Технологическая карта урока русского языка, реализующего УУД Тема: «Второстепенные члены предложения»


Технологическая карта урока русского языка, реализующего УУД
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой
Тема: «Второстепенные члены предложения»
Тип урока: урок открытия нового знания
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Мотивация к
деятельности 1 этап: включает в деловой ритм Осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной
деятельности. (Записывают дату, название работы в тетрадь) - Целеполагание (П;)
- Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками (К);
- Самоопределение (Л)
Актуализация и
пробное учебное
действие 2 этап: выявляет уровень знаний,
определяет типичные недостатки Повторение материала, изученного
в начальной школе. Диалог с
учителем. (Читают предложения, вставляют пропущенные слова)
Выполнение заданий,
тренирующих отдельные
способности к учебной
деятельности - Анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация, сериация (П);
- использование знаково-символических
средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К)
Постановка учебной задачи 3 этап: создание проблемной ситуации,
запись текста, контроль и коррекция знаний Ставят цели, формулируют тему
урока. Усвоение нового материала. Выполнение словарно - орфографической работы в
тетрадях.
Индивидуальная работа.
Составление предложения при
помощи вопросов.
Сравнение предложений,
выявление их строения,
особенностей.
Обобщение, вывод.
- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной
информации (П);
- структурирование знаний (П);
- аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации (К);
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К)
Выявление места
и причины
затруднения 4 этап: организует учащихся для
исследования проблемной ситуации Составляют план достижения цели
и определяют средства.



Работа в тетрадях. Составление
схемы.


Работа в группах. Анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация, сериация (П);
- извлечение из текстов необходимой
информации (П);
- использование знаково-символических
средств (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений,
доказательств (П);
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К);
-формулирование и аргументация своего
мнения в коммуникации (К)
Первичное закрепление 5 этап: устанавливает осознанность
восприятия, делает первичное обобщение; поощрение работы со справочной литературой Решают типовые задания.
Самостоятельная работа.



Работа в парах. Осуществление
взаимопроверки. - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
- извлечение из текстов необходимой
информации (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
-контроль (Р);
-коррекция (Р);
-волевая саморегуляция в ситуации
затруднения (Р)
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
по эталону 6 этап: организует деятельность по
применению новых знаний. Индивидуальная работа с книгой.
Диалог с учителем. - нравственно- этическое оценивание
усваиваемого содержания (Л);
-анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация, сериация (П);
-понимание текстов, извлечение необходимой
информации (П);
-построение логической цепи рассуждений,
выведение следствий (П);
- доказательство (П);
-осознанное и произвольное построение
речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р)
Рефлексия
деятельности 7 этап: подведение итогов, организация
рефлексии Соотносят цель и результаты,
степень их соответствия.
Анализ деятельности одноклассника, самооценка.
Умение строить полные,
распространенные предложения. - рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов
деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности
(Л);
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью (К);
-планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным и
этическим требования (Л).
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
(По учебнику Т.А. Ладыженской)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация Включение в деловой ритм.
Организация и проведение игры «Третий лишний».
Создание проблемной ситуации. Готовятся к работе.
Находят «лишнее» слово.
Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Подведение под понятие (П)
2.Актуализация знаний
(разминка) Записывает дату.
Даёт задание на повторение пройденного материала. Работают в тетрадях.
Проводят выборочную работу.
По «цепочке» называют выписанные слова. Выборочная работа (П)
Логические действия (П)
Самоопределение (Л)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
3.Формирование новых знаний Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах.
Даёт инструкцию.
Просит записать тему урока.
Создаёт ситуацию успеха.
Предлагает прочитать текст на стр. 206.
Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос. Определяют род и число сущ., размышляя над вопросами.
Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.
Работают в тетрадях.
Записывают тему урока.
Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы. Извлечение необходимой информации из текста (П)
Работа в паре (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)Самоопределение (Л)
4.Первичное закрепление и проговаривание вслух Организует игру «Передай другому».
Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).
Даёт задание по упр. №513
распределить слова по столбикам в таблице.
Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания.
Придумывают слова, играя в мяч.
Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.
Работают в тетрадях, заполняя таблицу.
Знакомятся со словарными словами в рамках.
