Беседа с родителями Поговорим о родительском авторитете


Поговорим о родительском авторитете
Родители часто спрашивают: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.     Откуда же берётся родительский авторитет, как он формируется?Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд для родителей. В первую очередь, это поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение друг к другу, мнение родителей о родных и близких, коллегах.
Авторитет может быть организован в каждой семье, и это, как мне кажется, не очень трудное дело. Сегодня встречаются родители, которые стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой цели нужно стремиться.
Родителям, если дети послушны, живётся спокойнее, хотя такое послушание не сохраняется надолго. Авторитет, построенный на ложных принципах, помогает только короткое время, а даже если и сохранится, то ребёнок может вырасти послушным, но безвольным.
Самый страшный тип ложного авторитета – подавление. Он приносит вред, ничего не воспитывает, он только вырабатывает у детей желание подальше держаться от страшного родителя, вызывает детскую ложь и трусость, воспитывает в ребенке жестокость. И, как результат, вырастают никчёмные люди, которые в течение всей своей жизни мстят всем вокруг за «подавленное» детство. Стоит надеяться, что в условиях современной информационной свободы, представителей такого рода авторитета будет всё меньше.
Прямая противоположность авторитету подавления - авторитет обожания - очень опасный вид авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили маму и папу, а чтобы заслужить эту любовь, нужно постоянно показывать детям свою родительскую любовь. Добрые слова, бесконечные ласки , признания сыплются на детей в избыточном количестве. А если ребёнок не слушается, у него спрашивают: "Значит, ты меня не любишь?" Вокруг ребёнка море нежных чувств. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. С малых лет ребёнок начинает понимать, что людям можно подыгрывать. А так как он не может любить каждого вокруг, то подыгрывает им уже без всякой любви, с циническим расчётом. Ребёнок вырастает эгоистом. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Нет никакой пользы от авторитета родителей, которые изо всех сил стараются быть правильными, непогрешимыми в глазах детей. Так называемый авторитет поучения, резонёрства. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость, но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Постоянные нравоучения «предков» проходят почти бесследно в их сознании. В такой семье всегда мало улыбок и счастья.
Сложно назвать разумно организованной семьей и такой способ взаимоотношений в семье, когда родители предпочитают от детей держаться на расстоянии, изредка только выступают с авторитетом начальника. У папы или у мамы своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки, домработницы или предоставлены сами себе. Стоит сказать, что такие родители часто считают себя самыми заслуженными, самыми важными и показывают эту важность на каждом шагу, и своим детям тоже. Постепенно дети рядом с такими родителями тоже на каждом шагу повторяют: мой папа – начальник, моя мама - знаменитость. В этой атмосфере высокомерия родители отдаляются от остальных людей и от своих собственных детей.
Авторитет педантизма сегодня особенно распространён. В этом случае родители, конечно, больше обращают внимания на детей, но уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если папе не понравилась какая-нибудь музыка, он вообще запретит детям слушать её. В каждом движении ребёнка такие родители видят нарушение порядка и раздают новые законы и распоряжения. Жизнь ребёнка, его интересы проходят мимо, нет ничего, кроме своего начальствования в семье.
Иногда бывает, что ещё и дети не родились, а в семье уже договорённость: наши дети будут нашими друзьями. Авторитет дружбы, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семьи, а дети всё же остаются воспитанниками. Если родители вовремя не изменят свою воспитательную тактику, может начаться противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Ни о каком послушании не может быть и речи. Но ведь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
Детское послушание часто формируется уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они всё разрешают, они замечательные родители. Они боятся конфликтов, предпочитают, чтобы всё было благополучно. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Постепенно дети начинают просто командовать родителями, капризничают, требуют. А когда родители позволяют себе небольшое сопротивление, то уже поздно.
Авторитет необходим в семье, где думают о детях, но нужно отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственном правиле: создать послушание любыми способами. Не стоит впадать в крайности.
Важной составляющей родительского авторитета является ответственность. Ребёнок должен понимать, что ваша роль в семье для вас не развлечение, что вы отвечаете не только за себя, но и за него. Он должен понимать, что ему нужно ещё многому учиться, что он должен стать хорошим человеком, что родители отвечают за достижение этой цели, но не боятся этой ответственности. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений ребёнка. Роль отца или матери должна быть для ребёнка заслуживающим уважения делом. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются родители. Заслуги родителей в глазах детей должны быть заслугами перед обществом. Но родители должны учить детей видеть и заслуги других людей.
Корни вашего авторитета должны расти из вашей ответственности. И прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребёнок. Знать, с кем он дружит, во что играет, что читает, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе. Это всё хорошие родители должны знать всегда, предугадывать и предупреждать любые неприятности. Стараться добиваться, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах. Иногда лучше пригласить к себе товарищей сына, познакомиться с его родителями. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. Вот тогда осторожное и внимательное руководство приведёт к взаимному доверию. Ребёнок будет чувствовать вашу разумную заботу о нём, но в то же время он будет знать, что вы от него требуете.
     Родительская авторитетность - это знание своего ребёнка, внимание к нему, дело, которое ценно для ваших детей.
Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены правильные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, они понимают, что такое родительский авторитет, а значит, не нужно искать никаких иных формул и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.