Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Я всегда вспоминаю эти слова, сказанные когда-то давно святым Августином, когда составляю рабочую программу или планирую уроки.
Иностранный язык – обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особой методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность. Немало усилий требуется от самих обучающихся, но большая часть работы отводится роли учителя. Учителю требуется сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, различные компетенции, чтобы его ученики соответствовали той модели выпускника, которую от нас требуют современные образовательные стандарты. Формирование коммуникативной компетенции я считаю первостепенной задачей, поскольку она наиболее точно отражает предметную область «Иностранный язык». Коммуникативная компетенция включает в себя знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для того чтобы добиться оптимального уровня усвоения учебного материала учителю следует использовать нестандартные формы работы, включать в процесс обучения новые приемы и методы обучения иностранным языкам, обращаться к новым техническим средствам обучения.
Несмотря на определенный прогресс (использование Интернета, различных программ и т. д.), одной из трудностей обучения иностранному языку является весьма ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне школы. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным также считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка.
Для достижения этих целей большое значение имеют аутентичные материалы – видеофильмы и различные видеоматериалы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развития и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Видеотехника является для меня на данный момент самым доступным и универсальным средством, которое позволяет использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала. Следует отметить, что видеофильм – это не только еще один источник информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным, потому что для понимания содержания фильма учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Видеофильм имеет довольно сильное эмоциональное воздействие на учащихся, влияет на формирование личностного отношения к увиденному. Еще одним преимуществом видеофильма является непосредственность изображения реальной действительности, особая манера общения ведущего со зрителями (если это телепередача или телешоу), использование крупного плана, ненавязчивое предъявление информации, красочность, наличие музыкального фона.
Использование видео на уроках помогает решению следующих задач:
·  Повышение мотивации обучения,
·  Интенсификация обучения,
·  Активизация деятельности обучаемых,
·  Самостоятельная работа учащихся,
·  Повышение качества знаний учащихся.
Существует огромное количество видеоматериалов, которые можно использовать на уроках английского языка. Это могут быть рекламные ролики или интервью с известными людьми, мультфильмы или сюжет из мировых блокбастеров, фрагменты новостей и телепередач. В научно-методической литературе строгой классификации видеоматериалов не существует. Благодаря современным технологиям и Интернету, практически любую информацию я могу найти в глобальной сети, записать на носитель и использовать на различных этапах урока. Я собрала подборку видеоматериалов, которые можно разделить на следующие категории:
а)  Художественные (мультфильмы, художественные фильмы)
б)  Научно-популярные, публицистические (интервью, документальные и учебные фильмы)
в)  Информационные (реклама, новостные передачи, видеоролики)
г)   Страноведческие (видеоэкскурсии)
В будущем я планирую добавить в свою коллекцию еще одну категорию «Фильмы, разработанные преподавателем и учащимися». Для создания таких материалов необходимо много времени, тщательное планирование и наличие специального технического оборудования, но они того стоят, так как могут решить большое количество задач, поставленных перед уроком.
Доступными на всех этапах обучения английскому языку являются учебные видеоматериалы. Они состоят из небольших эпизодов и имеют дополнительный дидактический материал. Для себя я выделяю 2 типа учебных видеоматериалов:
а)  непосредственно обучающие языку,
б)  выступающие в качестве дополнительного источника для обучения языку.
Для учебного материала первого типа характерно обучение прямо с экрана, где ведущий демонстрирует образцы структур. Роль учителя сводится к тому, чтобы с помощью книги для учителя и вспомогательных средств совершенствовать навыки и умения обучаемых.
Видеоматериалы второго типа содержат больше познавательную информацию, которая показывает, как используется язык на различных уровнях. Это обычно несвязанные по содержанию эпизоды, где учитывается степень сложности и речевые функции.
