Гигиенические требования к организации уроков с использованием информационно-компьютерных технологий


Гигиенические требования к организации уроков с использованием
информационно-компьютерных технологий
С.С. Сологуб (Коломна)
В период школьной жизни ребенка именно от учителя зависит то, какое влияние на здоровье учащихся оказывают процесс обучения и внутришкольная среда. Использование новых технических средств обучения, с одной стороны, повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности. С другой стороны, по сравнению с обычными уроками увеличивается объем информации, получаемой учащимися. И хотя форма подачи информации с применением ТСО более наглядна, возросший объем информации увеличивает напряжение в работе, темп урока, приводит к возрастанию нагрузки на учащихся.
Даже не очень продолжительная работа на ПК (не более 1 часа) вызывает у 73 % подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54 % подростков. Нагрузка на глаза при работе с ПК существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы. Кроме того, увеличивается статическая нагрузка и снижается двигательная активность. Еще один фактор — нервно-эмоциональное напряжение. Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс, а кратковременная сильная концентрация внимания вызывает у него сильное выраженное утомление.
Неблагоприятное воздействие условий работы на ПК может быть уменьшено за счет установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, ведения регулярных занятий физической культурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления.
Организационно-педагогические условия осуществления образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Большая часть этих условий регламентированы в СанПиНах, но приоритет компетенции педагогов здесь бесспорен. Основные объекты внимания — учебная нагрузка, создание условий для получения учащимися достаточной физической нагрузки, грамотное использование технических средств обучения, содействие рациональной организации режима дня школьников.
По характеру действия здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации работы школьника на компьютере, могут быть подразделены на следующие группы:
защитно-профилактические;
компенсаторно-нейтрализующие;
стимулирующие;
информационно-обучающие.
К группе защитно-профилактических технологий относятся приемы, методы, направленные на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий, связанных с работой на компьютере (воздействие электромагнитного излучения, неправильное расположение монитора, длительность работы на компьютере и ряд других). Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
При использовании компенсаторно-нейтрализующих технологий ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки при длительной работе за компьютером. Это может быть, например, проведение физкультурных пауз, зрительной гимнастики.
Стимулирующие приемы и методы позволяют активизировать функции организма.
Информационно-обучающие здоровъесберегающие технологии обеспечивают формирование у школьников необходимого уровня грамотности для эффективной заботы о своем здоровье и соблюдения оптимальных условий для работы на компьютере. Посредством этих технологий учащиеся получают представление об основных правилах работы с компьютером, с правилами техники безопасности, с санитарно-гигиеническими нормами, которые необходимо не только знать, но и соблюдать, чтобы снизить вредное воздействие на зрение, нервную систему, снять утомляемость.
Использование новых информационных технологий в образовательном учреждении создает специфический микроклимат окружающей среды, характеризующийся такими физическими факторами, как шум, вибрация, электромагнитное поле, статические электричество и др. Изменяется температура, влажность и химический состав воздуха.
Более того, процесс восприятия материала требует от школьника более значительного, чем при других методах обучения, зрительного, эмоционального, умственного, статического напряжения.
Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, — снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье школьника.
Урок - основная структурная единица учебной работы с учащимися. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.
Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Гигиенические нормы и правила внедрения в образовательный процесс компьютеризации содержат требования:
1. К помещениям, где находятся компьютеры.
2. К оборудованию мест для занятий.
3. К режиму занятий и отдыха при работе.
4. К функциональным возможностям обучающихся с учетом возраста.
Педагогу, проводящему занятие с использованием компьютерных технологий, нужно не только хорошо изучить данные гигиенические требования, но и уметь проверять соответствие имеющихся в его распоряжении технических средств определенным параметрам.
К сожалению, часто недооценивается значимость санитарных норм и правил устройства оборудования, режима работы, содержания компьютерных программ, необходимые методики, рекомендации, позволяющие беречь здоровье детей в условиях компьютерного обучения.
