Изучения самооценки старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях

Введение
Ранняя юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Но, вероятно, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого внимания, которое в течение многих лет уделялось вопросам самооценки. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. Это явилось причиной пристального внимания психологов к проблематике, связанной с самооценкой и отношением личности к себе. Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли работы А. В. Захаровой, В. П. Зинченко, А. И. Липкиной, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина и др. [12]. Что же касается западной психологии, то К. Рождерс занимался проблемой самооценки, а Э. Хилгард продолжил развитие этой темы в своих работах [11]. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчёт в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, в том числе и конфликтного [11].
Данной работа направлена на исследование связи самооценки с межличностными отношениями, а именно со стилями поведения в конфликтных ситуациях. Это проблема актуальна тем, что роль самооценки во взаимоотношениях личности (в том числе и конфликтных) с коллективом и окружающими людьми высока. Именно правильная оценка юношами и девушками своих личных достоинств и недостатков, достижений и упущений способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям, интенсифицирует столь необходимый для формирования личности обмен жизненным опытом с другими людьми [9]. Актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что современная жизнь в силу экономической нестабильности, в силу кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенность в будущем характеризуется повышенной конфликтной заряженностью. И ряд социологических исследований свидетельствуют об увеличении количества конфликтов в средних школах и о неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Уменьшение количества ненужных конфликтов будет способствовать оздоровлению социально-психологического климата ученического коллектива.
Изучение теоретического материала позволило нам сформулировать цель нашего исследования: влияет ли самооценка на стиль поведения старшеклассника в конфликтной ситуации.
Цель исследования определили его основные задачи:
провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;
изучить самооценку учащихся в ранней юности;
изучить стили поведения в конфликтных ситуациях;
экспериментально исследовать связь между самооценкой и стилем поведения в конфликтной ситуации в ранней юности.
Основные понятия, используемые в данной работе: ранняя юность, самооценка, личность старшеклассника, стили поведения в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость данного исследования состоит в изучении самооценки старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях в новых социально-психологических условиях, что может послужить основой для дальнейших исследований.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Характеристика ранней юности
Старший школьный возраст (от 15 до 18 лет) в психологии относится исследователями к периоду ранней юности. Самое характерное для старшеклассника – это неоднородность его социального положения. С одной стороны, его продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа (собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и др.), с другой стороны, перед ним стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов или социальная ситуация развития определяет особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Таким образом, ранняя юность выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью [13].
Каждому периоду, помимо социальной ситуации развития, соответствует определённая ведущая деятельность. В период ранней юности ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая направлена на подготовку к будущему. Юноша стоит на пороге взрослой жизни, и он должен сделать выбор дальнейшего пути. Теперь он рассматривают учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Старшеклассник интересуется, главным образом, теми предметами в школе, которые ему будут нужны в дальнейшем, его начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А. В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [7].
С ведущей деятельностью связано возникновение важнейших психических новообразований. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности юноши, являются не предпосылкой, а результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании юноши возникает на основе определённой, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, а к концу данного возраста [3].
Главное новообразование данного переходного периода, по Выготскому, - это то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого юноши. В связи с возникновением самосознания для юноши становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей» [5]. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Центральный психический процесс этого переходного возраста – развитие самосознания. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием юноши, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [5].
Ранняя юность – это возраст больших противоречий, наиболее выраженных внутренних и внешних личностных и межличностных конфликтов. Личностно-поведенческие противоречия у юношей и девушек выражаются не только в полярности чувств и эмоций, но и в противоречивости желаний и стремлений, в непоследовательности поведенческих реакций, в неустойчивости самооценки. Являясь признаком активного формирования личности, эти характерные черты старших школьников свидетельствуют о неустойчивости развивающейся личности, о том, что она находится на переходной стадии своего формирования [8].
Новообразованием ранней юности становится также самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник формирует жизненные планы - решает вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение) [7]. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения “пирамиды” ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов [5].
Самоопределение в этот период связано с выработкой мировоззрения - системы ясных, достойных убеждений, выражающих отношение человека к миру, его ценностные ориентации [7]. Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам. Старшеклассник начинает задумываться о смысле жизни, пытается осознать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целый процесс, имеющий определенное направление, определенный смысл [9].
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [5]. Ещё Э. Эриксон отмечал необходимость мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти своё место в мире человеческих отношений и не способствует её психическому здоровью [7].
Самоопределение связано также с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Старшеклассником осознаётся временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях [7].
Итак, нами были рассмотрены основные психологические особенности ранней юности. Социальная ситуация развития в этот период характеризуется переходным положением юноши: он прощается с миром детства и оказывается на пороге истинной взрослости. Акцент юноша делается на себя, на стремление понять своё Я. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Основное новообразование этого возраста - перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Среди других новообразований мы выделили самоопределение (профессиональное и личностное) - с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Также к новообразованиям относится чувство взрослости. Теперь на первый план для юноши выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.
Теоретические основы изучения самооценки старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях
Системообразующим ядром личности является самооценка, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта [9].
Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому [2].
Самооценку можно определить как впечатление или мнение человека о самом себе. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг; для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому, позитивная самооценка проявляется как позитивное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности [1].
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. [1].
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой [1, 14].
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида [1, 14].
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества [1, 14].
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер [1].
Самооценка рассматривается как эмоционально-оценочная составляющая общей установки человека по отношению к себе, т. е. как часть «Я-концепции». Термин «Я-концепция» появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного Я", оценки своего тела, внешности, поведения, способностей по каким - то усредненным, зачастую неясным и нереалистическим критериям. Это заставляет юношу болезненно переживать свои действительные и мнимые отклонения от подразумеваемой "нормы". С течением времени на первый план выступают социальные качества, в которых индивид видит потенциальные возможности своего будущего [8, 9].
В качестве первоисточников самооценок могут в период ранней юности выступать мнение родителей, суждения учителей, высказывания взрослых, сверстников, суждения, получаемые из произведения искусств и средств массовой информации, мнения, сложившиеся в собственном опыте. При осознании себя как личности, оценивании своих собственных действий и поступков большую пользу старшим школьникам оказывают данные самонаблюдения. Они, однако, не выступают, так сказать, «в чистом виде», а опосредуются общественным опытом, знаниями, полученными в непосредственном общении со значимыми людьми. Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, сверстниками. Верная самооценка высвечивает для человека перспективы развития его собственной личности. Заблуждения, преувеличения в оценках развития своих личностных качеств не дают возможности старшим школьникам продвигаться вперед в личностном развитии, порождая внутриличностные противоречия, а также межличностные конфликты [8]. Любой конфликт, независимо от причин его возникновения, является ситуацией повышенной опасности для сложившихся представлений человека о себе, для его идеального Я. Неадекватность представлений человека о себе, выражающаяся в идеализации себя или, наоборот, в недооценке своих реальных возможностей искажает восприятие конфликтной ситуации, оппонентов и стилей поведения в конфликте.
Существует пять основных стилей поведения в конфликте (способов реагирования): соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой старший школьник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна [6], позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов (табл. 1).
Табл. 1 Сетка Томаса-Килменна
Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить собственные интересы
Стиль соперничества
Стиль сотрудничества
Активные действия