Выполняют творческое задание по составлению словосочетаний. Игровой момент (К)
Контроль (Р)
Классификация (П)Работа в парах (К)
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.
Осуществляет дифференцированный подход к учащимся. Выбирают сами вариант.
Работают самостоятельно в тетрадях.
Проверяют, делают вывод. Самоопределение (Л)
Выполнение действий по алгоритму (П)
Коррекция Р)
6. Включение в систему знаний и повторение Делает запись на доске.
Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение.
Разбивает класс на группы.
Формулирует задания: составить предложения по заданным схемам
(подвижный момент урока).
Вспоминают пройденный материал.
Заканчивают предложение (по заданному началу).
Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения по схеме.
В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах. Постановка и формулирование проблемы (П)
Робота в группах (К)
Составление предложений по схеме (П)
Задание творческого характера (Л)
Способность действовать с учётом позиций других (К)
7. Рефлексия Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы. Составляют внутреннюю речь.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу. Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
8.Д.з. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
Советует поработать с орфографическим словарём. Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю. Дифференцированные задания (П., Л)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙУчитель Дорофиенко Любовь Васильевна
Класс 5 Предмет русский язык
Тема урока Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа, опознавать их в тексте и устной речи, определять принадлежность к тематическим группам, уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией. расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока.Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности.Определять степень успешности работы.
Познавательные:Выделять главное, свёртывать информацию до ключевыхпонятий.Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока:авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска, маркерная доска, раздаточный материал для групповой работы.
Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I.Мотивация к учебной деятельности.
Включение учащихся в деятельность Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку(Л)
II. Языковая разминка. Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существи -тельных с после- дующим выходом на проблемную ситуацию урока Линейный диктант:
1 Орешек
2.гвоздик
3.Карандашик
4. Свёрточек
5. Листик
6. Мячик
7. Цветочек
8. Котёночек
9. Комочек
10. Сухарик Фронтальная,
парная,
индивидуальная Диктует слова. Работая по способу действия, записыва- ют гласные в суф -фиксах имён существительных ек-ик. Осуществляют самопроверку и взамопроверку , воспроизводя способ действий выставляют отметкив соответствии с нормами. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К).
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. 1. Подводящий диалог:
1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные)
2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (имеют форму единственного и множественного числа)
2.Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, консервы…).
4.Почему не смогли вернуть мне слово?) 5.К кому или чему можем обратиться за помощью?
3.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса (слайд №1)
6.Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? Фронтальная, индивидуальная, парная Создаёт условия для проблемной ситуации в техноло- гии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом.
Организует игру, фиксирует затруднения.
Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. Отвечают на вопросы,
Применяя ранее полученные знания,
в игровой форме образуют от существительных в форме множествен -ногочисла форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись,
Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы
Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравни- вают с формулиров- кой в учебнике. Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и проблему урока(Р)
IV. Физкультминутка Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую. 1.Волна 2.Стена 3.Зима 4 . Страна 5.Снежинка 6 Холодный 7. Далёкий 8. Скрипучий 9.Столы 10 Цветы коллективная Диктует слова Встают. В соответ -ствии с буквой, кото рую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища
А
ЕО
И V. Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила:
Ножницы, духи, сутки, шахматы, сумерки.
(слайды 2,3) Коллективная, парная I.В технологии проблемного диа- лога организует наблюдение:
1.Прочитайте слова
2. Что их объединя- ет? (окончание мн. ч. и-ы)
3 Как же мы будем отличать существи- тельные, имеющие форму только мно- жественного числа, от существитель -ных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единствен -ного числа?
II.Организует пар -ную работу по ана- лизу материала для наблюдений и по- буждает к высказы- ванию своего мне- ния (Обсудите в па- рах, на какие тема- тические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своимипримерами). Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.
Составляют схему
Тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа
1.Парные предметы
2. Отрезки времени
3.Вещества
4.Явления природы
…, дополняя их своими примерами.
После наблюдений в парахвысказывают свои гипотезы
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).
VI Реализация построенного проекта Выбороптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы. 1.Сравнением с текстом учебника
2. Дополнение предложенной детьми схемы Коллективная, фронтальная Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).
VIIФизкультминуткаПредупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую. Коллективная Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз VIII. Развитие учебно­языковых умений. Решение жизненной ситуации. Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только множест- венного числа.Применение по- лученных знаний для решения жиз- ненных ситуаций. Ситуация: семья переехала в новую квартиру в другом городе.
