Экспериментальная работа по повышению уровня эффективности развития речевых умений в 7-х классах посредством использования мультимедийных обучающих программ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Э кспериментальн ая работ а по повышени ю уровня эффективности развития речевых умений в 7 - х классах посредством использования мультимедийных обучающих программ Разработчик: учитель английского языка МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы №9 С.С. Королёва 2013г. Введение Целью данной экспериментальной работы является исследование и оптимизация методики применения мультимедийной обучающей программы Access, New Grammar time 3 by Sandy Jervis and Maria Carling и других интерактивных разработанных программ, направленных на формирование и развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся средних и старших классов в процессе обучения иностранному языку. Необходимо проверить гипотезу: систематизированное и корре ктное использование «мультимедийной обучающей программы» на уроках иностранного языка способствует активизации процесса обучения и помогает сделать процесс развития коммуникативной деятельности в средних и старших классах более эффективным и мотивированны м. Эффективность обучения иноязычному языку с применением мультимедийных обучающих программ достигается правильностью выбранных эмпирических и математических методов исследования, которые способствуют доказательству поставленной гипотезы. Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:  подобрать к уроку задания мультимедийны х обучающи х программ, направленны х на закрепление и расширение языкового материала;  систематизировать использование на уроке мультимедийных обучающих программ с целью развития р ечевой деятельности учащихся;  провести экспериментальную работу;  провести констатирующий эксперимент;  сделать анализ полученных результатов. Эксперимент был проведен по месту работы в МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школе №9 г. Дмитрова Московской области в 7 - х классах. Обучение английскому языку в 7 классе осуществляется по учебно - методическому комплексу « Spotlight 7», Virginia Evans , Jenny Dooley , Olga Podolyako , Julia Vaulina . Учебно - методический комплект состоит из следующих компонентов: · Учебник. · Книга для учителя. · Рабочая тетрадь. · Звуковое пособие. Данный УМК был построен по аналогу учебника « Access » издательства Express publishing . В качестве мультимедийной поддержки к учебнику активно используется интерактивное приложение учебной линии « Access ». Помимо этого были разработаны и проведены уроки с использованием таких мультимедийных программ, как: презентации , интерактивные игры , электронные грамматические учебники. Выбо р этих динамичных мультимедийных программ обусловлен их популярностью и легкостью в организации. У ченики 7 «А» класса составили экспериментальную группу (13 учеников). Ученики 7 «В» класса (13 учеников) составили контрольную группу. Экспериментальная рабо та проводилась в рамках темы « In the spotlight ». Каждую четверть в классах рассчитывается показатель качества знаний (процент успевающих на «4» и «5» к общей численности обучающихся в классе), оценивающий сформированную коммуникативную компетенцию на определенный период учебного процесса. В контрольном и экспериментальном классе он одинаковый и составляет 71%. Таким образом, уровень развития речевых умений и навыков у учащихся в экспериментальной и контрольной группах можно считать одинаково хорошим. Поэтому выбор этих классов для эксперимента позволит сделать объективный сравнительный анализ полученных результатов. Ход экспериментального исследования На изучение темы « In the spotlight » отводилось 8 уроков. Первый урок Тема: Введение лексики по теме «Выдающиеся люди». Обучение чтению и говорению. Первый урок начался с видеоролика (Приложение 2) , который позволил сформировать у обучающихся представление о тематике предстоящих занятий, а также дать визуальное представление о но вых лексических единицах. Видеоролик имел музыкальное сопровождение. На закрепление лексических единиц использовались разнообразные тренировочные упражнения, предложенные авторами учебника, такие, как чтение небольших текстов и выбор правильного ответа н а вопрос, поиск в тексте слов, связанных с описанием выдающейся личности. Также предполагалось монологическое высказывание по теме «Выдающиеся личности нашей страны» . В конце урока была предложена интерактивная игра «Своя игра» (Приложение 3). Описание: Цель игры: Назвать слово, семантизация которого показана беспереводным способом. Ход игры: группа делится на 3 команды, каждая из которой выбирает поочерёдно номер на табло. Каждой команде, правильно ответившей