Стиль компромисса



Стиль избегания
Стиль приспособления
Пассивные действия


Индивидуальные действия
Совместные действия


Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные.
Как показывает сетка, человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Такой человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
Избегание предполагает то, что человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегает разрешений конфликта.
Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что человек действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы, не может одержать верх, поскольку, например, другой человек обладает большей властью.
Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта, и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Стиль сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний.
В середине сетки находится стиль компромисса. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, люди сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Они делают это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения [6].
В современном обществе конфликты, возникающие у юношей, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения старшего школьника в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я. Ранний юношеский возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения [8, 9].
Много информации юноша получает о самом себе путём анализа ситуаций, в которых оказывается. Например, ситуация согласия, либо препятствий и конфликтов. Именно эти ситуации обнажают всё многообразие отношений, в которых находится старший школьник. Умение управлять конфликтами закономерно приводит школьника к чувству, что он влияет на ситуацию, а не она на него, и повышению самооценки [10].
Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит, поведение юноши в конфликтных ситуациях зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка старшего школьника регулирует и восприятие других людей, особенно в учебном процессе, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании. Так, у учащихся со средней самооценкой в конфликтах виноват как учитель так и ученик, при этом в конфликтах они ведут себя, как правило, довольно пассивно. У учащихся с завышенной самооценкой в конфликтах, как правило, виноват учитель. И для таких учащихся характерно сопротивление: их активная позиция в отстаивании своей точки зрения еще больше усугубляет конфликт с преподавателями. Высокая самооценка приводит к тому, что юноша переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Часто это проявляется в высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. Такие конфликты имеют тенденцию перерастать в конфронтацию между преподавателем и учеником, что негативным образом отражается на всем учебно-воспитательном процессе [4, 8, 9].
Что же касается учащихся с заниженной самооценкой, которые излишне строги к самим себе, то о таких школьниках можно сказать, что они недооценивают свои способности, у них нет уверенности в себе, в своих убеждениях. А это в свою очередь порождает самоунижение и застенчивость. Такие учащиеся, как правило, выбирают в конфликтных ситуациях такие способы реагирования, как избегание или приспособление. Т. е. они либо вообще боятся разобраться в сложившейся проблеме межличностных отношений из-за неуверенности в себе и боязни попасть впросак, либо, выбирая приспособление, не могут отстоять свою точку зрения и приносят в жертву собственные интересы ради других.
Итак, своё сознание и познание юноша обращает вовнутрь и учится понимать самого себя, правильно воспринимать и оценивать свои собственные качества личности и отношения. В этот период у старшеклассников происходит интенсивное развитие оценочных способностей. Совершая те или иные поступки, он постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами, юноша как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, юноша вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку [9]. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей [4]. Самооценка старшеклассника влияет на межличностные отношения, в том числе в конфликтных ситуациях. Завышенная самооценка приводит к тому, что юноша склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко выбирает тактику сопротивления. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, что выражается в выборе стратегии избегания и приспособления. И, наконец, средняя самооценка позволяет адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и прибегать к компромиссу и сотрудничеству.
Данное теоретическое предположение требует экспериментального исследования.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Сведения об испытуемых и использованные методики
Исследование проводилось в средней школе №2 города Таганрога в 2002 г. В исследовании принимали участие 36 учащихся 10-11 классов (из них 16 юношей и 20 девушек); возраст испытуемых 15-17 лет.
Для подтверждения гипотезы о том, что в старшем школьном возрасте самооценка связана с выбором стиля поведения в конфликтной ситуации, было проведено тестирование. В тестировании использовались следующие методики:
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (см. приложение I);
Тест «Определение уровня самооценки» (см. приложение II)
с дальнейшей математической обработкой и корреляционным анализом.
Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации изучался с помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса.
В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса лежат два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию и напористость, для которой характерен напор на защиту собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест «Определение уровня самооценки» направлен на исследование уровня самооценки - высокого, среднего или низкого. Каждому школьнику предлагался бланк методики, содержащий 32 утверждения и варианты ответов. Задача заключалась выборе того варианта ответа, который наиболее подходил испытуемому.
Выбор данных методик можно объяснить тем, что они позволяют исследовать ту гипотезу, которая была сформулирована выше. Уровень самооценки выявит тест «Самооценка», а преобладание того или иного стиля поведения в конфликтной ситуации отразится в результатах опросника Томаса.
2. 2. Результаты
В результате обработки опросника К.Томаса получены следующие результаты, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Стили поведения в конфликте
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособ-ление

Учащиеся в %
17
33
58
42
56

Среднее значение по шкале
3,8
5,9
7,1
5,9
7,2


Результаты, полученные по тесту «Самооценка», представлены в табл. 2.
Табл. 2. Уровень самооценки у старшеклассников
Уровень самооценки
Высокая
Средняя
Низкая

Учащиеся в %
6
42
53


Для выявления связи между уровнем самооценки и стилем реагирования в конфликтных ситуациях использовалась непараметрическая корреляция, которая выявляет, есть ли корреляция между выборками (+), либо она отсутствует (-). Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4. Корреляционная связь между уровнем самооценки и стилем поведения в конфликте.

Высокая
Средняя
Низкая

Соперничество
-
-
-

Сотрудничество
-
+
-

Компромисс
+
+
+

Избегание
-
-
+

Приспособление
-
-
+


Процентное соотношение уровней самооценки и стилей поведения в конфликтной ситуации представлено в табл. 4.
Табл. 4. Процентное соотношение уровней самооценки и стилей поведения в конфликтной ситуации

