Реферат Коррекционно-практическая направленность обучения естествознанию в коррекционной школе VIII dblf@


Коррекционно-практическая направленность
обучения естествознанию.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………стр 2
1. Сущность коррекционно-практической направленности
содержания курса «Естествознание»………………………………..стр 3
2. Учебно – методический комплект курса
«Естествознание» и особенности его использования ………..........стр 5
3. Основные направления реализации
принципа коррекционно-практической направленности …………стр 7
4. Учёт эффективности реализации
принципа коррекционно-практической направленности …………стр 9
Заключение…………………………………………………………...стр 14
Список литературы ………………………………………………….стр 16
Введение.
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является поиск наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об Образовании » эти лица имеют равные со всеми людьми право на образование. Однако для большинства из них обучение в общеобразовательных учреждениях общего назначения затруднено или невозможно. В целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации указанных лиц к обществу принят Федеральный Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). Согласно которому для лиц с ограниченными возможностями здоровья предназначены специальные (коррекционные) образовательные учреждении. Имеющиеся у них психические недостатки препятствуют в полном или частичном объеме освоению общеобразовательных программ без создания специальных образовательных условий. К таким условиям, прежде всего, относится коррекционно-практическая направленность обучения всех категорий детей с недостатками развития. Это целая система принципов обучения, воспитания, реализация которых способствует развитию познавательных способностей умственно отсталых школьников, а так же их адаптации к жизни.
Общее развитие ребёнка, развитие его особых способностей не может происходить автоматически, как побочный результат общеобразовательного процесса. Нужна особая, коррекционно-практическая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития ребенка. Она должна пронизывать весь процесс обучения и оказывать влияние на стандарты, программы обучения. Особенность предмета «Естествознание» в том, что он наиболее жизненен и поэтому реализация этого принципа является основой не только для формирования естественнонаучных знаний, но и для коррекции недостатков умственного и психического развития и социальной адаптации в обществе.
Обобщённый опыт реализации данного принципа может использован в практической деятельности учителей коррекционных школ, а так же в работе учителей классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ и специалистами учреждений социальной реабилитации. Это позволит планировать и проводить обучение, таким образом, чтобы учащиеся не только усваивали учебный материал, но и умели переносить эти знания в жизнь.
1. Сущность коррекционно-практической направленности содержания курса "Естествознание".
Основным условием как общего развития, так развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность. Для того чтобы достичь наибольшего эффекта в развитии учащихся, необходима особая направленность учебного процесса. Именно таковой является коррекционно-практическая направленность обучения.
Принцип коррекционно-практической направленности заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с недостатками интеллекта и коррекции имеющихся у них дефектов посредством отбора такого учебного материала, который необходим для практической жизни, то есть для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Причём, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе обучения, выполнения упражнений, практических работ, что также обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развивает самостоятельность.
Принцип коррекционно - практической направленности является основополагающим в преподавании естествознания. В соответствии с ним составлены учебные программы, определено основное содержание курса, обозначены требования к знаниям и умениям учащимся. Чтобы реализовать их на практике, учитель должен знать не только общие закономерности психофизического развития школьников и специфические проблемы каждого ребёнка, но и возможности предмета.
Главная задача учителя - не только формирование естественнонаучных знаний, но и коррекция недостатков умственного и психического развития. Эффективность исправления этих недостатков зависит от правильной постановки всего учебно - воспитательного процесса в школе и применения специфических приёмов и средств обучения.
Изучение естественнонаучного материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызвать чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому все обязаны её сохранять для себя и последующих поколений.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, демонстрацию опытов и проведение экскурсий в природу, организацию практических и лабораторных работ в процессе изучения и закрепления материала, а также привитие навыков работы на пришкольном участке. Этот учебный предмет "ведёт" в удивительный мир природы, воздействие которого велико и многогранно.
Всё это даёт возможность более целенаправленно способствовать развитию и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.
2. Учебно-методический комплект курса «Естествознание» и особенности его использования.
