Разработка урока русского языка Фонетика. Орфография. Состав слова 4 класс


Тема урока: Фонетика. Орфография. Состав слова
Цель: интеллектуальное развитие учащихся, воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.
Задачи:
- способствовать прочному усвоению учебного материала; способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников;
- развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
- способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Технология: игровая
Оформление доски: презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint; эпиграф:
Если я знаю, что знаю мало,
Я добьюсь того, чтобы знать больше.
Ленин
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
2. Минутка чистописания
Запишите букву, которая обозначает
глухой согласный, парный звуку [г]
первую букву алфавита
повторяющийся звук в слове «бобр»,
глухой согласный в слове «лупа»,
приставку в слове ушёл
- На каждую из этих букв у меня есть название города: Караганда, Астана, Боровое, Павлодар, Уральск.
- Посмотрите, как мы пишем название городов? Почему?
Примените это правила, записывая названия городов в алфавитном порядке
3. Работа по теме
- Посмотрите еще раз на буквы минутки чистописания
- На какие две группы их можно разделить?
- Чем согласные отличаются от гласных?
- Что вы знаете о гласных?
- Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
- Что вы знаете о согласных?
- Назовите парные согласные. Непарные звонкие согласные. Непарные глухие.
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Где нам пригодятся эти знания? (при выполнении звукового анализа слова.)
- Как называется наука, изучающая звуковой состав слова?
Выполните фонетический разбор слова «орфография»
- Что такое орфография?
- Почему буквы не всегда пишутся так, как произносятся?
Вывод: фонетика помогает нам определить звуки в слабой позиции, а орфография дает нам свод правил об их правописании.
- Какие правила орфографии вам известны?
- Я предлагаю поиграть в игру и закрепить некоторые из них.
(смотрим слайд)
4. Закрепление
1) Блиц-опрос
1.Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)
2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
3. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)
4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
5. Какой звук обозначает ь? (не обозначает звука)
6. Как звали братьев – монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
7. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)
8. Имена девочек с удвоенной согласной. (Анна, Алла, Инна)
9. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)
10. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
11. Что стоит посреди земли? (Буква м)
12. В каких словах сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к и т.д.)
13. Как можно превратить слово «мел» - в мелкое место? (Смягчить последний звук)
14. Что нужно сделать со звуком в слове «кость», чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Озвончить первый звук)
15. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя)
2) Игра «Ох уж эти заморочки!»
Задача: участники игры должны догадаться, в каком слове «заблудился» звук и поставить его на место. (По поднятию руки)
Неизвестно, как случилось,
Несколько звуков заблудилось;
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нём!
1.Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (Звери)
2.На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
3.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом)
4.На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (Лес)
5.Мама с бочками пошла (с дочками)
По дороге вдоль села.
6.Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки)
7.На болоте нет дорог…
Я по кошкам – скок да скок. (По кочкам)
8.На волке сметана, (на полке)
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
3) «Ералаш»
Это что за ералаш?
Тут из слов сварили кашу…
Посоветую я вам:
Всё расставить по местам!
Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий?
Задача: узнать слова.
Старужлин (журналист)
Кохуджин (художник)
Терапальпедов (преподаватель)
Алербина (балерина)
Цепрадов (продавец)
5. Итог урока
6. Д/З стр. 168 упр. 528, 529