Для того чтобы процесс обучения иностранным языкам с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на уроках. Также следует определить место видеоуроков в системе обучения и частоту предъявления. Я стараюсь снабдить видеорядом каждую изучаемую тему. В среднем частота использования видеофильмов 1 раз в 2-3 недели. Рекомендуемая продолжительность занятия с использованием видео от 30 до 45 минут. Предпочтение отдается коротким по продолжительности видеоматериалам: от 30 секунд до 5-10 минут. Эти 5-10 минут демонстрации видео могут обеспечить напряженную работу группы в течение целого учебного часа. Успешное использование видео гарантировано практически на всех этапах процесса обучения иностранному языку. Я использую видеофильмы для того, чтобы обозначить тему, для фонетической и речевой зарядки в начале урока, для презентации нового языкового материала, для закрепления и тренировки языкового материала, для подведения итогов по изученной теме. Для своих уроков с использованием видео я разработала систему упражнений, способствующую развитию всех речевых видов деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма). Видео помогает формировать и совершенствовать слухо-произносительные навыки, способствует развитию фонематического слуха, так как во время просмотра аутентичного видео происходит запоминание фонетических норм на подсознательном уровне, также происходит концентрация внимания на различиях в произносительных нормах английского и американского вариантов языка, региональных акцентах и диалектах.
Для развития произносительных навыков я использую следующие упражнения:
·  демонстрацию образцов артикуляции с последующим их воспроизведением;
·  повторение отдельных слов, предложений, реплик диалога вслед за диктором с использованием кнопки «пауза»;
·  просмотр видеофрагментов с одновременным выделением в тексте (подчеркивание, обведение кружочком) слов с заданным звуком; повторение этих слов в паузах за носителем; Для работы над лексикой и восприятием лексических единиц в адекватном аудиовизуальном контексте можно использовать следующие приемы:
-  прогнозирование слов, фраз, которые будут произнесены персонажами видеоэпизода после паузы, их дальнейших действий, поступков, а также внешности персонажа, которого обучаемые должны описать на основании звукового ряда, не видя его на экране;
-  распознавание, нахождение в видеофрагменте определенных предметов, явлений, действий, цветовых обозначений, названия которых записаны на доске;
-  соотнесение прилагательных, записанных на доске или на карточке, с тем или иным персонажем видеоэпизода; списка синонимов с ключевыми словами из видеофрагмента;
В обучении грамматике видео дает возможность показать, как зависят друг от друга грамматика и речь, как грамматические структуры применяются носителями языка.
Презентация речевых функций и средств их выражения осуществляются в адекватном контексте, в разнообразных ситуациях общения и сопровождаются выполнением следующих упражнений:
·  повторение разных речевых образцов, позволяющих реализовать данную функцию в паузах за диктором;
·  выбор предложенного перечня тех языковых средств выражения функции, которые встречаются в видеофрагменте;
·  реагирование адекватно ситуации, представленной в видеосюжете, с использованием “стоп-кадра”: “Что скажет/может сказать этот персонаж в данной ситуации”;
Активизация грамматического материала будет происходить и в говорении после просмотра фрагмента. Это могут быть комментирование содержания фильма, дополнение ситуаций (например: восстановление телефонного разговора), озвучивание реплик, составление вопросов разных видов к содержанию видеофильма или для интервью с главным героем фильма или режиссером фильма.
С помощью видеофильма также можно развивать умения чтения, главным образом, в процессе работы над кратким или полным сценарием видеофильма. С этой целью обучаемым предлагается следующий перечень заданий:
·  прочтение перед просмотром видеофильма резюме по его содержанию с последующим заполнением пробелов недостающими словами и фразами;
·  прочтение краткого резюме по содержанию фрагмента и нахождение во время просмотра той его части, которая неверна, не соответствует действительности;
·  предшествующее демонстрации художественного фильма последовательное прочтение частей его сценария с целью извлечения основной информации и подготовки к восприятию фильма;
Видео может быть хорошим стимулом, как для устного, так и для письменного высказывания. С учетом жанрово - тематических характеристик видеоматериалов обучаемым могут быть предложены следующие виды заданий:
·  написание воображаемой биографии одного из персонажей видеоэпизода;
·  изложение видеоэпизода в форме письма другу;
·  составление спортивного обозревателя на основе просмотра выпуска новостей и заполнения таблицы;
·  написание краткой рекламы видеофильма, рецензии на художественный фильм;
