Сравнение диких и домашних животных — занятие по экологии в подготовительной группе


Занятие по экологии на тему:
«Сравнение диких и домашних животных»
Подготовительная группа.
Программное содержание: закрепить знания об отличиях диких и домашних животных; продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение; развивать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: картинки с изображением домашних животных, игрушка лиса, ИКТ, аудиотехника.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: Хозяюшка приглашает в гости детей (звучит русская народная песня)
-Пожалуйте, гости дорогие! Давно вас поджидаю. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко (дети проходят и садятся вокруг стола на лавочки).
Загадаю вам загадки. Докажите мне отгадки.
Загадки: Спереди - пятачок Кто не прядет, не ткет
Сзади – крючок, А людей одевает.
Посредине - спинка (овца)
На спинке - щетинка.
(свинья)
Посреди двора Жеребенок с каждым днем
Стоит копна, Подрастал и стал
Спереди – вилы, (конем)
Сзади – метла.
(корова)
Коричневый, но не шоколад,
Большой, но не слон,
Любит мед, но не пчела
Спит всю зиму, но не еж
(медведь)
Дети выставляют картинки – отгадки.
(овца, свинья, корова, лошадь, медведь)
Игра на классификацию: «Кто лишний»
-Назвать, кто в этой группе животных – лишний и почему?
(лишний медведь, так как все остальные животные- домашние)
Беседа:
-Каких домашних животных вы еще знаете? (использование ИКТ)
-Почему они считаются домашними?
Игра: «Отгадай, кто кричит?»
Звучат голоса животных, назвать, какое животное кричит.
Ой, ребята, засиделась я с вами, а у меня на дворе животные не кормлены. Я то, одна не управлюсь, мне помощники нужны.
-Вы мне не поможете ребята?
(дети подходят к скотному двору, показ слайда)
-Каких животных вы видите?
-А как можно назвать, одним словом? (домашние)
Хозяюшка предлагает детям покормить домашних животных.
Игра: «Кто чем питается?»
Воспитатель называет животное, а дети говорят и находят, чем это животное должна кормить его хозяйка.
Беседа:
-Какую пользу для человека приносят эти животные? (кормят - молоко, мясо; одевают - шерсть; помогают в работе - лошади)
-Для того чтобы домашние животные приносили пользу, что необходимо делать человеку? (ухаживать-кормить, чистить, убирать за ними, лечить, заготавливать корм)
Вывод: Для того чтобы домашние животные приносили пользу за ними необходимо ухаживать.
Игра: «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?»
Игра с использованием приема взаимозаменяемости.
Корова дает молоко…..(коза, верблюд)
Сторожит дом, замок….(собака)
Шерсть дают козы…….(овцы и верблюды)
Мясо дают коровы……(овцы, свиньи, т.д.)
-Если выпустить на волю всех домашних животных, смогут они жить без людей?
Вывод: Домашние животные, выпущенные на волю или ищут себе нового хозяина, или погибает.
ТРИЗ: Что было бы, если бы все домашние животные исчезли…. Что бы произошло с людьми?
Хозяюшка обращает внимание детей на следы, оставленные на полу. Идут по следу, находят лису. – Как вы думаете, откуда она к нам прибежала, зачем?
- Какое это животное?
- Каких диких животных вы знаете?
Физкультминутка: Игра – имитация «Дикие животные»
Имитация движения диких животных: лиса, заяц, медведь.
Игра: «Подбери пару»
(на доске картинки с изображением диких животных, подобрать домашнее животное похожее на него)
Работа по схеме (слайды): Рассмотреть картинку с изображением кабана, рассказать о его жизни, в лесу используя схемы (где живет, внешний вид, чем питается)
Кабан – живет в самых разнообразных местах, от хвойной тайги до тропических лесов – и в основном там, где для него есть хорошее укрытие. Тело кабана покрыто грубой, косматой, темной щетиной, зимой более длинной и густой. На спине она образует гребень. На морде есть клыки. Кабаны всеядны, но особенно любят коренья, лесные плоды, личинки насекомых, дождевых червей. Зимой добывают из под снега плоды фруктовых деревьев, ягоды и семена.
Сравнить кабана со свиньей.
Дети рассказывают о свинье с использованием моделей.
РТВ Что будет со свиньей, если она окажется в лесу; сможет ли она выжить?
Вывод: Свинья в лесу жить не может потому, что она толстая (не сможет быстро бегать) потому, что у нее светлая окраска (ее хорошо видно в лесу -на нее могут напасть), она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище. Она привыкла к заботе человека о ней. Свинья – домашнее животное, а не дикое.
-Чем же дикие животные отличаются от домашних?
Загадка: В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (мышка)
Поисковый вопрос: Домовая мышь дикое или домашнее животное?
Надо определить какое загаданное животное - домашнее или дикое?
Если дети затрудняются, задать наводящие вопросы:
-Где она сидит?
-Боится ли человека?
-Заботится ли человек о ней?
-Заботится ли человек о ней?
-Приносит ли она пользу человеку?
Вывод: Домовая мышь не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека в его доме.
Рисование: «Дорисуй животного»
Итог: Хозяюшка благодарит детей и угощает их.