Главным условием реализации данного принципа служит создание такого учебно-методического комплекта, который позволил бы организовать активную познавательную деятельность школьников по усвоению естественнонаучных знаний, формированию специальных и общеучебных умений, развитию определённых ценностных ориентаций. Всё это помогает осуществить правильный отбор материала, улучшает его усвоение школьниками, пробуждает интерес детей к изучению природы.
Важная роль отводится учебно – методическому комплекту, стержнем которого являются средства обучения. (слайд). Средства обучения делятся на две большие группы. Главные (учебник и учебные пособия) не являются единственными, которыми может воспользоваться учитель. Есть ещё и дополнительные средства обучения, которые делятся на 3 основные группы:
Первую группу составляют наглядные средства обучения:
- натуральные объекты;
- учебный гербарий;
- коллекция полезных ископаемых;
- природный материал, собранный учениками;
- средства, воспроизводящие природные объекты и явления;
- макеты и муляжи.
Их использование на уроках естествознания обогащает представление учащихся об окружающем мире, позволяет организовать активную деятельность по усвоению знаний и умений, развитию восприятия, памяти, мышления.
Вторую группу составляют методические и информационно - справочные материалы для учителя и учащихся:
- словари;
- энциклопедии;
- периодические издания (журналы, вырезки из журналов, газет);
- художественная литература о природе, её объектах и людях, их изучающих;
- дидактический раздаточный материал.
Они помогают учителю в подготовке и проведении уроков, расширяют общий кругозор учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к изучению природы.
В третью группу входят технические средства обучения, отражающие современные достижения науки и техники, которые значительно расширяют арсенал средств, используемых учителем. Это:
- компьютер;
- телевизор;
- видео - и аудиоаппаратура;
- диапроектор;
- эпидиаскоп;
- приборы для наблюдения за погодой.
Особую группу средств обучения естествознанию составляют те дополнительные пособия, которые готовит к уроку сам учитель:
- специальные карточки для проверки знаний;
- карточки - загадки с изображением объектов и явлений природы;
-ребусы, кроссворды;
-модели природных объектов, самодельные приборы.
Основным достоинством созданных учителем пособий является их чёткая ориентация на достигнутый учащимися уровень усвоения материала, а также учёт индивидуальных особенностей и уровня развития школьников.
Использование этих пособий может помочь учителю в подготовке дополнительных средств обучения, например: в создании им "Методической папки учителя " стендов " Изучаем раздел ", " Уголок школьника ", «Календарь природы», «Оказывается», «Край родной Калужский».
Формы и методы применения всего этого комплекта в коррекционной работе со школьниками могут сильно варьировать, но внимание учителя должно быть сосредоточено на трёх основных направлениях:
1. Организация непосредственного общения учащихся с окружающей их родной природой.
2. Организация опосредованного взаимодействия ученика и природы.
3. Развитие познавательного интереса на основе изучения объектов живой природы.
При организации обучения учитель использует различное комбинирование средств обучения, методические приёмы – это и внеклассные мероприятия и специальные задания – выставки детских рисунков и поделок из природного материала; проведение нетрадиционных уроков (уроки – путешествия, уроки – знакомства). Но учитель должен помнить, что используемые методы должны выполнять не только обучающую, но и развивающую функции. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов. Это обеспечивает стимуляцию компенсаторных процессов развития детей и формирование у них новых положительных качеств. В результате у учащихся формируются учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно – трудовых заданий.
3. Методические приёмы и основные направления реализации принципа коррекционно - практической направленности курса естествознание.
Предметы курса естествознание ставят своей целью не только сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы, но и доступно объяснить связи между отдельными природными явлениями, показать их причины, продемонстрировать взаимозависимости между человеком и природой, сформировать диалектико - материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества, обогатить личный опыт учащихся в результате проведения систематических наблюдений за природой и природными явлениями, вооружить учащихся необходимыми практически навыками и умениями, которые возможно в дальнейшем использовать в реальной жизни.
