий. Например, на  уроках биологии я использую методы и приёмы технологии проблемного обучения, ИКТ, технологию развития критического мышления, проектную и модульную технологии . Технология проблемного обучения.
В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.
Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него  ты получаешь возможность “растормозить” механизм его мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую несколько приёмов технологии проблемного обучения.
Приемы создания проблемной ситуации.
Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.
1прием.Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
2 прием.Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
3 прием.
Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..
4 прием.Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. Например: на уроке биологии в 8 классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий .Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
Использование данных приёмов на уроке позволяет реализовать личностно-ориентированный подход  к учащимся, ведь проявить себя, высказать неординарную мысль  и в любой форме  может каждый из них. Ребёнок будет услышан, понят, не будет бояться высказывать свою точку зрения, пусть и не всегда верную.
Технология проектного обучения
Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении биологии. Работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
В процессе подготовки и проведения подобных уроков появляется возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга, новых личностных качеств.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
Типы проектов:
Исследовательские
Творческие
Ролево-игровые
Практико-ориентированные
Результатом проекта может быть:
доклад;
слайд-шоу;
компьютерная презентация;
игра;
стенд;
концерт;
спектакль, постановка;
реклама;
видеофильм;
демонстрация электронных пособий;
плакат;
буклет;
макет, модель;
афиша;
викторина;
выставка;
рисунки;
web-страница в Интернет и т.п.
Реализация технологии проектного обучения в 6 классе по теме: «Распространение плодов и семян»

Следующим шагом является постановка целей.
Цель проекта представляет утверждение, результат, который хотят достичь. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой.
Рекомендуется в формулирование цели включать существительные «исследование, изучение, выявление и т.д.».
Далее составили план исследования:

Далее необходимо определить источники и способы сбора информации, а также способы представления результатов
На уроке учащиеся, работая с текстом учебника, определяли способы распространения плодов и семян. Составляли схему, оформляя буклеты.
На следующем этапе были сформированы 2 исследовательские лаборатории:
Одна изучает распространение плодов и семян при помощи человека и животных, а также распространение водой;
Другая – распространение ветром и саморазбрасыванием.
Заключительный этап - это защита проекта. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены(видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.). В нашем случае это были буклеты
Назовем достоинства проектного метода обучения:
ученик активно принимает участие в решении проблемы, применяет приобретённые в процессе жизненного опыта знания, умения и навыки, а также добывает их самостоятельно;
сотрудничество между учителем и учениками, между учащимися внутри группы является фактором развития и самоопределения личности;
у учащихся формируются исследовательские умения: ребята сами проводят необходимые исследования, расчеты, анкетирования, обрабатывают информацию, используя новые информационные технологии;
сотрудничество с одноклассниками позволяет учащимся говорить, слушать и слышать, а также высказывать свою точку зрения о проблеме, исследуемой в проекте;
проекты нацелены на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий: дети учатся оценивать результаты своей деятельности, а также высказывать своё мнение о тех или иных проблемах современной экономики.
Технология развития критического мышления
Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления.

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Первый этап урока - стадия (фаза) - вызов, настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Второй этап урока - стадия (фаза) - осмысление - содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.
Третий этап урока - стадия (фаза) - рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применитКаждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Приемы ТРКМ
Приём «Кластер».Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития тем
Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Может использоваться на любом уроке.
Пример использования приёма «Таблица «З-Х-У» на уроке в 8 классе по теме: « Осевой скелет человека».
На стадии вызова прошу учащихся вспомнить, что они знают о своем скелете.
Ответы были такими:
-.Скелет состоит из многих костей и хрящей;
- Есть череп;
- Позвоночник, который состоит из позвонков;
- Есть грудная клетка;
- Кости таза;
- Все кости нужны для ходьбы;
- Есть кости конечности.
Заносим уже имеющиеся знания в первый столбец таблицы.
Работа над графами «Знаю. Хочу знать. Узнал»
Знаю Хочу знать Узнал
- Скелет состоит из костей и хрящей
- Есть череп
- Позвоночник, который состоит из позвонков
- Есть грудная клетка
- Кости таза
- Все кости нужны для ходьбы
- Есть кости конечности Затем переходим к графам категории и источники информации. На этом этапе работы можно задать вопрос учащимся: откуда появились такие сведения? ( Я читал журнал «Здоровье»; Смотрел передачу по телевизору. Вы говорили, когда изучали отряд «Приматы».).
Вместе с ребятами вновь классифицируем столбец «Знаю» по категориям и заполняем нижнюю часть таблицы.
Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать», для её заполнения спрашиваю: Чтобы они хотели узнать теперь?
Поступившие вопросы:
Какой скелет называют осевым?
Зачем в скелете нужны хрящи?
Как череп прикреплён к позвоночнику?
Какие отличия в скелете позвоночника человека в сравнении другими животными?
Зачем мне нужно это знать?
Запишем эти вопросы во вторую графу верхней части таблицы.
Стадия осмысления идет под девизом: «Наш главный источник информации – это текст параграфа».
После самостоятельного прочтения текста, возвращаю внимание к таблице. Теперь ребята могут ответить на возникшие ранее вопросы. Идет заполнение третей графы таблицы, потому что информация об осевом скелете человека значительно расширились.
Теперь таблица выглядит так:
Работа над таблицей «ЗХУ» на стадии осмысления содержания
Знаю Хочу знать Узнал
- Скелет состоит из костей и хрящей
- Есть череп
- Позвоночник, который состоит из позвонков
- Есть грудная клетка
- Кости таза
- Все кости нужны для ходьбы
- Есть кости конечности -.Какой скелет называют осевым?
-.Зачем в скелете нужны хрящи?
-
.Как череп прикреплён к позвоночнику?
-.Какие отличия в скелете позвоночника человека в сравнении другими животными?
-.Зачем мне нужно это знать? - Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища.
- Они придают подвижность упругость и отличают сопряжения при беге, прыжках.
- С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков.
- Позвоночник человека имеет четыре изгиба, а у млекопитающих животных только шейный и крестцовый. Во избежание травм, искривлений позвоночника.
Приём «ИНСЕРТ» ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
    V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
    - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
    + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
    ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V + - ?
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Приём «Синквейн».Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить,  как ученики запомнили важнейшие понятия темы.
Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в целом в двух  словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.
 Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.
 Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.
На уроках может быть использован на стадии рефлексии и стадии вызова.
( примеры синквейнов)

