«Использование интерактивных методов в работе логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7»
423600, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, г. Елабуга
ул. Тойминская, дом 2,тел.:8(85557) 7-85-94, 7-58-80.










«Использование интерактивных методов
в работе логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида».








Автор: Гимазова Люция Багзануровна
Предмет преподавания: Логопедия
Должность: Учитель – логопед
Адрес: Татарстан, г. Елабуга,
проспект Нефтяников, дом 14, квартира 49
E-mail: lucia1902@mail.ru
Домашний телефон 8(85557)3-61-54,
сот. 8-917-254-15-23




Елабуга, 2010


Использование интерактивных методов в работе логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Логопед в работе с умственно отсталыми детьми должен использовать разностороннее воздействие на личность ребёнка. Основными направлениями коррекционного воздействия при нарушениях речи являются:
1. Развитие личности и произвольной деятельности через:
а) формирование мотивации к учебной деятельности, произвольного поведения, умения подчиняться правилам, следовать инструкциям. Через формирование планирования, регуляции и контроля деятельности, развитие самооценки и представлений о системе оценок;
б) расширение общей осведомлённости детей с постепенным обобщением, классификацией и категоризацией усваиваемых знаний;
в) развитие умений общаться и сотрудничать в группе;
г) развитие эмоциональной сферы детей.
2. Формирование психических сфер осуществляется через:
а) развитие когнитивных процессов;
б) речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи);
в) двигательной сферы.
При нарушениях речи удобно использовать по характеру направленности каузальную (причинную) коррекцию, направленную на источники и причины отклонения.
По своему содержанию:
а) коррекцию познавательной сферы;
б) коррекцию личности;
в) коррекцию аффективно – волевых процессов;
г) коррекцию межличностных отношений.
Общими целями психокоррекционного воздействия являются:
1.Исследование проблемы и оказание помощи в её решении.
2.Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
3.Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений.
4.Обучение способам межличностного взаимодействия, для создания более эффективного и гармоничного общения с людьми.
5.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения комфорта и успеха.
Наиболее приемлемыми для детей младшего школьного возраста являются следующие психотерапевтические методы и приёмы:
1.Драматизация и ролевая игра;
2.Работа с фантазией из методов Гештальт групп;
3.Дыхательные и двигательные упражнения из методов телесной терапии;
4.Исследовательские, мобилизующие, экспериментальные оценочные темы из методов темоцентрированного взаимодействия (ТЦВ);
5.Методы и приёмы терапии искусством (рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия).
6.Методы и приёмы тренинга умений (оценка уверенности в себе, саморегуляция, релаксация, аутотренинг).
7.Методы игротерапии и психогимнастики.
При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические и клинические характеристики ребенка. Не рекомендуется проводить занятия с детьми с эписиндромом, с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными заболеваниями и легочной недостаточностью. Следует неукоснительно придерживаться следующих методических требований: 1.Выполнение упражнений ребенком. 2.Самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений. 3.Самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.
Занятия состоят из трех фаз: 1фаза снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарника и т. д.). 2фаза пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.). 3фаза заключительная, основной целью которой является закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на занятиях по устранению нарушений всех сторон речи с детьми младшего школьного возраста.

Тема: «Формирование представления о звуках». В мире звуков.
Психогимнастика. Упражнение «Тренируем эмоции».

Логопед: «Ребята, посмотрите на эти лица. (Детям показывают пиктограммы) Какие они разные! (дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорчённый, печальный, сердитый). Мимические упражнения. Нахмуриться как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, испугаться, как заяц, увидевший волка, улыбнуться, как хитрая лиса. А теперь, давайте улыбнемся, друг другу и начнём наше занятие».


Тема: «Знакомство со словом» Лес. Психогимнастика. Упражнение «На лесной поляне».

Логопед: «Ребята, представьте, что вы попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители всевозможные букашки, таракашки. (Звучит ритмичная, задорная музыка). Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда. (Имитация движений). Мы с вами немного поиграли, отдохнули, а теперь мы продолжим наше занятие.