Так же программой предусмотрено проведение экскурсий в природу, практических и лабораторных работ в процессе изучения и закрепления материала, а так же привитие навыков работы на пришкольном участке. Этот учебный предмет "ведёт" школьников в удивительный мир природы, воздействие которого велико и многогранно. Главная задача учителя - не только формирование естественных научных знаний, но и коррекция недостатков умственного и психического развития.
Работа с умственно отсталыми детьми затруднена их слабой познавательной активностью. Однако именно любознательность является важным мотивационным фактором обучения. Поэтому всемирное развитие познавательного интереса на примере природных объектов и явлений должна занять важное место в коррекционной работе учителя.
Принцип коррекции предлагает увеличение фонда сохранных способностей учащихся, прежде всего за счет развития тех качеств, которые больше всего отличают учащегося - олигофрена от его сверстников с неповреждённым интеллектом.
В реализации данного принципа выделяются общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции. Первые нацелены на преодоление или уменьшение интеллектуальных недостатков, характерных для всех умственно отсталых лиц. К индивидуальной коррекции относится исправления разных по характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.
Стратегическими направлениями осуществления принципа коррекции служат развитие у учащегося способности к регуляции собственной деятельности и повышение уровня её активации.
Привлечь школьников к изучению природы, заставить удивиться её тайнам, найти для каждого ученика «свой» интерес непросто. Положительное отношение школьников к данному учебному курсу объясняется как интересом к содержанию предмета, так и формой подачи учебной информации, то есть используемыми методами и приемами обучения. Ведущее место при этом занимают непосредственные наблюдения предметов и явлений в природе, натуральных предметов или их изображений, широко используются различные виды наглядности, возможно включение в урок красочных, эмоционально наполненных рассказов, разнообразных по форме и содержанию упражнений и заданий, использование собственного опыта учащихся, выполнение большого количества наблюдений и практических работ.
Умственно отсталым школьникам свойственны узость восприятия трудности в установлении пространственных связей. В связи с этим, желательно предлагать учащимся изображения объектов в различных ситуациях (изучаемый объект изображён в разных условиях - природная зона в разные времена года, растение или животное в естественных и специально созданных условиях) и выполненные различными графическими средствами (одновременно фотографическое, рисованное и схематическое). Такие задания способствует коррекции слухового восприятия, логического мышления, анализа - синтеза, памяти.
С этой же целью проводятся дидактические игры, которые можно проводить на природе, в классе. Игра активизирует познавательные процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный предмет увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний. Вот примеры игр, используемых на уроках: «Найди свое дерево», «Рыба, птица, зверь» и «Дерево, кустарник, трава». Проводятся они следующим образом. Учащиеся становятся в круг. Ведущий, находящийся в центре, повторяет слова «Рыба, птица, зверь» (или «Дерево, кустарник, трава»), указывает на любого игрока (или бросает мяч), и тот должен назвать соответственно - рыбу, птицу или зверя. Ведущий считает до пяти и если игрок не отвечает, то выбывает из игры. Выигрывает оставшийся игрок.
Помимо коррекции указанных выше недостатков умственного развития, цель данных игр - обучение детей общению, умению задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Отечественные психологи и дефектологи отмечают особенности, которые характеризуют память умственно отсталых детей: трудность запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения. Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения, использую методические приемы, требующие включения различных анализаторов как слуховых, так и зрительных и тактильных. Изучение материала невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, способствующих актуализации имеющихся знаний. Рассказ и объяснение учителя должны обязательно сопровождаться демонстрацией наглядности. Так, при изучении яблока, учащимся демонстрируется изображение яблока, муляж и натуральное яблоко.

4. Учёт эффективности реализации принципа коррекционно – практической направленности в процессе обучения естествознанию в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида.
Методические приемы реализации принципа коррекционно - практической направленности обучения естествознанию отличаются тем, что в процессе обучения происходит стимуляция компенсаторных процессов развития детей с недостатками психического развития и формирование у них новых положительных качеств. Специально подобранные задания позволяют определить степень сформированности у ребенка познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения и с учётом полученных результатов были подобраны тренировочные коррекционные упражнения, рассчитанные на дальнейшее развитие и усовершенствование «западающих звеньев».
