Применение информационных технологий в образовательном процессе для развития познавательного интереса учащихся.


Применение информационных технологий в образовательном процессе для развития познавательного интереса учащихся.
"Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”
Народная мудрость.

Развитие информационно-коммуникационных технологий требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обуславливает изменения с обучения, методик и технологий. Информационные технологии являются значимым инструментом, помогающим учителю в преподавании. Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на инновационные подходы. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень,т.е. формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Этого можно добиться при помощи информационных технологий.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс я рассматриваю: не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися; как источник дополнительной информации по предметам; как способ самообразования учителя и учащихся; как возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Какие же проблемы призваны решить информационные технологии. Все моменты, касаемые положительного влияния ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные.К общеобразовательным можно отнести следующие положения:1.  Информационные технологии призваны научить  ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.)2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации.Частные:3. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.4. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).5. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения - уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивается до 65%.  Конечно, достигнуть этого можно  и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но  компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо  более высокий уровень  наглядности.6. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.7. Информационные технологии представляют широкие  возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт  самообразования учащегося. Максимальная эффективность  урока с использованием ИКТ достигается при соблюдении следующих условий:        визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;        материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;        всегда предпочтительнее мультиперспективный подход ─ представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.; всегда избегать готовых выводов;        всегда хороши „личностные“ материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;        лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;        чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;        материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы;        материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;        максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания. Таким образом,главное правило: как можно ярче и как можно больше возможностей для работы учеников.
ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
Далее остановлюсь подробнее на использовании ИКТ из своей педагогической деятельности. Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Медиопособия, создаваемые нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.
Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.
Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится найти ответы на все интересующие их вопросы. Ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.
Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий. Ведь недаром гласит народная мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда.»
Каждая серия транспарантов, как правило, посвящена одному, конкретному вопросу учебной программы. Эта особенность транспарантов не позволяет использовать их для иллюстраций при изложении нового материала учителем. Транспаранты необходимы при углубленном изучении природных явлений, выявлении их сущности.
Одно из самых важных средств обучения – учебное кино. Это обусловлено тем, что кинофильм позволяет:
1)  воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;
2)  осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;
3)  показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;
4)  воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;
5)  моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.
Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. При сообщении новых знаний кинофильм может служить иллюстрацией рассказа учителя. Он обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, способствует формированию у школьников основных языковых представлений и понятий. Чаще приходится использовать учебное кино на уроках изобразительного искусства, технологии и окружающего мира.
Итак, различные виды информационно-коммуникативных технологий являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о ИКТ служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию.
Использование ИКТ во время учебных занятий в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией проверять её на достоверность; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств обучения. Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. Это способствует осознанному усвоению знаний и эффективному освоению способов самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащимися.
Использование компьютерных технологий в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. А знания приходят только к заинтересованному человеку. Недаром народная мудрость говорит: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”
При внедрении в школьный образовательный процесс информационных технологий, остро встает такая проблема, как воспитание человека, способного ориентироваться в информации, видах доступа к ней, умеющего организовать ее поиск, сделать информацию доступной другим людям, передавать и получать ее по сетям. Сегодня Интернет со всеми видами доступа к информации - океан с "золотыми рыбками", поймать которых становится все труднее. Ученик же, получая доступ к информации, должен уметь классифицировать, обобщать, представлять ее различными способами, выбирать нужный метод поиска, представлять себе организацию хранения информации, знать, в каком случае к каким ресурсам можно обратиться; уметь найти нужную информацию среди большого её объёма. Телекоммуникации позволяют решить поставленные задачи. Являясь методом обучения использования сети, они в тоже время учат и искусству общения. Сначала ученики делают первые неуверенные шаги в мировом информационном пространстве, просто читают телеконференции, добывают информацию для себя лично и для уроков, затем начинают проявляться – обмениваться мнениями, заводить свою аудиторию и друзей в сети.
В этот период неоценима тактичная помощь учителя. Его задача – по возможности активизировать всех.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Урок с использованием компьютерных технологий требует дополнительной подготовки, и организационные проблемы возникают, но всё это компенсируется полученными результатами и довольными лицами учеников и видением того как, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.