Высокая
Средняя
Низкая

Соперничество
0
27
5

Сотрудничество
0
57
21

Компромисс
100
68
51

Избегание
0
20
58

Приспособление
0
49
55


2.3. Анализ результатов
Из таблицы 1 видно, что наибольшее число респондентов (58%) склонны к приспособлению в конфликтных ситуациях, для которых характерен выход из конфликтных ситуаций путем взаимных уступок. Почти такой же процент испытуемых (56%) выбирает в подобных ситуациях приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого. Наименьшее количество испытуемых используют такие стили поведения, как соперничество (17%), когда участники предпочитают идти к разрешению конфликта своими собственными путями, и не очень заинтересованы в сотрудничестве друг с другом.
Как видно из таблицы 2, самая большая группа (53%) – это испытуемые с низкой самооценкой, средняя самооценка встречается у 42% респондентов, и лишь 6% - это старшеклассники с высокой самооценкой.
Корреляционный анализ показал, что у испытуемых с низкой самооценкой существует связь между их самооценкой и такими способами реагирования, как приспособление и избегание (как это было сформулировано в гипотезе). Но, помимо, этих стилей поведения, обнаружена связь также и с компромиссом, что в гипотезе не указывалось. Т. е. испытуемые с низкой самооценкой прибегают в ситуациях конфликта не только к избеганию подобных ситуаций и приспособлению к мнению другого, но и к компромиссным решениям, уступкам со стороны обеих конфликтующих позиций.
Обнаружена также связь средней самооценки с компромиссом и сотрудничеством, как и предполагалось. Испытуемые, действительно, чаще прибегают к компромиссным решениям и сотрудническим уступкам со стороны каждого из участников конфликта, не выбирая другие пути решения конфликтных ситуаций.
И, наконец, испытуемые с высокой самооценкой (их оказалось меньше всего) используют, вопреки гипотезе, компромисс, а не соперничество.
Необходимо отметить, что такой стиль поведения, как компромисс, характерен для всех уровней самооценки. К такому способу разрешения конфликта прибегает большая часть участвующих в исследовании старшеклассников.
Это что касается корреляционного анализа, который позволил выявить связи между самооценкой и способами реагирования в конфликтных ситуациях. Процентное соотношение выбора каждой группой испытуемых выбора того или иного способа можно проследить в таблице 4. Из этой таблицы видно, что все испытуемые с высокой самооценкой прибегают к компромиссу (100%). Испытуемые со средней самооценкой, как и показал корреляционный анализ, в большинстве своём выбрали компромисс и сотрудничество (68% и 57% соответственно). Но для большого процента (47%) старшеклассников, имеющих среднюю самооценку, характерно также и приспособление. Остальные стили реагирования выражены не так ярко (имеют меньший процент выбора). И 58% старшеклассники с низкой самооценкой предпочитают приспособление, а 57% – избегание. Высокий процент испытуемых (51%) используют компромисс для решения конфликтных вопросов. Слабее всего (5%) выражен у испытуемых с низкой самооценкой такой стиль поведения, как соперничество, что соответствует нашей гипотезе.
Таким образом, проведённое исследование позволило частично подтвердить нашу гипотезу. Итак, гипотеза относительно людей со средней самооценкой подтвердилась: старшеклассники выбрали компромисс и сотрудничество. Это говорит о том, что юноши и девушки со средней самооценкой способны реально оценить сложившуюся ситуацию и свое поведение в ней.