Мышление - это процесс познания ребенком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений. Для оценки сформированности мышления применяются специальные исследования. Цель - выявление способности ребёнка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий.
Инструкция:
Вариант 1. Разместить картинки животных в группы:
а) по способу передвижения (летают, бегают, плавают.)
б) по месту обитания
Вариант 2. Разместить картинки с изображением растений по месту произрастания: -лес -сад -огород –болото.
Для развития мышления можно предложить следующие упражнения:
1 .Игра: «Бывает - не бывает».
Ведущий называет какую - нибудь ситуацию и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Например, ведущий говорит: « Щука обитает в море», и бросает ребёнку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что-нибудь и бросает мяч дальше, (примеры: Зимой идёт дождь, волк - хищное животное, волк - травоядное животное и т.д.) Задания подбираются с учетом особенностей детей каждой из трёх групп. Для оценки учитывается время, затраченное на выполнение задания. Время, затраченное на выполнение задания, постепенно уменьшается. Это свидетельствует о развитии мыслительных операций.
Важным условием обучения, приобретения знаний и умений является развитие памяти. Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Исследовать особенности памяти ребёнка можно с помощью методики «Заучивание десяти слов» (предложенной А. Р. Лурия.). Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Материал: протокол с девятью односложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Инструкция: состоит из нескольких этапов: а) Сейчас мы проверим твою память. Я называю тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке.
Слова зачитываются чётко, не спеша.
б) Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке. По полученным результатам заполняются протоколы, на основании этих графиков можно сделать вывод:
Кривая запоминания указывает на ослабленное внимание, на выраженную утомляемость. Воспроизведение слов уменьшилось с шести и до четырёх, это свидетельствует о забывчивости, о неустойчивости, внимания. В результате выполнения тренировочных упражнений результаты повторного эксперимента заметно улучшились. Количество воспроизведённых слов увеличилось с двух до семи в последней попытке, что свидетельствует об устойчивости внимания и развитии объёма долговременной памяти.
Объём памяти можно определить с помощью специальной методики.
Цель: определение объёма кратковременной зрительной памяти.
Описание. Учащиеся должны запомнить и воспроизвести максимальное количество растений из предъявляемой им таблицы.
Инструкция: Сейчас вам будет предъявлена таблица с изображениями растений. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно больше названий изображённых растений. Внимание, начали!
Оценка объёма памяти производится по количеству правильно воспроизведённых изображений. В зависимости от количества воспроизведенных изображений начисляются баллы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о повышении объёма кратковременной зрительной памяти. Для дальнейшего развития объёма памяти предлагаются следующие упражнения:
1 .Игра « В нашем саду растут...»
Ведущий начинает игру и говорит «В нашем саду растут яблони». Следующий участник повторяет сказанное и добавляет ещё что - нибудь: В нашем саду растут яблони, груши. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее ... Варианты игры могут быть самые разные:
- Я видел в зоопарке ...
- Я собрал в корзину... .Предложенные упражнения способствуют развитию не только памяти, но и внимания.
При реализации принципа коррекционно - практической направленности осуществляю постоянное наблюдение за учениками (их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам). Обращаю внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в обсуждении какого - то вопроса, на их умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы, беру на заметку умение школьников участвовать в беседе; скорость припоминания заученного материала, время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного ответа; развёрнутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно-практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности, избирательное отношение учащихся к изученным темам .Для выявления уровня знаний, умений и навыков были проведены контрольные работы. Самостоятельная работа учащихся помогает оценить степень обученности учащихся, заставляет раскрыть свои скрытые резервы, показать нестандартность мышления, учиться применять имеющиеся знания. Задания проверочных работ составлены таким образом, чтобы привлечь такие виды мыслительной деятельности, как анализ, объяснение, сравнение явлений, их обобщение, классификация, создавали условия для активной работы всех учащихся и способствовали подведению и определению достигнутых результатов. С целью выявления эффективности реализации этого принципа рассматривался уровень обученности учащихся девятого класса Троицкой специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида в динамике за три четверти 2012 - 2013 учебного года. Сравнительный анализ итоговых контрольных работ по естествознанию демонстрирует рост успеваемости. Значительно вырос уровень обученности и 3УН (знаний, умений, навыков) с 63% в первой четверти до 72% в третьей четверти. Содержание заданий включало основные разделы традиционной программы курса естествознания «Человек и его здоровье». Все учащиеся справились с работой быстро, работали с желанием. Качественный показатель работ без ошибок составил 76%. Количество допущенных ошибок незначительно.