на вопрос, присваивается определенное числ о баллов. Игроки команды, набравшей наибольшее число баллов, получают оценку «5» . Пример заданий: 1) Handsome and pleasant to look at Ответ: attractive 2) The synonym of the word « smart » Ответ: intelligent 3) The antonym of the word « poor » Ответ: rich 4) Look at the picture and guess the adjective Ответ: successful Второй урок Тема урока: Обучение грамматическому материалу «Степени сравнения прилагательных» в процессе становления речевой деятельности. На втором уроке в ведение грамматического материала началось с применения программы Access 3, которая включала прослушивани е речи диктора в сопровождение с наглядным изображением на экране согласно принципу устных основ обучения, (Приложение 4). Реплики диктора содержал и элеме нты грамматической стороны речи , на основе которых учащиеся могли предугадать правила употребления степеней прилагательных. Далее последовало правило - инструкция. На закрепление автором учебника использовались разнообразные тренировочные упражнения: заполнение пропусков определенной степ енью прилагательных; сравнение людей по заданному признаку. Для формирования навыков говорения каждый учащийся строил высказывания, сравнивая себя со своим другом или родственниками на заданную тему разговора. Выполнение данных упражнений дублируется в му льтимедийной программе Access 3 (Приложение 5). Обучение аудированию происходило следующим образом: в результате двукратного воспроизведения аудиозаписи на слух обучающиеся должны были заполнить текст соответствующими формами прилагательных. Данное задание было продублировано в интерактивном варианте на экране, где один из учащихся вышел к доске и проставил свои варианты ответов. Далее на доске были представлены верные варианты ответов (Приложение 6). Использование дубликата задания на доске облегчает поним ание и проверку выполнения задания для обучающихся и проявляет интерес выйти к доске, отбросив страх и боязнь. Так как данный урок проходил в кабинете информатики, каждый учащийся смог работать индивидуально с компьютером. Для контроля понимания изученног о грамматического материала были представлены мультимедийные задания по теме урока (мультимедийное приложение к New Grammar time 3 by Sandy Jervis and Maria Carling т (Приложение 7). После выполнения задания компьютер подсчитывал количество правильных ответ ов и указывал на ошибки. Задания были следующего типа: 1) Языковые задания подстановочного типа Например: thin ‬ thinner - ……….. Tall - …… - the tallest My name’s Molly and I like dogs (more/most) than cats. 2) Упражнение на слушание с контролем понимания правильных или неправильных утверждений. Например : Dogs are more dangerous than snakes . ( аудиозапись ) Выбор ответа: True / False . Домашнее задание на данном этапе задается в виде сочинения на тему «Сравнение вн ешности и личных качеств характера членов моей семьи (семьи друга)». Третий урок Тема: Введение новых лексических единиц по теме «Жанры кино». Обучение изучающему и поисковому чтению. Тренировка разговорных формул предпочтений. На третьем уроке была использована презентация с заданием распределить сюжеты из фильмов в соответствии с их жанрами и решить мультимедийный кроссворд (Приложение 8). Задания в кроссворде построены по принципу семантизации слова с помощью определений на ин остранном языке. В учебнике отрабатывались новые лексические единицы через чтение текстов, определения названия фильмов по описанию. Обучение чтению и аудированию осуществлялось на примере диалога на тему «Выбор фильма для просмотра». После прослушивания диалога без опоры на текст обучающимся было предложено интерактивное задание : восстановить порядок предложений в тексте (Приложение 9). С целью обучения изучающему чтению в учебнике авторы разработали ряд упражнений. Тренировка разговорных формул на тему « Выбор фильма для просмотра» , представленных в учебнике в разделе Speaking , была дополнена заданием в виде интерактивного плаката: Описание: задается образец диалога , относящийся к изображению . По аналогии следует составить свои диалоги без предварительной подготовки. Далее можно проверить правильность составления собственного диалога, нажав на знак «!» рядом с изображением. Например : 1 образец A : Would you like to watch Titanic tonight ? B : I don ’ t really like romantic films. How about the Mask? A: I don’t mind. (That’s a great idea.) 2 образец A: Do you fancy watching Titanic tonight? B: I’m not a big fan of romantic films. How about The Mask? A: I like it. Четвертый урок Тема: Обучение грамматическому материалу « Сравнение употребления Настоящего совершенного времени и прошедшего простого времени » в процессе формирования речевой