Решение проектных задач в начальной школе


МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Решение проектных задач как одна из эффективных форм организации образовательного процесса
(выступление на районном семинаре)
Подготовила
учитель начальных классов
Верхне-Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей»
Гуторова М.С.
2016 год
Решение проектных задач как одна из эффективных форм
организации образовательного процесса
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. А мы всё ещё пытаемся учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!».
Альберт Эйнштейн говорил, что надо отходить от необходимости «напихивать» в себя хочешь или не хочешь «школьную премудрость», которая только перегружает ум и отвлекает от «существенного».
И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации.
Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Хочу прочитать вам стихотворение поэта Валентина Берестова.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.
В стандартах II поколения наибольшее внимание уделяется деятельностному подходу в обучении.
В связи с этим меняются ценностные ориентиры начального образования.
Добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, уметь сотрудничать позволяет проектная деятельность. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву,
неэффективно и, как правило, вредно. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе.
Что же мы понимаем под проектной задачей?
Проектная задача - система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Под проектной задачей в начальной школе понимается такая задача, в которой через определенный набор заданий деятельность школьников направляется на создание результата (продукта).
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» её решения.
Проектная задача - создание квазиреальной (проблемной) ситуации, в которой не должна быть напрямую поставлена задача;
 задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации;
 проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, а следовательно, возможных вариантов конечного «продукта» было несколько;
 местом «сборки продукта», оформления итогового результата является итоговое задание.
Проектная задача — всегда новая задача. Для нее нет алгоритма решения, даже последовательность действий иногда планируют сами школьники.
Задача состоит из нескольких блоков: проблемный блок (ученикам предъявляется проблема, максимально приближенная к жизненной и требующая решения),
информационный блок (блок ресурсов для поиска решения — набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов и т.п.),
критериально-оценочный блок (вопросы для анализа проделанной работы).
Можно сказать, что проектная задача занимает промежуточное положение
между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.
Давайте разберёмся, в чём отличие проектной задачи от проекта.
Отличие проектной задачи от проекта.
Проект – нет определённых заданий, материалов, действий.
Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства
и материалы в виде набора (системы) заданий.
Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
Участники проекта самостоятельно определяют средства для достижения целей и порядок действий для их реализации не задаётся.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых данных для их выполнения .
Как же устроена проектная задача?
Где её место в образовательном пространстве?
Как могут оцениваться её результаты?
Без ответов на эти вопросы невозможно понять роль этого нового типа задач в начальной школе.
Структура проектной задачи.
1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации.
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей.
3. Большой объём и неоднородность материала.
4. Результат решения проектной задачи может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.
Рассмотрим структуру проектной задачи:
Вначале описывается проблемная или по -другому квазиреальная ситуация.
Затем рассматривается содержание набора заданий и их количество.
Это количество действий, которые необходимо совершить для решения конкретной практической задачи.
В результате этой деятельности создаётся реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Основные этапы работы над проектной задачей.
Исходя из структуры проектной задачи, выделяются следующие основные этапы
работы над ней:
1. Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?) Формулирование ее в проблему ( в чем проблема?).
2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).
3. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).
4. Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?) .
5. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) ( что будем делать, и каким будет результат?).
7. Решение проблемы (под решением понимается реальные продуктивное действие, а не только предложение выхода из ситуации).
8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?).
9. Представление окружающим полученного результата («продукта»).
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания.
Ученики находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности школьников – работы в малых группах (в отдельных случаях - парах).
Классификация проектных задач
Проектные задачи различаются по содержанию, по составу участников, по месту в учебном процессе.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.
Итог решения проектной задачи:
Реальный «продукт» (текст, схема макет, таблицы, графики и т.д.)
Нематериальный «продукт» (качественное изменение ребёнка)
Важным результатом решения проектной задачи будет изменение самого
ученика. Он открывает знания, осваивает в сотрудничестве новые виды деятельности.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
ставить цель (принимать и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В чем же заключается роль учителя на уроках решения проектных задач?