С этой же целью был проведен сравнительный анализ итоговых контрольных работ в девятых классах проведённых в 2010/2011; 2011/2012; 2012/2013 учебных годах (за первые три четверти). Анализ показал что совершенствование применения принципов коррекционного обучения осуществлялось весьма эффективно. Качество 3УН учащихся в 2010/2011 учебном году составило 62%, а в 2012/2013 учебном году оно возросло до 72%. Разрыв получился в10% в пользу последнего. Это позволяет сделать вывод о стабильности качества обучения. Как свидетельствует статистика, правильная организация работы на уроке значительно повышает качество 3УН учащихся, способствует развитию личностных качеств и навыков учебного труда. Среди последних особо следует отметить такие специфические навыки как умение работать с учебным текстом, передавать полученные знания в связном рассказе; самоконтроль; умение наблюдать природные объекты, выполнять практические работы и ставить опыты, пользоваться лабораторным оборудованием, приборами и инструментами. Необходимо отметить, что непрерывное отслеживание учителем качества обученности учащихся по всем разделам учебной программы позволяет осуществлять учителю самоконтроль за своей педагогической деятельностью, что способствует тому, что процесс обучения (преподавания и учения) становится более осмысленным и целенаправленным. Таким образом, реализация принципа коррекционно - практической направленности обучения должна способствовать не только коррекции имеющихся у учащихся недостатков психического развития, но и развитию у учащихся способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно должно формироваться гуманное отношение к природе как среде обитания и источнику существования объектов живой природы.
Заключение.
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, которые вызваны тем, что имеющиеся у детей недостатки психического развития препятствуют в полном или частичном объёме усвоению программного материала без создания специальных условий. Одним из таких условий является коррекционно - практическая направленность обучения. Принцип коррекционно- практической направленности заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с недостатками интеллекта и коррекции имеющихся у них дефектов посредством отбора такого учебного материала, который необходим для практической жизни, то есть для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки учащиеся получают в процессе обучения, выполнения упражнений, практических работ, что и обеспечивает активизацию их познавательной деятельности и развивает самостоятельность. В соответствии с этим составлены учебные программы, определено основное содержание курса, обозначены требования к знаниям и умениям учащихся. Реализация их на практике зависит от правильной организации всего учебного процесса и применения специфических приёмов и средств обучения, составляющих учебно - методический комплект. Именно этот комплект позволяет организовать активную познавательную деятельность школьников по усвоению естественнонаучных знаний, формированию специальных и общеучебных умений, развитию определённых ценностных ориентации. Всё это помогает осуществить правильный отбор материала, улучшает его усвоение школьниками, пробуждает интерес детей к изучению природы. Именно средства обучения позволяют сделать изучение курса «Естествознание» интересным, деятельным, доступным и запоминающимся. Полученные учениками знания и неподдельный интерес к познанию природы служит хорошей основой для применения этих знаний в жизни
При организации обучения учитель необходимо проводить уроки таким образом, чтобы создавались такие ситуации, при решении которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения. Для этого построение уроков осуществляется с учетом принципов коррекционно - развивающего обучения:
- динамичности восприятия
-продуктивной обработки информации
-развития и коррекции высших психических функций
-мотивации к учению.