В ходе проделанной нами работы мы установили, что старшеклассники с низкой самооценкой прибегают чаще всего к приспособлению и избеганию конфликта. Низкая самооценка и связанная с ней недооценка благоприятных возможностей, которые представляет ситуация, порождают готовность довольствоваться малым, идти на "неразумные" компромиссы. Приспособление является еще одним важным способом реагирования в конфликте для старшеклассников с низкой самооценкой, т.к. неуверенность таких юношей и девушек в себе не позволяет четко представить ситуацию, вследствие чего им легко навязать другое видение конфликта. Признание собственных недостатков служит не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от действий (избегание конфликта). Мы определили, что большинство испытуемых с заниженной самооценкой прибегают также и к компромиссу в сложившейся конфликтной ситуации, хотя больший процент всё-таки предпочитает приспособление и избегание. Меньше всего испытуемых с низкой самооценкой, которые выбрали соперничество. Таким образом, наша гипотеза относительно старшеклассников с низкой самооценкой подтвердилась.
Что же касается гипотезы о старшеклассниках с высокой самооценкой, то исследование её не подтвердило. Вопреки нашей гипотезе, испытуемые с таким уровнем самооценки прибегают чаще всего к компромиссам, а не к соперничеству, как было предположено. Неподтверждение данной гипотезы может быть связано с тем, что такие старшеклассники (а их всего 6%) – это люди не с завышенной самооценкой, а с высоким самоуважением, считающие себя не хуже других, верят в себя и в то, что они могут преодолеть свои недостатки. Это старшеклассники не высокомерны, а уверенные в себе и готовые идти на компромисс.
Заключение
Ранняя юность – это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он такой, как он выглядит в глазах других [4]. Это возраст противоречий, которые свидетельствуют о том, что старшеклассник находится на переходной стадии своего формирования [9]. Эти противоречия проявляются как в эмоциональной неустойчивости, так и в неустойчивости самооценки юноши. Самооценка в данном возрасте выступает в качестве своеобразной точки отсчёта, ориентируясь на которую старшеклассник воспринимает и оценивает всё то, что происходит вокруг него [9]. Особенно это относится к межличностным отношениям, в том числе и конфликтным, потому что формирование самооценки происходит именно в процессе межличностного взаимодействия.
Этот аспект мы решили исследовать в данной работе, потому что самооценка является центральным образованием личности, которое влияет на взаимоотношения старшеклассника с окружающими его людьми. В данном исследовании мы попытались теоретически изучить уровни самооценки старшеклассников и их стили реагирования в конфликтных ситуациях, а также экспериментально исследовать связь между ними. В ходе теоретического изучения данной проблемы нами была выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что юноши с низкой самооценкой в конфликтах выбирают такие стили поведения, как избегание и приспособление, старшеклассники со средним уровнем самооценки предпочитают компромисс и сотрудничество, а высокая самооценка предполагает в конфликтах поведение по принципу сопротивления. Проведённое исследование показало, что действительно существует связь между уровнем самооценки и стилями поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях. Но необходимо отметить, что юношам с высокой самооценкой (хотя таких и немного), вопреки нашей гипотезе, не свойственен такой стиль реагирования, как сопротивление. Как большинство старшеклассников, они характеризуются нахождением компромиссных решений в сложившейся конфликтной ситуации.
Тот факт, что большинство участвующих в данном исследовании старшеклассников предпочитают компромисс в конфликтных ситуациях говорит о том, что уменьшение количества ненужных конфликтов будет способствовать оздоровлению социально-психологического климата ученического коллектива. Данное исследование может способствовать различным педагогическим исследованиям, которые касаются налаживания контакта учителя и учеников в процессе обучения, ведь, как известно, в формировании самооценки учащихся педагог играет не последнюю роль.
Таким образом, уровень самооценки определяет поведение старшеклассника, его отношения с людьми, в том числе и конфликтные, являясь предпосылкой к саморазвитию личности юноши.