Цель: помочь родителям разложить все вещи, сходить в магазин, организовать вечерний досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни. (Приложение)
Группо- ваяУточняет понимание задания.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляетиндивидуальный контроль Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р).
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
IX Самостоятельная работа Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. Найди четвертое лишнее
1.джинсы, штаны, юбки, шорты
2.соки, супы, макароны, напитки
3. шашки, шахматы, викторины, прятки
4 Сухиничи, Калуга, Износки, Думиничи
5 сумерки, потёмки, сутки, заморозки
(слайд 4) индивидуальная Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р).
X Рефлексия Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. коллективная Организует рефлексию через подводящий диалог.
Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?
Чему научились на уроке? Что следует доработать?
Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки? Отвечают на вопросы, подводят итог работы Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р)
XIДомашнее задание &45. Упр.398, инд. задания. Правописание суффиксов
действительных и страдательных причастий настоящего времени
Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения, составление кластера с использованием знаний, полученных ранее на уроке).
Формы: индивидуальная; работа в парах.
Лексика урока: страдательное причастие, действительное причастие, настоящее время, спряжение глагола, личное окончание глагола, кластер, алгоритм. Оборудование: сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.
Оформление доски: запись темы урока.
Педагогические цели:
Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технологическая карта урока
Этап урока: ВЫЗОВ
Цели
на каждом
этапеДеятельность
учителя Деятельность
учащихся Педагогические
приемы Система
ожидаемых
умений
1. Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу. Объяснение цели предстоящей работы. Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме. Составление кластера Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
2. Мотивация к дальнейшей деятельности. Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться. Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией. Работа в парах. Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.
3. Активизация деятельности учащихся. Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера. Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе. Фронтальный опрос. Умение работать в парах.
4. Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ- 5.Стимулирование мыслительной деятельности. Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте. Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс). Систематизация материала. Развитие коммуникативных навыков.
2. Размышление. Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки. Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимо проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера. Взаимоопрос. Умение делать выводы.
3. Формирование собственной позиции. Составление алгоритма ответа. Умение систематизировать материал.
Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ, переходящая в ВЫЗОВ
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ. Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ. Фронтальный опрос. Умение формулировать цель обучения.
2. Постановка новых целей обучения. Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Причастий. Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе. 1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте. Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс). Систематизация материала. Развитие коммуникативных навыков.
2. Размышление. Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки. Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимопроверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера. Взаимоопрос. Умение делать выводы.
3. Формирование собственной позиции. Составление алгоритма ответа. Умение систематизировать материал.
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ. Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ. Фронтальный опрос. Умение формулировать цель обучения.
2. Постановка новых целей обучения. Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания причастий. Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе. Учитель просит назвать цель урока. Учащиеся называют цель урока. 1. Пробуждение интереса к получению новой информации. 1 .Учитель предлагает рассмотреть 3 типичных задания из вариантов ЕГЭ по русскому языку, ответив на следующие вопросы: 1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?
2. Правописание каких морфем проверяется в задании? Учащиеся называют глагол, причастие, отвечая на вопрос учителя. Сопоставление опорных записей. Умение представлять новые идеи.
2. Показать предметную важность изучаемой темы. Учитель предлагает записать в тетрадь все возможные варианты ответов на вопрос: Что объединяет правописание глагола причастия? Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании? Учащиеся самостоятельно записывают предположения о том, что может объединять правописание глагола и действительного и страдательного причастий. Составлений предположений. Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации.
Учащиеся сравнивают свои предположения друг с другом, дополняют свои ответы. Умение слышать чужое мнение.
Учащиеся озвучивают вслух свои предположения. 1. Получение новой информации. Учитель предлагает прочитать параграфы 136, 137 (учебник «Русский язык. Теория. 5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «инсерт».Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт». «Инсерт» (маркировка текста) Активизация внимания.
2. Сопоставление новой информации с собственными предположениями. Учащиеся озвучивают информацию вслух. Возвращение к Вызову. Умение отслеживать материал.
Умение работать с научным текстом.
1. Закрепить новые знания, активно перестраивая собственные первичные представления. Учитель предлагает вернуться к опорной записи причастий (этап РЕФЛЕКСИИ, переходящий в ВЫЗОВ) и выбрать правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Учащиеся объясняют написание суффиксов причастий, опираясь на знания, полученные на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ. Возврат к верным / неверным утверждениям. Умение работать в паре, нести ответственность за выполненную работу.
