Статья: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках спецдисциплин»


Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках спецдисциплин
М.Р. Бисенбаевапреподаватель спецдисциплин
Хромтауского горно-технического колледжа Актюбинской области
Казахстан

Одной из главных задач определенных стратегией «Казахстан - 2050» и стоящих перед системой образования и наукой республики, является воспитание культурной и образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания всего казахстанского общества.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в учебный процесс - одна из основных задач стоящих перед преподавателями всех учебных заведений нашей страны.
Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.
Перед преподавателями спецдисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. Ведь именно на уроках спецдисциплин реализуется основное направление процесса воспитания в колледже: формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, социально-активной личности.
Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.
Спецдисциплины - идеально укладывается в компьютерные технологии и активно используются в преподавании. Повышение эффективности обучения спец дисциплинам во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий. Используя информационные технологии при изучении спецдисциплин активизируется процесс обучения, формируются навыки работы с компьютером, экономится времени урока, появляется возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение, сокращается время на подготовку к уроку, создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования. Для подготовки к урокам спецдисциплин, используется программа Power Point.
Это достаточно распространенная и сравнительно легкая в освоении программа. Она проста в управлении, и не требует навыков программирования, для создания красочных, насыщенных и интересных уроков. Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов. Презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Презентации приобретают специфическое назначение на всех этапах урока при выполнении графических и практических работ.
Это помогает сократить время при проверке домашних заданий, повторении и закреплении старого и изложении нового материала, отвести больше времени на выполнение практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупредить многие графические ошибки, ускорить процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного графического исполнения работы.
Использование информационных технологий в учебном процессе обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.
Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение и рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире. Преподаватель является главным действующим лицом любых учебных преобразований, которые требуют от него повышения своего профессионального мастерства. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. «Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов».
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. В том числе:
открытие, утверждающие идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже использования методов и средств воспитания и обучения.
Эффективность внедрения инноваций зависит от целого ряда факторов: от особенностей предлагаемого новшества, от потенциала учебного заведения, от позиции и квалификации администрации и зачинателей инновационной работы. Главной преградой для внедрения инноваций служит качественное состояние, уровень профессионализма педагогического состава организации образования. Например, новые технологии обучения требуют от преподавателя (помимо от профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего. Как бы новации не вводились сегодня, призывая нас перейти к нетрадиционному уроку, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и студент.
Что бы не твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Преподаватель главное действующее лицо на любом уроке. Потому что он старше, за ним - знания, опыт, понимания и применения этих знаний. Преподаватель, в отличие от урокодателя, работает не перед близкой аудиторией, перед ним живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики. И это правильно и интересно для ищущего преподавателя.
Для преподавателей специальных дисциплин необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета. Для того чтобы преподаватели специальных дисциплин имели волю и желание к внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру возникает необходимость создания образовательной среды, насыщенной аппаратными и программными средствами информационно-коммуникационных технологий. Возможности этой среды должны использоваться преподавателями специальных дисциплин для развития у студентов информационной компетентности и информационной культуры, для собственного профессионального развития. Это важно, так как информационная компетентность обучаемых является одной из ключевых компетентностей, которые призвано формировать образовательное учреждение.
В настоящее время в нашем колледже ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, в частности преподавателей специальных дисциплин. Постепенно работа систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателем того факта, что эти технологии являются средством развития учащихся и его собственного профессионального развития. Использование современных технологий позволяет преподавателям, как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень ее образованности, его способности решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, и становится важной составляющей его профессионализма. Как преподаватели спецдисциплин мы не можем не задумываться над тем, что ожидает завтра наших сегодняшних студентов, и понимаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Студенты должны освоить новые жизненно необходимые навыки уже сегодня.
Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей - подготовки высококвалифицированного специалиста.
Литература
Стратегия Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия -2050»
Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование - М.: 2003- №5
Ж.К. Алибекова, Ж.С. Шакиржанов «Возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе образования»// Қазақстан кәсіпкері - Профессионал Казахстана 2011г. №10 (102) С.11-13.
Түйін
Берілген баяндамада ақпараттіқ -коммуникативті технологияны арнаулы пәндерді оқытуда тиімді пайдалану жолдары көрсетілген. Технология пайдалану әдістері, формалары білім беру процессін женілдетіп, жоғары нәтиже береді.
Summary
In given article is generalized experience on use information-communication technologies in education special -discipline and are made finding that dlongside with variety of technologies, the forms, methods, reseiving the education, information - communication technologies in education have allowed to obtain the effectively result.