Статья: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
Щербатюк Ольга Геннадьевна
учитель математики МАОУ «СПШ№33», г. Старый Оскол


Бурное развитие в последние годы новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного учащегося. Мощный поток новой информации, применение компьютерной технологии, распространение различных технических средств оказывают большое влияние на воспитание подрастающего поколения и их восприятие окружающего мира.
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а поэтому недопустимо в школе ХХI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качества образования» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования).
В микрорайоне, где расположена школа, в которой я работаю, культурный и экономический уровень населения неоднороден. Школа расположена рядом с рынком, что, конечно, оказывает негативное влияние на взгляды детей, развитие их мышления.
Находясь в такой обстановке, дети теряют интерес к учебе, они считают, что учиться хорошо и много знать совершенно не обязательно. Имея тройки почти по всем предметам, они успешно занимаются торговлей на рынке.
В связи с этим я вижу свою задачу в следующем: нужно развивать у детей интерес к учению. Нужно, чтобы дети стремились на урок, приобщались к интеллектуальному труду, испытывали потребность в нем.
Данная проблема позволяет сформулировать идею моей работы, как «Развитие интереса учащихся к предмету математика через применение технических аудиовизуальных средств».
В процессе своей работы я столкнулась с такими педагогическими противоречиями как:
возрастающая практическая значимость школьного курса математики и дефицит учебного времени;
традиционные методы и приемы обучения и необходимость внедрение новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
необходимость формировать прочные знания, умения и навыки и большой объем теоретических сведений, получаемый на уроках математики.
На собственном опыте убедилась, что традиционный подход к обучению математике в наше время малоэффективен. Даже у учеников с хорошим уровнем развития не всегда удается разбудить интерес к самостоятельному поиску, все сводится к шаблонному решению заданий. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что необходим новый современный подход для того, чтобы развивать мышление учащихся.
В связи со стремительным развитием информационных технологий, для разрешения сложившихся педагогических противоречий, я решила использовать в своей работе компьютерную технику, так как на данном этапе именно компьютеры интересуют наших детей больше всего.
Впервые, использовав возможности информационных технологий, я обратила внимание, что интерес учащихся к урокам математики возрос непредсказуемо. Заметно улучшилась успеваемость, даже те ученики, которые раньше были пассивны на уроках, начали активно участвовать в процессе обучения. Такую ситуацию я наблюдала на протяжении полугодия, и отслеживая успеваемость класса, пришла к выводу:
проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируется психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия (Я это видел!), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
В начале урока, используя мультимедийный проектор, очень удобно проводить устный счет, также применяю его во время устной работы с классом (разгадывание кроссвордов).
При объяснении нового материала в своей работе, для оптимизации образовательного процесса, использую компьютерную презентацию, как источник учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Также использую раздаточный материал, на основе которого ученики выполняют работу за компьютером (в электронной таблице выполняют построение графиков тригонометрических функций).
Особенно перспективным считаю использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу оказывают графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления.
Таким образом, формируя последовательное «живое созерцание» учебной математической информации, я не только использую природные свойства зрительного аппарата, но и формирую способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.
В настоящее время существует компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе хочу отметить разнообразность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск
Регулярно на уроках геометрии использую электронную версию «Геометрия 7, 8, 9 класс», которая позволяет стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность.
На своих уроках электронные учебники я применяю, как при объяснении новой темы, так и для проверки полученных знаний. При помощи различных программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания.
Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени сложности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами. Это позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающей программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
На уроках контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с применением компьютера. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но готовые программы не всегда учитывают индивидуальные особенности ученика и уровня обученности класса. Поэтому я использую программу - тестировщик, которая позволяет легко вносить и менять вопросы и варианты ответов.
Развитие устойчивого интереса к предмету достигается не эпизодическим использованием различных форм обучения с применением информационных технологий, а планомерным, целенаправленным использованием их в системе. Это можно оценить по оригинальности мышления, любознательности учеников, умению отстаивать свою точку зрения. Все это сказывается на достаточно стабильном уровне качества обучения.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.



 
·