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают:
 консультирование;
 помощь в определении проблемы, замысла ее реализации;
 наблюдение за ходом работы учащихся;
 оказание помощи отдельным учащимся;
 поддержание рабочей обстановки в классе;
 нормирование труда школьников;
 оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. Современная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений и навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, поэтому одной из важных задач начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые являются приоритетными по отношению к предметным знаниям и навыкам, а также способов деятельности, необходимых для успешного последующего обучения.  
Для достижения этих задач стараюсь применять в работе новые образовательные технологии, используя приемы и методы, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию и работать с ней, умение выдвигать гипотезы, оценивать результат собственной деятельности, соотносить и координировать свои действия с действиями других, делать выводы, умозаключения, проводить рефлексию. Это обеспечивает становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач, что и требует новый образовательный стандарт.
Одной из форм организации учебного процесса с помощью, которой можно достичь новых образовательных результатов является проектная деятельность, но в силу своих возрастных особенностей школьники первого и второго класса не готовы к работе над проектами. Мне хотелось провести какую-то подготовительную работу, которая помогла бы подготовиться моим ученикам к работе над полноценными проектами в средней и старшей школе, в этом мне помогли работы А. Б. Воронцова. В своих работах он приводил примеры проектных задач, которые называл «прообразом» проектной деятельности для учащихся начальной школы.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов деятельности, средств и приёмов не в стандартной (учебной форме), а в ситуациях по форме и содержанию приближенных к реальным, т.н. квазиреальные ситуации. Итогом решения такой задачи является реальный продукт, созданный детьми.
Основная цель проектных задач в начальной школе – способствование формированию разных способов сотрудничества, взаимодействия между собой, работы с разными источниками информации т.е. формирование ключевых компетентностей. Проектную задачу можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Они могут быть монопредметными и межпредметными (такие представлены в статье).
Эти задачи состоят из заданий, связанных между собой общим сюжетом. Система этих заданий может требовать разных стратегий её решения. Объём материала, включающий описание ситуации может быть представлен в виде единого текста так и отдельных отрывков зашумлённых сведениями, не относящимся к конкретной ситуации. Возможно, и отсутствие в описательной части всего объёма необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо она содержится в сопровождающей справочной информации, которую нужно найти в тексте.
Важную роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи наиболее эффективными и рациональными способами, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.
В нестандартной ситуации учащиеся наиболее полно раскрывают свои познавательные и организаторские способности
Использование задач такого типа позволяет мне отслеживать способы работы и способы действий учащихся в нестандартных ситуациях, помогает организовать внешнюю оценку поведения в квазиреальной ситуации, более объективно оценить уровень усвоения учебного материала, (окунувшись с головой в сюжет задачи, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания), повышать мотивацию и познавательный интерес у детей.
Проектные задачи развивают критическое и творческое мышление, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно мыслить и действовать, приучают детей целенаправленно работать, мобилизировать свои силы для достижения целей, концентрировать внимание, самоанализировать, самооценивать, саморазвиваться, формируют умения общаться, договариваться, соблюдать нормы и правила поведения, чутко относиться к сверстникам. принимать и сопоставлять разные точки зрения, воспитывают чувство ответственности.
Применение проектных задач в учебном процессе, как показывает практика, вызывает интерес у учащихся. Мои ученики с удовольствием и увлечённо решают такие задачи. Процесс решения проектной задачи – это творческий процесс для детей, но и составление проектной задачи – не менее творческий и увлекательный, но затратный по времени процесс для педагога. В своей работе использую готовые проектные задачи, в некоторые вношу изменения, пользуюсь задачами, составленными коллегами, какие-то задачи составляю сама. С некоторыми из них и хочется поделиться, думаю, что эти методические разработки не останутся без внимания и коллеги смогут ими воспользоваться.


Задача 1.
«Игровая площадка для детского сада».
Во время прогулок всем детям нравится играть на специально оборудованных площадках.
Задача:
«Из детского сада к нам обратились за помощью создать игровую детскую площадку для улицы. Главное условие - сохранить четыре основные игровые зоны:
песочницу (красная зона);
карусель (желтая зона);
качели (синяя зона);
горку (зеленая зона).
Необходимо сконструировать все четыре игровые зоны предполагаемой детской площадки»
Порядок работы:
1. Обсудите, как можно организовать работу в группе.
