Занятие по экологии в подготовительной группе «Кора деревьев»

Занятие по экологии в подготовительной группе «Кора деревьев»
Цель: Уточнить с детьми понятие «кора» для чего она служит дереве.
Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).
Закрепление название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесами, за птицами, за животными.
Задачи: Учить моделировать кору из бумаги.
Развивать логическое мышление, обогащать речь детей новыми словами: лесник, сувенир.
Словарная работа: древесина, лесник, сувенир.
Подготовительная работа:
Экскурсия в парк, рассматривание цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом. Беседа о том, что производят из древесины. Разучивание экологической подвижной игры «Дерево мама».
Методические обеспечения: иллюстрация дятла, плакат с изображением дерева, образцы коры деревьев (берёзы, ели, липы, сосны» кусочки смолы, веточки тополя, схема сухого дерева. Образцы предметов, сделанных из берёзы, из коры дуба, липы.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью шум леса.
Мотивация:   Сюрпризный момент (корзина с корой деревьев) игровое.
 
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с корзиной. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадки)
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысяча ладошек (Дерево)
Совершенно верно, это дерево (показываю плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растёт, размножается)/
А как дышит дерево? Правильно листьями. Дерево вдыхает в себе грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – этот чистый воздух. Необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли ещё об одном подарке лесника. Корзина – это короб из бересты. Откроем корзину и посмотрим (показываю образцы коры, раскладываю их на стол). Дети, как вы думаете что, это? Правильно это кора. Диляра, скажи для чего дереву нужны кора. (кора защищает дерево) .
Воспитатель: А от чего она может его защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок).
- Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (нети ветки) Давайте посмотрим. Что же такое кора и что под ней находится «Разденем веточку» (осторожно придерживая рукой, отделяю часть кожицы).
Что находится под ней? (Древесина). А какая сама кожица? (тонкая, чистая, мягкая). Кожице – это тоже кора, только молодая.
Воспитатель: Даша, найди, пожалуйста. На столе кору молодого дерева. Объясни, почему, ты так думаешь? (потому что кора тонкая).
- Катя, найди кору старого дерева, (потому что жесткая).
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите с каких пород деревьев это кора? (Берёза, сосна, липа).
Воспитатель: Для чего человеку нужно знать возраст дерево? Хотите я вам расскажу. (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).
Проводится физминутка
(включается аудио запись шум леса).
Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу кроме старых? (Больные). Как определить, узнать, что дерево болеет? (листья вянуть, кора трескается). А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые).
Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел). Кто знает, как ещё называют дятла? ( Лесной доктор). От чего ещё болеют деревья (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т.д.). Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.
Проводится экологическая подвижная игра «Я дерева, мама».
- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными, деревьями. Кто знает, как называется это профессия? (Лесник).
Воспитатель: Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответ.
Дети: Из коры берёзы изготавливают различные художественные подделки, корзинки, ложки, сувениры.
Включается магнитофон с голосами птиц.
Воспитатель: Что мы слышим? (птичий переполох). Что случилось в лесу? Птицы кружатся над деревом (показываю схему сухого дерева)
- Что случилось с этим деревом? (она погибла). Почему это видно? (нет листьев, нет коры)
Воспитатель: Чем мы можем помочь ему?
Коллективная работа «Оденем дерево»
- Как сделать кору, похожую на настоящую? (смять бумагу, покрасить).
Будем делать кору липы. Дети делают листочки, воспитатель приклеивает к стволу.
Воспитатель: Вот мы и «подлечили дерево». А чем можем помочь. Каждое доброе дело, названные вами, будет превращаться в зелёный листочек дерева (поливать, зимой укутывать снегом, сделать скворечники, замазать ранки глиной).
Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали.
Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их.
Если бы я был деревом, моя кожа стала бы твердой и жесткой, и даже стала бы шершавой. Она была бы вся в буграх и бороздах.
Я даже чувствую, что она морщинистая. Но это моя новая морщинистая кожа.
Защитит меня от ран. А дети поймут. Что нельзя вырезать надписи и знаки. На этой новой коже, которая называется кора. Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!
 
Перечень используемой литературы:
Игра «Я дерево мама» Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Дошкольное воспитание 1999г. №7
ФГТ ВДОУ Познавательно- исследовательское занятия с детьми 5-7 лет. С.В. Машкова, Г.Н.Суздаль, Л.А. Егорова, Я. К. Березьняк, Т.А. Макаренко.
«Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» С.Н. Николаева.
А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».