деятельности. Аналогично второму уроку в ведение грамматического материала началось с применения програ ммы Access 3, которая включала прослушивани е речи диктора и сопровождение наглядным изображением на экране согласно принципу устных основ обучения (Приложение 10 ). Реплики диктора содержал и элеме нты грамматической стороны речи, на основе которых учащиеся могли предугадать правила употребления настоящего совершенного и простого прошедшего времен. Далее последовало правило - инструкция. На закрепление автором учебника использовались разнообразные тренировочные упражнения: заполнение пропусков правильной формо й глагола или предлогами since , for . Для формирования навыков говорения каждый учащийся c оставил список домашних обязанностей, которые выполнил(а) на текущей неделе. В заключении учащимся была предложена интерактивная игра «Летящий самолет» New Grammar tim e 4 by Sandy Jervis and Maria Carling (Приложение 11). Цель игры : за ограниченный промежуток времени набрать максимальное возможное количество баллов. Ход игры : управлять самолетом, ловить воздушные шарики, под которыми находятся вопросы по теме «Употребление настоящего совершенного и простого прошедшего времен». Чтобы набранное количество баллов не уменьшалось, необходимо избегать столкновение с другими самолет ами и птицами. Тот, кто наберет наибольшее число баллов получает оценку «5». Пятый урок Тема : Обучение лексическому материалу, умениям чтения и письм а в рамках темы «Музыкальные хиты». Для проведения урока использовалась обучающая мультимедийная программа Access 3 , которая позволила наглядно проверить выполнение заданий учебника. Лексическая сторона речи предполагала изучение музыкальных жанров и других лексических единиц по теме «Музыка» . В качестве закрепления лексического материала было предложено ин терактивное задание на сопоставление музыкальных отрывков с их музыкальным жанром и распределение понятий по темам «Музыка» и «Фильмы». (Приложение 12) В задании по аудированию прозвучала монологическая речь об известном певце. Контроль понимания осуществ лялся с помощью интерактивного задания: выбор правильного ответа из предложенных. Следующим этапом было чтение прослушанного текста (дублируется в мультимедийной программе на экране) и выполнение определенного типа заданий (Приложение 13): - определить об ласть принадлежности текста: краткий обзор ( review ) , письмо ( ), рассказ ( story ) ; - заполнить данные визитной карточки; - найти в тексте прилагательные, которые автор использует для описания определенного списка слов. Наглядность текста на доске для всего класса, возможность показать любую составляющую единицу текста, демонстрация правильных вариантов ответов делают работу на уроке более понятной, и это сказывается положительно на результатах обучающихся. Заключительным этапом урока является задание: подумать о своем любимом музыкальном хите, составить визитную карточку по образцу и написать краткий обзор по заданной схеме о музыкальном хите и его исполнителе. Использование интерактивной программы Access 3 облегчает выполнение задания, демонстрируя образец выполнения (Приложение 14). Шестой урок Тема: Обучение диалогической речи «Приобретение билетов в кино» . Данный урок проходит в сопровождении мультимедийной обучающей программы Access 3. На экране дублируются все упражнения из учебника, где нагляд но показано выполнение заданий: произношение реплик из диалогов, распределение реплик по ролям (продавец билетов в кино и покупатель), вопросы к диалогам с демонстрацией при необходимости правильных ответов. Особенно наглядно представлено упражнение на со ставление собственного диалога, пользуясь представленной информацией. В интерактивной программе представлена опорная схема построения реплик в диалоге, что облегчает для обучающихся вести диалог (Приложение 15). Дополнительно на уроке был использован вид еосюжет (диалог «Приобретение билетов в кино») из интерактивной программы к пособию Face 2 face 2 . Контроль понимания осуществлялся по принципу выбора правильного ответа из предложенных. Далее предлагалось еще раз посмотреть диалог, занять роль одного уч астника и записать себя на микрофон. В результате прослушивания полученной записи учащиеся могли сделать самоанализ: правильное произношение и ведение диалога (Приложение 16 ). Седьмой урок Тема: Урок самоконтроля по освоению речевых умений и языковых навыков по теме «Выдающиеся люди». Для закрепления пройденного материала в учебнике есть раздел « Progress check », где в конце каждого задания ученик может рассчитать количество полученных баллов. Максимальное количество баллов за все задания ‬ 100, соответственно 95 баллов и более ‬ оценка «5», 80 - 94 балла ‬ оценка «4», 60 - 79 баллов ‬ оценка «3». Менее 60 баллов ‬ оценка «2» (в этом случае необходимо про анализировать ошибки и выполнить аналоги чные задания еще раз . Раздел « Progress check » представлен в интерактивном виде учебной линии Access 3 ( Приложение 17 ) , поэтому сверить результаты ответов учащиеся могут с интерактивной доской. Также при возможности провести урок самоконтроля в кабинете информатики, все задания учащиеся выполняют через интерактивное приложение Access . Преимущество выполнения данного зада ния в интерактивном варианте: после выполнения задания компьютер сам указывает на неправильные ответы и позволяет сэкономить время на анализ ошибок и выставление результата за проделанную работу. Восьмой урок Тема: Контроль речевых умений и языковых навык ов по теме «Выдающиеся люди». В данной итоговой работе были представлены задания на контроль четырех видов коммуникативной деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) и языкового материала (лексических и грамматических навыков): - тестирование ( на знание лексики и грамматики); - аудирование (контроль с выбором правильного и неправильного утверждения); - чтение (контроль в виде вопросов по тексту); - сочинение на тему « The film, I have seen recently », - составление диалога по теме «Приобретение б илетов на концерт известного певца (певицы)». В следующем разделе главы проведен анализ эксперимента на основе полученных результатов. Анализ данных, полученных в результате эксперимента Для проверки поставленной цели была проведена экспериментальная работа. В процессе работы над новой темой « In the spotlight » была разработана и продемонстрирована на практике методика использования мультимедийных обучающих программ . Констатирующий экспериме нт показал (табл.1), что в экспериментальной группе 3 учащихся показали оценку «отлично», 9 учащихся справились с работой на «хорошо» и только 1 учащийся - на оценку «удовлетворительно». В контрольной группе результаты отличаются: только 1 учащийся показал оценку «5», 9 учащихся справились на «хорош о» и 3 учащихся получили «удовлетворительно». Таблица 1. Результаты эксперимента Группы эксперимента Кол - во учащихся, получивших оценку: Показатель качества знаний до эксперимента, % Показатель качества знаний после эксперимента, % Изменение показателя кач ества знаний, % «3» «4» «5» 1. Экспериментальная (7 «А») 1 9 3 71 92 +21 2. Контрольная (7 «В») 3 9 1 71 71 0 Наблюдается рост показателя качества знаний у экспериментальной группы на 21 % , в то время как у контрольной группы показатель качества знаний остался на том же уровне. Это говорит о стабильности уровня знаний 7 «В» класса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение в практику урок ов иностранного языка методики применения мультимедийных обучающих программ может не только повыс ить мотивацию обучающихся, снять психологическую напряженность, создать искусственно - созданное общение в изучении иностранного языка, но и активизировать и повысить эффективность обучения, достичь более высокого уровня развития коммуникативных умений и нав ыков. А следовательно, гипотезу исследования можно считать доказанной, цель достигнутой, задачи выполненными. Приложение 1 Анализ качества знаний учащихся 7 - х классов Учитель Королёва С.С. 2012 - 2013 учебный год 64 66 68 70 72 74 76 78 80 7 А 7 Б 1 чет. 2 чет. 3 чет. Приложение 2 Кадры из видеоролика по теме «Выдающиеся люди» к уроку 1. Приложение 3 Слайды интерактивной игры « Your own game » к уроку 1. Приложение 4 Мультимедийная обучающая программа Access 3 Объяснение грамматического материала «Степени прилагательных» П риложение 5 Мультимедийная обучающая программа Access 3 Образцы упражнений на закрепление грамматического материала П риложение 6 Аналогичное учебному пособию интерактивное задание по аудированию Приложение 7 Образцы мультимедийного приложения к New Grammar time 3 by Sandy Jervis and Maria Carling т Приложение 8 Мультимедийный кроссворд на тему «Жанры кино» Приложение 9 Интерактивное задание на восстановление порядка реплик в диалоге Приложение 10 Мультимедийная обучающая программа Access 3 Объяснение грамматического материала « Сравнение Настоящего Совершенного и Простого прошедшего времен » П риложение 11 Мультимедийная грамматическая игра « A flying plane » Приложение 12 Мультимедийная программа Access 3 Приложение 13 Мультимедийная обучающая программа Access 3 Приложение 14 Мультимедийная обучающая программа Access 3 Приложение 15 Мультимедийная обучающая программа Access 3 Приложение 16 Мультимедийная обучающая программа Face 2 face 2. Приложение 17 Мультимедийная программа Access 3, раздел ‮ Self check   Приложение 17 Мультимедийн ая программа Access 3, раздел ‮ Self check