2. Выберите фигуры для каждой игровой зоны.
3. «Постройте» из фигур все игровые зоны, разложив фигуры на отдельном белом листе бумаги.
В зоне песочницы треугольник и квадрат не должны касаться друг друга. По левой и правой стороне треугольника расположите 5 белых кружков так, чтобы на каждой стороне их было 3.
В зоне карусели на каждом конце прямоугольника разместите кружки, на место пересечения прямоугольников положите оранжевый круг, под круг оранжевый треугольник.
В зоне качели для крепления места для сидения проведите две наклонные прямые, наклоняя их в левую сторону.
В зоне горки используйте второй треугольник для украшения: наложите его в центре большого треугольника, слева разместите ступеньки.
4. Проверьте правильность конструирования всех игровых зон.
5. Приклейте фигуры каждой зоны.
6. Разместите готовые зоны на альбомном листе бумаги:
зона песочницы должна быть в верхнем левом углу, под ней - зона качели.
В нижнем правом углу – зона горки, над ней – зона карусели.
7. Проверьте правильность расположения игровых зон.
8. Приклейте их на лист бумаги.
Оцените работу своей группы.
Критерии оценки Макс. кол. баллов. Набр. кол.
баллов Список группы
Зона сконструирована правильно 3 Детали зоны приклеены аккуратно 3 Каждая зона находится на своём месте 3 К тексту задачи даётся раздаточный материал: красного цвета квадрат, треугольник, прямоугольник, 6 белых кружков (1 кружок –«зашумление»); жёлтого цвета 4 прямоугольника, 10 кружков (2 кружка –«зашумление»); оранжевый кружок и треугольник; 5 синих прямоугольников (1 прямоугольник – «зашумление»); зелёного цвета 2треугольника (разных размеров), 4 прямоугольника(1 прямоугольник – «зашумление») и квадрат; бумага для расположения зон.
Задача 2.
Эту проектную задачу проводила перед Новым годом. Сначала детей познакомила с историей появления праздника, его обычаями, традициями. Более подробно остановились на традиции - украшать ёлку. Были выявлены положительные и отрицательные стороны этой традиции, найдены другие способы, более бережные по отношению к природе. Затем детям предложила на практике показать своё бережное отношение к природе
К тексту задачи приложила комплект трафаретов, среди которых были лишние (зашумление), квадраты со сторонами 8см, 6см, 4см, 2см, прямоугольник со сторонами 2см и 3см (ствол), круги с диаметрами 1см(игрушки), 2см(лишний),небольшая звезда(для макушки); альбомный лист.
«Новогодняя ёлка».
Совсем скоро мы будем отмечать один из любимых праздников – Новый год. Многие люди уже начали к нему готовиться. Сегодня и вам предлагаю начать подготовку к волшебному празднику. Никто из вас не представляет этот праздник без ёлки. У нас появится несколько украшенных ёлочек, но вреда нашей природе мы не нанесём.
Из геометрических фигур составьте ёлку и украсьте её.
Для получения результата вам необходимо будет выполнить несколько заданий.
Сначала познакомьтесь с ними (прочитайте всё), обсудите план ваших действий, затем приступайте к работе. Желаю успеха!
Изготовление ёлки.
Обвести и вырезать каждый квадрат.
Согнуть каждый квадрат так, чтобы получилось 2 одинаковых треугольника.
Прогладить линию сгиба в каждом квадрате .
На альбомном листе разложите треугольники так, чтобы они образовали ёлку.
У всех треугольников, кроме самого большого, сделать вырез:
10287007874000
12465054572000
В эти прорези вставить верхний угол предыдущего треугольника.
Если все члены группы считают, что ёлка собрана правильно, то на каждый верхний угол нанесите клей и склейте треугольники между собой.
7.Расположить заготовку ёлки на альбомном листе (лист расположите вертикально)
Если считаете, что не хватает какой-то части у ёлки, то найдите подходящий шаблон и сделайте заготовку из бумаги коричневого цвета.
8.Приклейте ёлку на альбомный лист .
Украшение ёлки разноцветными шарами.
1.Найдите подходящий шаблон и подготовьте по 3 фигуры красного, синего, жёлтого и оранжевого цвета.
2.Разместите в нижнем треугольнике 4 шара таким образом: оранжевый над синим, а жёлтые с обеих сторон от синего.
3.В следующем треугольнике шары должны быть в углах: в левом- синий, в правом- красный, в верхнем– жёлтый.
4.В предпоследнем треугольнике расположите 2 шара: красный слева от синего.
5.В верхнем треугольнике расположите оранжевый шар посередине.
Проверьте расположение шаров (№ 2, 3, 4, 5), если все члены группы согласны , то приклейте шары.
Если считаете, что не хватает какого-то украшения, то найдите шаблон, сделайте заготовку ( из бумаги красного цвета ) и приклейте.
Оцените работу вашей группы, заполнив таблицу:
Критерии Кол-во баллов (до проверки) Кол-во баллов (после проверки)
Правильно собрали ёлку 0 1 Аккуратно приклеили ёлку 0 1 2 Аккуратно вырезали кружки 0 1 2 Правильно расположили «игрушки» 0 1 2 3 Аккуратно приклеили «игрушки» 0 1 2 Всего баллов Задача 3.
С текстом задачи выдаётся набор картинок, среди которых присутствуют лишние («зашумление»), альбомный лист и текст про ежа.
«Встреча в лесу».
Семья Саши часто ходит в лес, им нравится собирать грибы, ягоды, любоваться природой и наблюдать за животными. О своих походах Саша любит рассказывать друзьям, потом ребята к Сашиным рассказам рисуют рисунки, делают аппликации и показывают их Саше, чтобы узнать, какая работа больше похожа на то, что он видел.
А недавно Саша для друзей подготовил необычный рассказ с заданиями. Если они всё сделают правильно, то у них получится картина. Справятся ли ребята?
Эти задания помещены у нас на листах, а свои силы хочется проверить?
Как удобнее будет работать?
Каждая группа получает текст с заданиями, альбомный лист и набор картинок. Задания читайте до конца и внимательно.
1 задание.
Узнайте, кого Саша встретил в лесу.
Возьмите картинки с изображением животных и найдите ту, которая соответствует данной схеме:
30454604635500
Наклейте картинку – отгадку в центре нижнего края листа бумаги.
22923501149350020491453873500
264033046990002361565469900028835354699000198247046990001697355469900016973554699000
2 задание.
Прочитайте слово по первым буквам картинок. Напишите это слово в пустые клеточки.

Найдите картинку – отгадку и наклейте на лесного жителя так, чтобы листочек был направлен в правую сторону.
3 задание.
Выполните действия и напишите полученное слово.
18719808255000
Ё + ЛО +К И– О +А – И =
Картинку – отгадку наклейте в левый нижний угол.
4 задание.
Составьте слово, расставив предметы в порядке уменьшения.

ы р и
г
б
Картинку – отгадку наклейте с правой стороны от животного.
5 задание.
Допишите пропущенные буквы.
…тол ...лон анана… ча…ы капу…та
Найдите рисунок предмета, который начинается на пропущенную букву. Наклейте его в верхнем правом углу листа.
6 задание.
В правом нижнем углу нарисуйте предмет, возле которого стоял Саша. Этот предмет стал домом – теремом для многих животных. ( о нём мы читали рассказ). Его высота не должна быть выше лесного жителя.
7 задание.
Раскрасьте картинку, которая получилась у вас и добавьте недостающие элементы по нижнему и верхнему краю листа. Предметы одинаковой формы должны быть одного цвета.
8 задание.
Придумайте название своей картины, запишите его на отдельном листе.
9 задание.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Тело ежа покрыто короткими тёмными иголками длиной до 3 см. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.
Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Ёж очень прожорлив.
Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на иголки яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей. 
Ёж уничтожает вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.
1.Название картины.______________________________________________________________
2. Какую пользу приносит ёж? ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3.Какой вред приносит ёж? __________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4.Для чего ежам яблоки? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем питаются ежи? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцените работу своей группы.
Задача 4.
«Космическая ракета».
Вместе с текстом детям выдаётся набор геометрических фигур для сборки ракеты: прямоугольники длиной 10см, шириной 4см и длиной 9 см, шириной 3 см («зашумление»), квадраты со стороной 5 см и 4 см; трафарет для иллюминатора; алфавит.
