Использование игровых технологий на уроках спецдисциплин


Статья «Использование игровых технологий на уроках специальных дисциплин».
Проблема активизации познавательной деятельности студентов всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей её решения педагоги осваивали различные методы обучения, нестандартные формы проведения занятий, деловые и дидактические игры.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения учащихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый студент может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия. Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация.
Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащихся, позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, независимо от результата, может оказаться не совсем таким, каким ожидался;
активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации, в т.ч. и на культурно-историческое наследие;
эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все;
наличие правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность её развития.
Учебная деятельность далека от реальной жизни и профессиональной деятельности. Зачастую это обуславливает формализм знаний, трудность их применения. Необходимость преодоления этих трудностей привела к необходимости усиления связи техники, производства, образования, науки, широкому использованию коллективных форм организации учебной деятельности, к которым и принадлежит деловая игра. Такой тип обучения реализует в себе следующие методологические принципы: единства содержания и формы, связи теории и практики, моделирования, системности.
Деловая игра отличается от многих других способов обучения. Учащийся чувствует свои силы и возможности, созданы условия его самореализации. Преподаватель должен привлекать ребят к подготовке игры, тогда они органично войдут в игру, будут активными её участниками. К основным принципам организации игры относятся: поддержание игровой атмосферы, отсутствие принуждения при вовлечении в игру, развитие игровой динамики, постепенное углубление содержания заданий.
В процессе проведения деловой игры педагог занимает в игре различные позиции: может быть центром игры - руководителем, выполнять функцию игрока, вообще не участвовать. В ходе игры для студентов предусматриваются различные роли и виды деятельности, что поможет каждому обучаемому выбрать для себя посильную деятельность. Профилирующей функцией игрового обучения является то, что каждый участник имеет возможность прочувствовать механизм коллективной деятельности, эта технология вызывает потребность совершенствовать коммуникативную и психологическую компетентность.
Структуру учебного процесса на основе игры можно представить в виде этапов:
1. создание проблемной ситуации;
2. ход игры;
3. обсуждение результатов игры.
4. подведение итогов игры.
В практике преподавания специальных дисциплин я использую различные виды организации игровой деятельности, где студенты выступают в роли рецензентов, эрудитов, консультантов, экспертов, бригадиров.
Эти роли распределяются заранее совместно со студентами, обсуждается круг вопросов, форма проведения, обучающие сами предлагают свои собственные дополнения. Играя, обучающие принимают различные решения в соответствии с заданной целью, часто и в конфликтной ситуации, что обучает правилам разрешения споров.
Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат в игре команды будет зависеть от всех участников. Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет сформировать у обучающихся:
умение находить пути решения, выработать общую точку зрения;
стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения;
профессиональные умения в общении, интересы, позиции, психологические качества.
Игровые занятия индивидуализируют процесс обучения, что даёт возможность каждому участнику демонстрировать свой собственный потенциал, при этом расширяется интерес к выбранной профессии, что позволяет наилучшим образом адаптироваться к ней в реальной практике. Опыт показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается высокая активизация деятельности учащихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.

Список литературы
1. Теория и методика обучения. Высшее образование. В. С. Кукушин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009.
2. Инновация в обучении: метафоры и модели. М. В. Кларин. Москва. «Наука». 1997.
3. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва. «Академия». 2009.
4. Перспективные школьные технологии. Г. Ю. Ксензова. Москва. «Педагогическое общество России». 2001.
5. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004.