Творческая работа на тему: «Проблема насилия в семье (жестокого обращения с детьми).


Творческая работа
на тему: «Проблема насилия в семье (жестокого обращения с детьми).
Горе ломает людей, меняет их характер, психику, внешность, образ жизни. Даже взрослый, вполне состоявшийся человек не может перед ним устоять и остаться прежним. Трагедия в жизни ребенка - катастрофа всегда. Удастся ли ему выжить, не став моральным калекой - это вопрос времени, условий, неравнодушия и сочувствия окружающих. Хуже всего, что фатальные события в судьбе ребенка нередко происходят не по случайности, а из-за жестокости, недомыслия или преступного невмешательства тех, кто должен охранять его безопасность. Проблема насилия над детьми появилась не сейчас, но, по мнению специалистов, кризисы и девальвации сделали ее заметней. Есть такой закон соответствия - одно отражается в другом, поэтому если ненормальность и нестабильность - основная характеристика нашего общества, то стоит ли искать что-то отличное в мыслях наших сограждан? Страшно то, что нередко объектом эмоциональной, физической, даже сексуальной агрессии, становятся самые незащищенные. Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда... Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара... Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке. Социологические исследования, проведенные в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает все более изощренные формы. К сожалению, это явление распространено в нашем обществе значительно шире, чем принято считать. Результаты опросов показывают, что каждый 11-12-й сексуальный дебют у несовершеннолетних девушек - результат изнасилования. Не менее трех процентов учениц 7-9-ых классов пережили попытку изнасилования. Согласно данным других анонимных опросов, сексуальному насилию до достижения 18 лет подвергаются каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик. Актуальность проблемы встаёт со всей очевидностью, только потому, что насилие может быть совершено членами семьи в отношении детей и подростков. Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии организации внутрисемейной жизни. Когда опыт жизни подростка в семье связан с насилием, эти уроки отличаются жестокостью. По данным исследований, проводившихся не так давно в более 50% опрошенных подростков заявили о том, что знают одну или несколько ситуаций насилия в семьях знакомых. Насилие в семье – не абстрактное понятие для самих подростков. Примерный масштаб домашнего насилия в отношении подростков можно попытаться определить с помощью некоторых более общих исследований и полупрофессиональных опросов. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье; согласно опросу школьников, более 40 процентов опрошенных учащихся 8-11х классов признались, что они являются жертвами насилия в семье. Некоторые приблизительные цифры может предоставить и статистическая база данных по беспризорным детям. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм и домашнее насилие. Проведя социологический опрос ,среди жителей Балашихи, удалось выяснить следующее: по данным опроса, свыше 30% применяет телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А  тех кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14%.С одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяют в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считает их  недопустимыми .В данном исследовании прохожим был задан вопрос, что они предпримут, если окажутся свидетелями жестокого обращения с ребенком. Треть опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в  происходящее считая это внутренним делом семьи: по их мнению, родители лучше знают как поступать со своими детьми. Почти 70% постараются остановить насилие, вмешаются и постараются как-то помочь ребенку. Правда, только чуть более 14% конкретно представляют себе свои действия.
Возможно, проблема во многом бы прояснилась, если бы в России была открыта единая многоканальная горячая линия по примеру ряда стран, тогда все звонки на нее можно было бы аккумулировать. А по результатам реагирования на звонки увидеть более четкую картину. У нас в стране не развита система учета и перенаправления случаев жестокого обращения в семье, жестокого обращения с ребенком, пренебрежения его нуждами. Есть лишь сведения, которые приводит на основании открытых данных МВД и данных партнеров из США общественная организация «Врачи детям»:В 2008 году  России 1126,5 тыс.несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств, что составляет 4,8 случаев на 1.000 детского населения страны. В Санкт-Петербурге соответственно - 3.019 преступлений против несовершеннолетних, или 4,6 на 1.000 детского населения. