Конспект урока по литературе по комедии Н.В.Гоголя Ревизор на тему: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга


«Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»
(по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). Литература 8 класс
Цели: показать учащимся актуальность гоголевской комедии в наши дни и зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды;
Задачи: продолжить изучение особенностей анализа образа литературного героя; формировать у учащихся навык анализа ключевых эпизодов драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся; воспитывать у учащихся честность и принципиальность, уважительное отношение к закону, непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности, различного рода злоупотреблениям; привить интерес к литературе.
Оборудование: портрет, иллюстрации к произведению, карточки
Ход урока
Орг. момент. В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц мелькают за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чем говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают наше внимание, возбуждают любопытство, симпатию или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность- это сложное сочетание индивидуального и общего.
- Скажите, по каким признакам мы определяем внутренний мир человека, литературного героя?
(Анализируются внешние признаки: мимика, жесты, характер прически, одежды, поведение, речь героя)
Верно, именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаем человека.
Актуализация знаний
Викторина:
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя
Издает при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова. (Христиан Иванович Гибнер)
Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. (Осип, слуга Хлестакова)
Толстый, неповоротливый человек, но при всем том проныра и плут. (Артемий Филиппович Земляника)
Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский)
Кому принадлежит фраза: «Какой скверный городишко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уже просто подло. (Иван Александрович Хлестаков)
- По каким деталям можно узнать человека?
(Я думаю, что вы убедились по деталям портрета, по особенностям речи, по некоторым поступкам можно легко узнать человека, его невозможно спутать с другими, в силу индивидуальности и неповторимости.)
В произведении Гоголя создана уникальная картинная галерея. Я предлагаю вам остановиться у портрета главного героя комедии, Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны образа.
За эпиграф к нашему уроку я взяла слова Гуковского из книги «Реализм Гоголя»
Происходит страшная вещь, фитюлька,
спичка, мальчишка. Хлестаков силою страха и
благоговения к нему вырастает в персону,
становится сановникам, становится тем, кого в нем видят.
Г.А. Гуковский « Реализм Гоголя»
- Значения каких слов не понятны?
- Что обозначает фраза Гуковского о Хлестакове?
-Назовите ключевые фразы? (Карточка)
Вопросы: Какие проблемные вопросы мы можем поставить при изучении образа Хлестакова?
- положительные и отрицательные стороны героя?
-какие средства использует Гоголь при создании образа Хлестакова?
-почему Хлестакова принимают за ревизора?
-есть ли Хлестаков среди нас?
Сообщение темы урока
Итак, знакомьтесь: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»
1.Анализ образа главного героя
-Кто дает полную характеристику герою?
-Кто из героев комедии знает Хлестакова лучше всех?
-Зачитайте монолог Осипа.( индивидуальное задание)
Ц. в.- что мы узнали о Хлестакове? Отметьте положительное и отрицательное о герое.
- Зачем Гоголь выводит Хлестакова на сцену как бы «заранее» в монологе Осипа? Какова цель? (Монолог Осипа. Комедия «Ревизор», действие 2, явление 1)
- Так какова же роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь).- Как назовем неозаглавленную колонку? (Первое знакомство с Хлестаковым или выведение героя на сцену).
Вывод: ничтожество выбрали за важную персону.
-О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
+- 2.
А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире? Примеры. (карточка)
+-
3.
Сцена вранья.
Прежде чем мы с вами продолжим работу с таблицей, я прошу вас вспомнить, какой эпизод в развитии линии Хлестакова является кульминационным? (Эпизод вранья Хлестакова).
- Почему? ( Здесь он как бы представлен во всей красе).
- Давайте посмотрим этот эпизод. (Инсценировка, действие 3, явление 6).
Ц. В. : внимательно послушайте чтение. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.
- Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер).
+-
- Почему Хлестаков врет? Есть ли какая- то цель у этого вранья?
- Какие пословицы подходят к репликам Хлестакова?
Вывод.
4.
- Находясь в доме Г., понимает ли Хлестаков, за кого его принимают? Когда Хлестаков вошел в роль генерал- губернатора, как он начинает вести себя в обществе чиновников? (берет взятки, как он говорит, взаймы)
- Ребята сыграют, вы послушайте речь героев, всмотритесь в характеры, найдите не только плохое, но и хорошее.
Инсценировка.
Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей.
+-
5.
Портрет Хлестакова был бы неполным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.
Инсценировка эпизода
Ц. В.: как Хлестаков относится к женщинам? Каковы его настоящие чувства к ним?
+-
6.
Речь героя- это его визитка.
- Именно по фразам, произнесенным героем, мы определим его внутренний мир.
-Что вы можете сказать о его речи? ( карточка)
Обобщение по теме урока:
В результате нашей работы на уроке мы сконструировали модель образа «Хлестаков», т. е. составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.

Положительные стороны Отрицательные стороны
«каждый день доставай билеты в кеятр»
Молодой человек лет 23-24
Одет по моде
Знаком с русской и зарубежной литературе
Умеет увлечь слушателей
Нравится женщинам
Разбирается в людях «профинтил денежки»
«сидит и хвост подвернул, не горячится
«кутит на батюшкины деньги»
«продает всё до последней рубашки»
«делом не занимается»
«гуляет по прошпекту»
Не платит в трактире
Труслив
Высокомерен, нагл, груб со слугой
Преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице
Придумывает небылицы
Берёт взятки
Волочится за анной Андреевной и Марьей Антоновной
Несерьёзно относится к женщинам
Ленив
- Может ли человек, обладая таким набором положительных и отрицательных черт, быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет.)
- А почему его принимают за ревизора?
Обратимся к эпиграфу урока:
… в нем не будет и не может быть ничего, похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такого, т. к. сами чиновники этого хотели.
Итак, давайте подведем итог нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, что бы образ, созданный писателем, был целостным? (показать героя с разных сторон, в разных ситуациях)
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова: «Я везде, я везде».
- Как вы ее понимаете?
-Есть ли Хлестаковы среди нас?

Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… и наш брат, грешный литератор окажется иногда Хлестаковым».
Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя.
Вашему вниманию представляю проект «Хлестаков на сцене театра».
Д. з.
- письменный ответ на вопрос: « Почему Гоголь говорил, что роль Хлестакова «труднее всего»;
- перечитать 5 действие;
- приготовить проекты, ответы на вопросы.
Индивид. задание: оценка критиков образа Хлестакова.