·  написание небольшого рассказа на основе 10 фраз/слов, предложенных преподавателем, с целью предсказания сюжета видеоэпизода; Обучение иностранным языкам в современном мире имеет коммуникативную направленность, поэтому видео является уникальным средством для обучения говорению и иноязычному общению. Видео позволяет обучать иноязычному общению с учетом различных социолингвистических факторов, представленных с помощью визуальной информации и во многом определяющих характер речевых высказываний коммуникантов, а именно: их социального статуса, характера взаимоотношений, пространственно-временных условий общения и др. Для обучения говорению можно применять следующие упражнения:
·  просмотр видеофрагмента без звука и ответы на вопросы о том, где находятся собеседники, каковы взаимоотношения между ними, различия в статусе, как они были одеты; какие достопримечательности встретились в фильме;
·  просмотр видеофрагмента обучаемыми без звука и определение, какой из двух предложенных на карточке диалогов (официальный или неофициальный) соответствует ему;
Видео играет также большую роль в развитии у обучаемых умений творческой неподготовленной диалогической или монологической речи. Стимулом для этого служат задания на активный просмотр видеоматериалов, ориентированные, прежде всего, на развитие умений восприятия и понимания речи на слух. В обучении диалогической речи используются упражнения направленные на:
- восстановление диалога, представленного в видеоэпизоде, на основе отдельных реплик, полученных каждым обучаемым;
- восстановление пропущенных реплик одного из персонажей;
- соотнесение каждой из 8-10 реплик, полученных обучаемыми перед просмотром, с определенным персонажем;
Упражнения, предназначенные для обучения монологической речи, включают:
- составление рассказа о том, что уже случилось к определенному моменту видеоэпизода, который прерван «стоп-кадром»; предположение о том, что произойдет дальше;
- восстановление пропущенной части сюжета видеофрагмента (начало, конец или кульминационное событие в середине эпизода);
- подготовка пересказа сюжета от имени одного из персонажей;
Для продуктивной работы я обычно разбиваю видеоурок на несколько этапов, у каждого из которых своя задача:
1-й этап: подготовительный. На этом этапе выполняются упражнения по аудированию диалогов, которые будут звучать в фильме (без картинки); составляются списки вопросов по содержанию.
2-й этап: интерактивные упражнения в группе перед демонстрацией фильма:
- Мозговой штурм;
- выработка полного сценария;
- обсуждение названия фильма.
3-й этап: просмотр фильма без звука:
- описание отдельных кадров фильма (стоп-кадр);
- предвосхищение содержания следующей сцены;
4-й этап: просмотр фильма со звуком:
- отметить в предложенном списке слова, которые учащиеся «видят» и «слышат»;
- составить вопросы для общения, дискуссии по содержанию фильма;
- воссоздать текст и содержание видеофрагмента в групповой работе;
5-й этап: упражнения после просмотра видеофильма:
- распределить упражнения в логической последовательности развития событий в фильме;
- ответить устно или письменно на вопросы;
- провести работу над текстом с пропущенными словами;
В целом, анализируя свою работу с использованием различных технологий обучения, могу сказать, что потенциал видеоуроков реализуется в учебно-воспитательном процессе достаточно хорошо благодаря мультимедийной аппаратуре, разработанному методическому материалу и приобретенному в процессе работы умению его разрабатывать и применять. Решенная проблема обеспечения наглядными пособиями при подаче учебного материала - одна из самых важных в методике преподавания. Необходимость соблюдения принципа наглядности подтверждает схема-диаграмма, из которой видно, что зрение является ведущим фактором в запоминании и эффективном усвоении материала урока. Сопутствующим в реализации данной задачи является слух. С помощью различных мониторинговых исследований я заметила отчетливую связь между методом, используемым при усвоении материала, и способностью воспроизводить этот материал по памяти. Я считаю данный вид работы одним из наиболее успешных для урочной, внеурочной деятельности, а также для проведения факультативных занятий и элективных курсов. Мною разработан и эффективно проводится элективный курс для 9-10 классов «Мы едем за границу», во время которого ученики отправляются в увлекательные видеоэкскурсии по англоговорящим странам и учатся адекватно ориентироваться в конкретных ситуациях реального общения. Показателем результативности регулярного использования видеоматериалов на уроках английского языка являются и успешные выступления учеников в страноведческих викторинах.
Видеоуроки до сих пор считаются нетрадиционными и реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или даже нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Для моих учеников уроки с использованием видеоматериалов уже традиция, обычный урок. Так и должно быть, так как, на мой взгляд, урок английского языка должен быть насыщенным, интенсивным, с непременным сочетанием и чередованием слуховой и зрительной наглядности. А для разнообразия и подстегивания учебной мотивации можно лишь менять формы урока, например: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра.









13PAGE 15


13PAGE 14615




15