По данным материалов обобщения педагогического опыта учителей, применяющих информационные технологии, наиболее часто допускаемыми нарушениями в образовательных учреждениях являются:
• использование видеомониторов, не отвечающих гигиеническим требованиям;
• использование интерактивных досок с нарушением требований по времени работы с ними на уроке;
• отсутствие в помещениях системы регулярного проветривания кабинетов, в которых используются ПК, проекторы, минибуки;
• увеличена продолжительность работы воспитанников на компьютерах;
• игнорируются физкультминутки.
Особенно опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютерами настолько маскирует утомление, дети, подростки настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия и, в результате, наносят существенный вред своему здоровью. Как результат — мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса.
Педагог должен быть особенно внимательным к учащимся, уметь выявлять признаки утомления и дифференцировать для учащихся учебную нагрузку.
Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние самого педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровье учащихся.
Учитель может провести гигиеническую самооценку урока. Наиболее удобной в данном случае является перечень требований, разработанный Н.К. Смирновым и Н.Т. Лебедевой:
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока
(по Н.К. Смирнову)

п/п Факторы
урока Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный недостаточно
рациональный нерациональный
1 Плотность урока >= 60% и
<= 75-80% 85-90% > 90%
2 Число видов
учебной
деятельности 4-7 2-3 1-2
3 Средняя
продолжительность
различных видов
учебной
деятельности <=
10 мин 11-15 мин >
15 мин
4 Частота чередования
различных видов
учебной деятельности Смена не позже
чем через
7-10 мин Смена через
11-15 мин Смена через
15-20 мин
5 Число видов преподавания Не менее 3 2 1
6 Чередование
видов преподавания Не позже
чем через
10-15 мин Через
15-20 мин Не
чередуются
7 Наличие
эмоциональных
разрядок (число) 2-3 1 Нет
8 Место и
длительность
применения
ТСО В соответствии
с гигиеническими
требованиями С частичным
соблюдением
гигиенических
норм В произвольной
форме
9 Чередование
позы Поза чередуется
в соответствии с
видом работы.
Учитель наблюдает
за посадкой
учащихся Имеются случаи
несоответствия
позы виду работы.
Учитель иногда
контролирует
посадку учащихся Частые
несоответствия
позы виду работы.
Поза не
контролируется
учителем
10 Физкультминутки 2 за урок,
состоящие из 3 легких упражнений,
по 3-5 повторений
каждого 1 физкультминутка
за урок, с
недостаточной продолжительностью Отсутствуют
11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
12 Момент наступления
утомления учащихся
(по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 мин Не ранее чем
через 35-37 мин Менее чем
через 30 мин
Рекомендуемая длительность использования на уроках различных ТСО, мин
(по Н.Т. Лебедевой)
Классы Просмотр
диапозитивов Просмотр
видеофильмов Просмотр
телепередач Прослушивание
радиопередач
1-2 7-15 15-20 15 20
3-4 15-20 15-20 20 20
5-7 20-25 20-25 20-25 25
8-11 20-25 25-30 25-35 25
Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа. Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 в неделю.
Таким образом, используя в образовательном процессе современные информационные технологии, педагог должен помнить о необходимости сохранения здоровья воспитанников, руководствуясь следующими направлениями в своей деятельности:
1. Знать санитарно-гигиенические нормы и правила устройства оборудования.
2. Составлять правила использования помещений ТСО с учетом санитарных правил и условий конкретного образовательного учреждения.
3. Внедрять диагностику состояния здоровья школьников.
Литература
1. Агабябян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. - Тамбов, 2008.
2. Горбунока Л.И., Семибратов А.М., Третьяк Т.М., Сорокина Е.В, Смирнов Н.К., Анеликова Л.А. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет: учебно-методический комплекс. - М.: Соло-пресс, 2010.
3. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.
4. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
образовательная система здоровьеобеспечения учащихся / Э. Г. Малиночка, Ю. Н. Синицын. – Краснодар: КРО АПСН, 2007.
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".