         Информационно-коммуникационные технологии обучения. 
В настоящее время увеличивается влияние  медиа - технологий на жизнь человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, или посидит перед компьютером, чем прочитает книгу. Применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, компьютерных  игр оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. И, учитывая современные реалии, учитель должен внедрять  в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Поэтому, я считаю, что использование мультимедийного оборудования на уроках как никогда актуально. 
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника (технические средства) и программные средства.
Применение информационных технологий дает возможность использовать некоторые особенности личности ребенка:
естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их;
потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку;
способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения;
На уроках биологии использование ИКТ эффективно:
на уроках изучения нового материала;
при отработке умений и навыков;
при проверке знаний учащихся;
во время проведения биологического практикума
Проведение урока на интерактивной доске стало большим подспорьем в моей работе. Специфика нашего предмета, биологии, обуславливает использование большого количества наглядного материала на уроках. Возможности данного оборудования позволяют мне использовать тематические  видеофильмы, анимационные ролики, аудиозаписи, а также разнообразные задания, таким образом, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Я имею возможность показать ребятам разные биологические объекты, процессы на макро- и микроуровнях, в их динамике и взаимосвязи, что делает информацию более яркой, понятной и запоминающейся. Сочетание текста.  рисунка, анимации, звукового сопровождения «включает»  максимальное количество видов памяти учащихся.. Помогает это и при проведении лабораторных работ: например, в 6 классе во время лабораторной работы мы совершили виртуальное путешествие внутрь растительной клетки. На своих уроках я использую школьные  электронные учебники по биологии, а также свои диски (электронные уроки и тестники по биологии), создаю  и применяю авторские   презентации и флипчарты.  Компьютер и мульмедийное  оборудование   я использую  на различных  этапах урока: на этапе вызова информации, при объяснении нового материала, закреплении, контроле ЗУН. 
Использую интерактивное оборудование и во внеурочной работе – при проведении дополнительных консультаций, на кружке по биологии, при проведении внеклассных мероприятий.
Использование Интернета:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста,
открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала,
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету
Интересные сайты по биологии:
Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ruwww.floranimal.ru – сайт о животных и растениях
http://www.virtulab.net/ - виртуальные лабораторные работы
http://www.zooclub.ru – мегаэнциклопедия о животных
http://www.livt.net электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»
http://www.zin.ru/museum - зоологический музей РАН
http://animal.geoman.ru мир животных книги о животных)Использование ИКТ при подготовке домашних заданий
Мультимедийные кроссворды
Тематическая коллекция интересных фактов
Интерактивные плакаты
Мультимедийные проекты
Модульная технология:
Сущность модульной технологии:
Ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым узлом, в котором объединены учебное содержание и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося
На всех этапах процесса обучения учитель выступает как организатор и руководитель процесса обучения и взаимодействия учащихся. Учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, планируя время на выполнение задания с учетом психологических особенностей учащихся, темпов работы, учебных возможностей, умений работать самостоятельно. Технология модульного обучения гарантирует каждому учащемуся освоение выбранного им образовательного уровня и продвижение на более высокий уровень обучения.

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;
УЭ-2 и последующие – отработка учебного материала;
завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания, которое должно быть дифференцированным, с учетом успешности работы учащегося на уроке, рефлексию, т. е. оценку своей работы с учетом оценки окружающих.
Модульный урок в 7 классе «Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных»
На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.
Урок-модуль позволяет приучить учащихся к системе в работе и к системе проверки знаний.
Ученик на уроке работает непринужденно, легко, с интересом, с большой продуктивностью. Практика подтвердила эффективность использования этой технологии; снижается учебная нагрузка, дети могут работать без домашних заданий, экономится до 30% учебного времени.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения биологии достаточно эффективна. По сравнению с традиционной технологией обучения модульная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.
Основные педагогические результаты   применения  данных   технологий   на уроках биологии:
повышение уровня мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
у школьников постепенно формируется осознание успешности его деятельности;
учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
Возможность рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
использование современных педтехнологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером
Тема: «Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий»
Подготовила
Васейкина Е.Н.,
учитель биологии МБОУ ООШ №23