Использование информационно-коммуникационных технологий воспитателем коррекционной школы – интернат VIII вида.


Использование информационно-коммуникационных технологий воспитателем коррекционной школы – интернат VIII вида.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ни одну школу, в том числе и коррекционную. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
В нашей школе ИКТ все шире используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Но, чтобы применение компьютера давало положительные результаты, необходимо правильное грамотное его использование в организации учебно-воспитательного процесса.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии;
Одной из наиболее удачных форм проведения воспитательных мероприятий считаю использование мультимедийных презентаций, которые создаю, учитывая специфику группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Воспитательное занятие, включающее слайды презентации,  видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,  расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.
Использование мультимедийных презентаций способствует:
повышению эффективности усвоения материала детьми;
повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
Презентации PowerPoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
Как информационно-обучающее пособие;
Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время. Использование звука, безусловно, оживляет презентацию. Однако нужно помнить, что если предполагается сопровождать презентацию объяснениями, то количество звуковых эффектов должно быть сведено к минимуму и использоваться только в тех местах показа, где не предусмотрена беседа и объяснение педагога. Музыка, звуки природы, шумовые эффекты, использованные в учебных материалах, должны отражать реальную картину звуков окружающего мира, быть доступными для понимания и легко узнаваемые детьми с интеллектуальным недоразвитием, т.е. опираться на имеющийся социальный опыт. С недавнего времени в своей работе я стала использовать метод проектной деятельности. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность обучающихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Использование этой технологии даёт воспитанникам не только возможность больше работать самостоятельно, развивать свои способности, взаимодействовать в команде, но и умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.).  Хотя нашим детям свойственно неумение сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать информацию, самостоятельно анализировать описанную ситуацию, целостно анализировать полученную информацию. Деятельность педагога здесь играет ведущую и направляющую роль.
При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции, поддерживаю малейшую инициативу детей, оказываю помощь, создаю условия для достижения положительного результата. Конечно, проекты моих воспитанников по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.
За последние два года нами были выполнены следующие исследовательские проекты: «Всем даёт здоровье-молоко коровье», «Эти вредные любимые чипсы», «Туристический маршрут по родному селу Черевково», «Моя будущая профессия», «Школьная форма: за и против», «Песня Победы - «Катюша»
Ежегодно мы с детьми представляем свои проекты на межмуниципальной практической конференции «Ломоносовские чтения» для детей с ОВЗ на базе школы №14 г. Котласа.
Имея компьютер, воспитатель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому занятию, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих занятий печатаю тестовые задания, карточки и так далее. Эффективность занятия в случае использования печатных материалов повышается вдвое: за занятие можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Я полностью согласна с  тем, что на сегодняшний день большое значение  в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с воспитанниками  с  ограниченными возможностями здоровья. Конечно, о том, чтобы посадить детей за компьютер и дать им возможность самостоятельно работать за ним, речи нет. Надо показать детям возможности компьютера, поэтому мы играем в развивающие игры, ищем информацию и картинки в Интернете по теме занятия, смотрим мультфильмы, рисуем. Для детей провожу в доступной форме занятия по компьютерной грамотности, учитывая их психофизические возможности,  и мои дети не смотрят на компьютер как на диковинную вещь и всегда рады, если на занятиях используется компьютер.
При этом использование информационных технологий проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровье сберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10-15 минут. В течение занятий проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.  Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической и методической научной информации. При составлении тематических планов и сценариев мероприятий использую сайты, порталы: - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; «Дефектолог»; «Сеть творческих учителей»; «ИнфоУрок»; «Социальная сеть работников образования»; «Всероссийский интернет-педсовет»; Завуч-инфо; Педагогический университет «Первое сентября»; - и др. Какие выводы можно сделать, говоря о применении ИКТ в воспитательной работе коррекционной школы - интернат VIII вида. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с применением информационно-коммуникационных технологий заставляет воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиа образованности. В результате применения ИКТ в нашей школе значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей и воспитателей участия в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио. Каждый год мои воспитанники принимают участие в ряде областных, федеральных и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ.
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно-коммуникационных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. Применение компьютерных технологий позволяет мне: • наполнить занятия новым содержанием; • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность воспитанников; • формировать элементы информационной культуры; • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; • идти в ногу со временем.