ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (при решении задач)


Методическая разработка
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
Головина Е. ЮПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХУНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(при решении задач)
Современная система образования направлена на общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, формирование у них
универсальных учебных действий, которые предполагают развитие уме-
ния учиться, то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовер-
шенствованию. Решение задачи формирования универсальных учебных действий за-
ключается в подаче учебного материала не как системы знаний, а в виде
активной работы обучающихся над полученными знаниями.
Выделяют личностные, регулятивные, коммуникативные и познава-
тельные универсальные учебные действия. К личностным универсальным
учебным действиям относят жизненное, личностное, профессиональное
самоопределение. Регулятивные универсальные учебные действия отра-жают способность обучающегося строить учебно-познавательную дея-
тельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства,контроль, оценку). Коммуникативные универсальные действия развивают
коммуникативную деятельность обучающегося, самостоятельную органи-
зацию речевой деятельности в устной и письменной формах. Познава-
тельные универсальные учебные действия формируют систему способов
познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса по-
иска, исследования и совокупность операций по обработке, систематиза-
ции, обобщению и использованию полученной информации.
Применение модели в процессе преподнесения учебного материала,
работы обучающихся с моделью, предполагает построение модели с по-
мощью специальных знаков, изучение модели, экстраполяцию
Суть метода моделирования при решении задач состоит в упрощении
сюжета задачи, в сведении сюжета к последовательности формул, при-
меняемых при ее решении, что и является математическим анализом зада-
чи. Процесс решения задачи можно разбить на три этапа: построение мо-
дели решения задачи; выбор символики, необходимой для описания зада-
чи, и математический анализ, решение задачи на основании выбранной
модели; интерпретация результатов.
Метод моделирования в современной школе выступает как основа
развития таких познавательных универсальных учебных действий, как ло-
гические, включая кодирование и декодирование информации, системати-
зацию и структурирование знаний, перевод с устного языка на язык сим-
волов и знаков, формирование системного мышления, выработку вычис-
лительных навыков.
Применение метода моделирования позволит сформировать у обу-
чающихся умения: давать характеристики объектов по одному или не-
скольким признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять
общее и частное