Учитель предлагает проговорить попарно алгоритм определения спряжения. Учащиеся попарно проговаривают алгоритм определения спряжения. Умение давать аргументированный ответ.
Учитель предлагает выполнить упражнения по вариантам. Учащиеся выполняют упражнения по вариантам, взаимопроверка. Индивидуальные консультации. 1. Анализировать собственные мыслительные операции. Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем. Написание ответа на поставленный вопрос. Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.
2. Целостно обобщать полученную информацию. Письменно выбор гласной. Автор Гульцева Наталья Ивановна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: Урок введения новых знаний
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»
Тема Словосочетание. Основные признаки словосочетаний:смысловая и грамматическая связь словосочетаний. Сочинительные и подчинительные словосочетания.
Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания)
Предметные - способствоватьовладению учащимися системой знаний, умений по теме «Словосочетание», необходимых для оперирования этими знаниями, умениями в процессе обучения синтаксису и речевого развитиюМетапредметные - способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению; умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;
Личностные - способствоватьформированию умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками
Задачи педагога сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка;
научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова и предложения) с учётом анализа строения, смысловой и грамматической связей слов в словосочетании;
развивать умение точно, уместно, образно использовать словосочетания в своей речи.
Основные понятия Синтаксис, единицы синтаксиса, предложение, словосочетание, слово, сочинительное словосочетание, подчинительное словосочетание
Межпредметные связи Литература.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008
Презентация «Словосочетание»
Русский язык. Практика: 5 класс. Учебник / Под редакцией Купаловой А. Ю. – М.: Дрофа, 20011.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008
Учебник литературы 5 класс под ред. В. Я. Коровиной
Организация пространства Кабинет русского языка и литературы
Технология проведения (этапы)
Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Организационный момент. Делают записи числа и классной работы.
Психологически настраивает обучающихся
на работу
Аккуратно и правильно выполнить записи.
Регулятивные УУД
Организовать своё
пространство и внимание
2. Проверка домашнего задания
Сделать синтаксический разбор 5 предложений из сказки «Царевна-лягушка»
Взаимопроверка в парах. Контроль взаимопроверкиии оценка работ.
Проверка разбора по членам предложения.
Умение находить члены предложения, ставить вопросы, давать
характеристику предложения Коммуникативные УУД
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со
сверстниками Регулятивные УУД оценка задания
3. Создание проблемной ситуации.
Найти «четвёртый лишний»
Объяснить свой выбор. Даёт на слайде задание
Помогает сделать выбор На слайде задание:
Найди «четвёртый лишний»
Наступила осень.
Часто идут дожди.
Листья на земле
Шуршат листья на земле.
Объясни свой выбор.
Умение выделять признаки предложения и словосочетания. Познавательные УУД Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство;
4. Объявление темы урока.
Участвуют в формулировке темы урока. Помогает в формулировке темы урока. Записать тему урока
Словосочетание. Умение формулировать тему Познавательные УУД
Осознанное построение речевого высказывания
5. ЦелеполаганиеС помощью учителя формулируют познавательные цели
Подводит детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Фиксирует цели на слайде. 1. Дать определение словосочетанию.
2. Рассмотреть строение словосочетания.
3. Познакомиться с видами словосочетаний. Регулятивные УУД Целеполагание и планирование
6. Актуализация знаний
Что из планируемого вы уже знаете?
Выясняют функциональные особенности словосочетаний, сходство и различие между словом, словосочетанием и предложением.
Помогает выяснитьфункциональные особенности словосочетаний, сходство и различие между словом, словосочетанием и предложением. Собрать пары.
Предложение. В небе
Плывут в небе. Слово.
В небе плывут облака. Словосочетание.
Умение находить сходство и различие между словом, словосочетанием и предложением.
Познавательные УУД
Универсальные логические действия:
Анализ объектов с целью выделения признаков
7. Конструирование новых знаний.
Выделить словосочетания из предложения изаписать их столбиком.
Один из учеников работает на доске.
Проверка выписанных словосочетаний.
Выделить окончания.
Сделать вывод.
Проверка правильности определения словосочетания
Контроль выделения словосочетания из предложения
Объснить строение словосочетаний: главное + зависимое слово.