Библиография
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1986
Большой толковый психологический словарь А. Ребер Т. 2.: Изд-во «Москва», 2000
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224 с.
Коломинский Я. Л. Познай самого себя: (Психологические беседы со старшеклассниками). – М.: 1981. – 143 с.
Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Конфликтология: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Кармина А. С. – СПб.: Издательство «Лань», 199. – 448 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е издание. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.
Миацаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.
Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. – М.: Прссвещение, 1990. – 191 с.
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. –М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 624 с. («Серия «Мастера психологии»)
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: ПитерКом, 1999 – 416 с.: (Серия «Мастера психологии»)
Формирование личности старшеклассника / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – Второе издание, дополненное и переработанное. – М.: Издательство «Совершенство», 1998. – 432 с. (Практическая психология в образовании)
Приложение I
Блан методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса
Фамилия_________________________
Имя_____________________________
Отчество_________________________
Возраст________ Пол____________

Выберете то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха
Приложение II
Бланк теста «Определение уровня самооценки»

Фамилия_________________________
Имя_____________________________
Отчество_________________________
Возраст________ Пол____________

Вам предполагаются утверждения. Вы должны дать свой ответ на них.
Варианты ответов:
очень часто
часто
иногда
редко
никогда
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Постоянно чувствую свою ответственность на работе.
Я беспокоюсь о своем будущем.
Меня многие ненавидят.
Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
Я часто допускаю ошибки.
Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
Я слишком скромен.
Моя жизнь бесполезна.
Многие неправильного мнения обо мне.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди ждут от меня очень много.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Я слегка смущаюсь.
Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
Я не чувствую себя в безопасности.
Я часто волнуюсь понапрасну
Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Я чувствую себя скованным.
Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Меня волнует мысль, как люди относятся ко мне.
Как жаль, что я не так общителен.
В спорах я высказываюсь лишь тогда, когда уверен в своей правоте.
Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.










13PAGE 15


13PAGE 142015




Заголовок 115