Тема: «Слова-признаки» Овощи.
Психогимнастика. Упражнение «Овощи»

Логопед: «Ребята, представьте, что вы превратились в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи, туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Покажите овощи-«толстячки», овощи-«худышки». (Имитация движений). Вам тоже нужно подрасти, стать умными. А для этого нужно учиться в школе. Садимся за парты и продолжаем наше занятие.


Тема: »Знакомство с предложением». Фрукты.
Психогимнастика. Упражнение «Пробуем фрукты».

Логопед: «Ребята, представьте, что вы оказались в саду, где много яблок, груш, винограда и лимонов. Вы съели дольку лимона, покажите какой кислый он на вкус. Вы увидели много красных яблок и удивились. Нам хочется съесть яблоко, мы тянемся за ним, сорвали его и съели его. Ах, как сладко и вкусно! (Имитация движений). Вот с такими приятными эмоциями мы продолжим наше занятие».


Тема: »Звук [а] и буква А». Путешествие в страну звуков.
Психогимнастика. Упражнение «В саду».

Логопед: «Ребята, представьте, что вы оказались в саду, где много айвы, абрикосов, ананасов, апельсинов. Вы обрадовались, когда увидели их. Вы съели все фрукты, и вы довольны. Но вдруг у вас разболелись животы. ( Имитация движений). Мама дала вам таблетку, и всё прошло! Мы рады! (Имитация движений). А теперь, давайте пожелаем, друг другу здоровье и продолжим занятие».


Тема: »Звук [у] и буква У».
Психогимнастика по сказке Г.Х.Андерсена» Гадкий утёнок».

Логопед: « Вспомним сказку Г.Х.Андерсена» Гадкий утёнок. Покажите, каким неуклюжим был сначала гадкий утёнок? А потом он вырос, превратился в красивого белого лебедя. (Имитация движений). Он повзрослел, стал красивым и уверенным в себе».


Тема: »Звук [о] и буква О».
Психогимнастика »Путешествие по острову».
Логопед: «Представим, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Как мы удивились? На острове много гор, но одна из них самая высокая. Мы решили взобраться на неё. Нам тяжело подниматься, а ещё мы несём тяжёлые рюкзаки. Наконец мы добрались! Мы сбросили с себя рюкзаки и радуемся! (Имитация движений). Счастливые и довольные мы продолжаем наше занятие».


Тема: » Звук [п] и буква П» медвежонок Топ и Потап.
Психогимнастика «Дикие животные».


Логопед: «Покажите злого волка, трусливого зайчишку и хитрую лису. Представьте и покажите как сладко, закрыв глазки, спит медведь зимой в своей берлоге. Ну, вот наступила весна, медведь проснулся, потянулся и ему очень захотелось кушать. Он нашёл мёд и с удовольствием его поел. Ах, как вкусно! (Имитация движений)».


Тема: «Дифференциация звуков [б] и [п]». У нас в гостях Буратино.
Психогимнастика по сказке А.Н. Толстого» Буратино ».

Психогимнастика.
Логопед: « Ребята, давайте вспомним сказку про Буратино. Покажите, каким злым был Карабас-Барабас? А какой хитрой была Лиса-Алиса? Каким веселым был Буратино? И какой доброй была Мальвина? (Имитация движений).
Ребята, давайте покажем, какие мы добрые, хорошие и улыбнемся друг другу!
А теперь сядет тот, кто назовет слова со звуком [б] и [п]».



Тема: «Звук [т] и буква Т ».
Психогимнастика» История со щенком».

Включается запись (шум дождя).
Логопед: « Ребята, какие звуки вы услышали? Ответы детей.
Это шум дождя. Давайте представим щенка, который промок под этим дождём. Покажем, как ему холодно, как грустно. (Имитация движений). А теперь, улыбнемся, друг другу и пусть наша улыбка поднимет всем настроение».

Тема: «Звук [к] и буква К ».
Психогимнастика» Домашние животные».


Логопед: « Ребята, покажите сердитого козленка, походку утки, важного индюка и ласкового котёнка, который просит молочка». (Имитация движений).









Заголовок 1 Заголовок 415