Алфавит.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мечта людей о полете в космос сбылась. Самым первым, самым отважным и храбрым оказался наш соотечественник. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звёзд огромный и таинственный. В нём много неизвестного и загадочного.
Об этом важном событии необходимо знать всем людям.
Предлагаю вам поработать и пополнить свои знания.
1.Расшифруйте имя, отчество, фамилию человека, который первый отправился в космос. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.
32 18 10 11 _______________________________________________
13 6 12 19 6 6 3 10 25 _______________________________________
4 1 4 1 18 10 15 ____________________________________________
2. Когда произошло это важное событие?
Укажите число, оно совпадает с количеством месяцев в году. ____________
Укажите название месяца, если это второй весенний месяц __________________
Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за другом___________г.
8-7 = 3+6 = 8-2= 0+1=
3. Как назывался космический корабль, на котором совершён первый полёт?
Его название созвучно с одним из названий сторон горизонта (север, юг, восток, запад), в нём ударный второй слог. ____________________________________
4. С какой станции отправился космический корабль? Для этого соберите слово из слогов
ка Бай нур (второй слог состоит из двух букв) _________________________
5. Узнайте продолжительность первого полёта.
Запишите цифры этого числа друг за другом:
предыдущее 2, результат вычитания числа из самого себя, число больше 7, но меньше 9. ______________минут длился этот полёт.
6. Так этот день для всего человечества стал праздником и называется
(день рождения день космонавтики день победы)
_____________________________________________
7. В настоящее время люди продолжают путешествия в космос, проводят там длительное время.
Их называют ______________________________________.
8. Определите способ чтения, в каких-то строчках пропущены слова: в,к,и. Запишите полученный тест вместе с пропущенными словами.
вотваномсок меялвардзоп ____________________________
йынченлос йиксьлерпа ьнед _____________________________
мадзёвз ьтетелоп меатчем, ______________________________
яаджебоп хартс ьнел _____________________________
9.Изготовьте ракету.
Изготовление ракеты:
1.Приготовьте детали для ракеты:
прямоугольник, длина которого 10см, ширина 4см,
три треугольника, которые нужно получить из квадратов
2. Разложите детали ракеты на листе:
прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см
к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник
треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника
прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).
3. Приклейте детали.
4. Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.
5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.
Для выступления кратко запишите ответы:
1.Ф. И. О. __________________________________________________
2.Дата полёта (число, месяц, год) ___________________
3.Название корабля ______________________________
4. Название станции _____________________________
5. Продолжительность полёта _______________
6. Название праздника ______________________________
7. Людей называют _______________________________________
8.Получился текст: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
«Помощь Колобку».
Вместе с текстом детям выдаётся набор квадратов со сторонами 6 см,5см, 5,2см («зашумление»), 3см, 2см, 2,2с м («зашумление») 1 см; трафареты для солнца и кроны берёза; 5 полосок красного цвета длиной 5см, 4 полоски зелёного цвета длиной 2 см, шириной по 1см, 6 полосок жёлтого цвета длиной 4 см (лучи),2 полоски белого цвета длиной 2см и 5 см (ствол и «зашумление»).
Одна из русских народных сказок заканчивается трагично, многим детям очень жалко съедобного героя- Колобка. Сможет ли кто-то помочь этому герою?
Вам сегодня предоставляется такая возможность! Для этого необходимо выполнить правильно несколько заданий, а результаты отобразить на альбомном листе и в таблице.
Если Колобок будет лежать неподвижно, то он заскучает, загрустит. И вот захотелось Колобку попрыгать по ступенькам, но сначала их надо построить.
Задание 1. Постройте из квадратов ступеньки для Колобка.
Длины сторон квадратов должны быть: 5см, 3см, 2см, 1см., цвет квадратов будет чередоваться: синий, чёрный.
Найдите нужные шаблоны, определите цвет и вырежьте 4 квадрата.
В порядке убывания разместите и приклейте их на альбомном листе (от отметки вправо).
Найдите периметр самой маленькой ступеньки и результат укажите в таблице.
Нравилось Колобку прыгать, но ему захотелось и с другой стороны построить ступеньки, но по - другому.
Задание2. Постройте ступеньки из полосок зелёного цвета (их длина 2см) и из полосок красного цвета ( их длина 5см).
Полоски можно сгибать, прикладывать друг к другу, разрезать. Используя их , составьте новые полоски длиной 9см, 7см, 6см, 4см, 1см – они и будут ступеньками. Использовать линейку нельзя.
Определите в каком порядке будете располагать полоски (возрастания или убывания.).
Составьте полоску нужной длины.
Расположите её на листе так, чтобы красная полоска всегда соприкасалась с квадратом (ступенькой первой лестницы) и приклейте.
Составьте, расположите, приклейте остальные полоски (ступеньки).
На сколько см длина нижней полоски больше длины верхней полоски? (результат укажите в таблице)
Весело было Колобку, с удовольствием прыгал по всем ступенькам в обе стороны, а иногда так сильно покатится, что ударится о лиственное дерево, которое росло слева.
Задание3.Разместите дерево.
найдите шаблон для кроны, сделайте заготовку
найдите подходящую заготовку ствола, от нижнего левого угла отмерьте 2см и поместите ствол дерева, над ним крону и приклейте
Название дерева запишите в таблицу.
День выдался жаркий, ярко светило солнце.
Задание 4. В левом верхнем углу разместите солнце.
найдите подходящий шаблон для солнца, сделайте заготовку
найдите заготовки лучиков, их должно быть меньше 6, но больше 4
Разместите и приклейте заготовки (лучики не должны касаться солнца и друг друга).
Укажите количество лучиков в таблице.
Не может ведь Колобок целый день находиться на улице. Нужен ему дом.
Задание 5. Постройте домик для Колобка.
Найдите шаблоны квадратов со сторонами 6 см, подготовьте две заготовки (одна жёлтого цвета, другая - коричневого);
из квадрата коричневого цвета получите 2 равных треугольника, один используйте для крыши.
Найдите шаблон квадрата со стороной 2 см и подготовьте заготовку синего цвета, разместите и приклейте её в центре жёлтого квадрата.
Разместите корпус домика на верхних ступеньках, сверху поместите крышу.
Приклейте детали.
Чем является синий квадрат? Чему равен его периметр? Результат укажите в таблице.
Довольный и радостный был Колобок, но вдруг появилась ЛИСА и говорит: «Коло…», а Колобок остановился, а потом быстро, громко ей сказал: «ыТ янем ен ьшёдеворп!» , а сам закатился в дом. Лиса такого не ожидала.
Задание 6.
Что сказал Колобок лисе? Напишите в таблице.
Решил Колобок немного побыть в домике, у него было хорошее настроение.
Рассмотрите работу и проверьте правильность её выполнения и правильность ответов на вопросы, помещенные в таблице.
Оцените работу вашей группы и каждого участника своей группы.(0, 1, 2,3)
1. …………….………………………2. ……………………………………………
3. …………………………………….4. …………………………………………
5. ………………………………………
№ задан. Вопрос Ответ Максимал. колич. баллов
1 Чему равен периметр маленькой ступеньки? 3 (размещен., ответ, аккуратн.)
2 На сколько см длина нижней ступеньки ( полоски) больше длины верхней ступеньки (полоски)?
4 (размещен., составлен., ответ, аккуратн.)
3
4 Силуэт какого дерева получился?
Сколько потребовалось лучиков?
2(размещен., ответ.)
2( размещен., ответ.)
5 Чем является квадрат? Чему равен его периметр ?
4(измерен., размещен., ответы)
6 Что произнёс Колобок?
1
7 Сколько квадратов имеют одинаковый периметр- 4см?
Сколько квадратов имеют одинаковый периметр- 8см? 2
8 Чем является прямоугольник, периметр которого равен 10см? 1
Обсудите в группе устно:
Со всеми ли заданиями вы справились, почему?
Какое задание оказалось самым сложным?
Есть ли пожелания своей группе, другим группам на будущее?
Ваше отношение к сегодняшней работе.

Литература:
«Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова
«Формы организации образовательного процесса в современной начальной школе», Байбакова О.Ю., Бобунов М.А., Якин Ю.П., электронное издание Курск 2015