В соответствии с этим планируется методы работы на каждом этапе урока. Коррекционно- практическая направленность предполагает, что методы, включённые в урок, должны выполнять не только обучающую, но и развивающую функцию. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто читали, писали, отвечали, но делали это с включением в активную работу психологических функций. Это обеспечивает стимуляцию компенсаторных процессов развития детей с недостатков психического развития и формирование у них новых положительных качеств. При реализации принципа коррекционно - практической естествознания осуществляется постоянное наблюдение за учениками - их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам, желанием и нежеланием принимать участие в обсуждении какого то вопроса, на умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы. При помощи специально подобранных заданий определяется степень сформированности у ребёнка познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. С учётом полученных результатов подбираются тренировочные коррекционные упражнения, способствующие дальнейшему развитию и усовершенствованию «западающих звеньев». Для выявления уровня обученности проводятся проверочные контрольные работы.
Опытно - экспериментальная проверка показала эффективность реализации принципа коррекционно- практической направленности обучения естествознанию, что подтверждается результатами проведённых экспериментов. Таким образом, реализация коррекционно - практической направленности способствует не только развитию у учащихся способности воспринимать учебную информацию и находить ей место в системе своих знаний, но и коррекции и компенсации имеющихся у учащихся недостатков психического развития. Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что для успешной реализации принципа коррекционно - практической направленности необходимо:
1. Знать и учитывать интеллектуальные и психические особенности учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
2. Правильно подбирать содержание учебного материала.
3. Творчески подходить к выбору методов, приёмов и средств обучения.
4. Опираться на личный опыт учащихся и осуществлять связь обучения с жизнью.
Список литературы.
1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. научных трудов/Под ред. В. В.
Ворон-ковой.-М.:1988.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. В.В. Воронко-
вой. -М.: «Школа Пресс». 1994.
3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений .-М.:Педагогика. 1983.т5.с. 129.с. 131. 4.Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII
ви-да.//ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2004.№3.
5.Гонеев А.Д.Основы коррекционной педагогики.-И.:Просвещение.2002.
6. Гринько Л. А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталыхучащихся в процессе урока.//ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2003.№3.
7. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе./ Под ред.
Власовой Т.А., Петровой В.Г.-М.1982.
8. Закон Российской Федерации «Об образовании»
9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.-М.:Просвещение. 1984.
10. Лифанова Т.М. Воспитательное значение уроков естествознания во вспомогательной школе./Юбучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. Межвузов-ский сборник научных трудов.Иркутск. 1989.
11. Кирилова Е. А.Технологии коррекционного обучения/ЛСоррекция и развитие. 1999. №2.
12. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии.-М.:Просвещеиие.!989.
13. Конституция Российской Федерации.
14. Обучение детей с нарушениями развития.//Под ред. Пузанова Б.П.-М.:АСАДЕМА.2003.
15. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
16. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М. :Просвещение. 1986.
17. Современные подходы к анализу коррекционно - развивающих уроков и воспитательных мероприятий: Учебно - методическое пособие.Калута.2000.
18. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).//Принят Государственной Думой 18 июля 1996.
19. Худенко Е.Д. Наглядно -практические и другие методы обучения естествознания во вспомогательной школе.//ж. Дефектология. 1993.№1.
20. Худенко Е.Д. Наглядные методы на уроке естествознания во вспомогательной шко-ле.//ж. Дефектология. 1990.№1
22. Худенко Е.Д. Использование словесных методов обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе//ж. Дефектология. 1989.М1.
23. Худенко Е.Д., Селиванова Е.Ю. Современные подходы к организации внутришкольно-го контроля в коррекционной школе.-М.1997.
24. Худенко Е.Д. Требования к планированию и анализу коррекционно - развивающих уроков./Коррекция и развитие. 1998.№2.
25. Шаманова Т.И. Активизация учения школьников .-М.:1982.
26. Шевырёва Т.В. Методические рекомендации по использованию практических методов при обучению естествознанию в специальных школах VIII вида.//ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2003.№3.