Что не является словосочетанием?
Какие морфемы помогли правильно построить словосочетания? Проверьте правильность вашего определения словосочетания Упражнение 269 .записать первое предложение и выделить из него словосочетания.
Сижу на подоконнике – гл. + сущ. с предл.
Сижу в платке.- гл. + сущ. с предл.
Мамином платке – сущ. + прил.
Параграф 19 учебника теории. Умение находить словосочетания, указывать средства связи, строение словосочетаний,
давать определение
Познавательные УУД
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение,
поиск информации,
работа с научными понятиями
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
8.Первичное закрепление
Работа в парах
1)Подобрать словосочетания к схемам.
Выбрать словосочетания
во время проверки.
Найти однокоренные слова, обозначить орфограммы. Организует работу в парах Оказывает помощь.
Выборочно проверяет.
Гл. + сущ. (где?)
Сущ. + прил. (какой)
Найти однокоренные слова, обозначить орфограммы. Упражнение 271. Умение соотносить словосочетания и их строение. Познавательные УУД
Соотнесение объектов и их сопоставление,
поиск и выделение необходимой информации;
Работа с толковым словарём 2)Сопоставить словосочетания по строению.Сгруппировать словосочетания по значению
3) Объяснить значение слов ровесник и сверстник.
Составить с ними словосочетания. Организует работу в парах
Оказывает помощь.
Упражнение 274 Умение соотносить словосочетания и их строение
и значение.
Умение работать с толковым словарём Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
9. Создание новой проблемной ситуации
Найти «четвёртый лишний»
Объяснить свой выбор. Даёт на слайде задание
Помогает сделать выбор
На слайде задание:
Найти «четвёртый лишний»
Пошёл утром.
Пошёл в школу.
Пошёл и принёс.
Интересный урок.
Объясни свой выбор.
Умение выделять признаки словосочетания. Познавательные УУД:
Анализ объектов с целью выделения выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство;
10. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.
Найти виды словосочетаний и соотнести с предыдущим заданием. Организует работу в парах
Оказывает помощь.
Прочитать параграф 20 учебника теории.
Найти виды словосочетаний и соотнести с предыдущим заданием. Уметь различать сочинительные и подчинительные словосочетания. Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой инфор-мации;смысловоечтение; работа с научными понятиями.
11. Закрепление новых знаний.
Выписать только сочинительные словосоче-тания. Подчеркнуть их так, каким членом предложения являются.
Записать 4-ое предложение, расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему Оказывает помощь.
Упражнение 278. Выписать только сочинительные словосочетания.
Подчеркнуть их так, каким членом предложения являются. Записать 4-ое предлрожение, расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему.(Индивид. задание) Уметь выделять грамматическую основу и члены предложения. Познавательные УУД Анализ объектов
12. Культура речи. Записать правильный вариант словосочетаний. Даёт задание. Помогает выбрать правильные варианты.
Заплатите за проезд.
Оплатите проезд. Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»? Соблюдение грамматической нормы. Познавательные УУД
Осознанное построение речевого высказывания
13. Рефлексия. Подведение итогов работы.
Какие задачи урока решены?
Что нужно будет сделать на последующих?
Как вы оцениваете свою работу? А работу товарища в паре? Подведение итогов работы.
Какие задачи урока решены?
Что нужно будет сделать на последующих? Подведение итогов работы.
Какие задачи урока решены?
Что нужно будет сделать на последующих? Применение знаний на практике. Познавательные УУД
Рефлексия способов и условий действия.
Оценка своей деятельнос-ти на уроке.
Выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
14. Взаимооценка. Учащиеся оценивают работу в паре. Контроль оценки. Взаимооценка. Регулятивные УУД Оценка и взаимооценка. оценка действий партнёра;
15. Домашнее задание. Выбор задания. Предлагает два варианта домашнеего задания. Задание на слайде.
1) Упражнение 272. По схемам составить словосочетания, вставить пропущенные орфограммы, составить 2 предложения, выполнить разбор одного из них.
2) Из сказки «Журавль и цапля» записать 4 предложения, выписать из них сочинительные и подчини-тельные словосочетания.
Личностные УУД
Выполнение обязанностей ученика
Регулятивные УУД Умение осуществлять выбор.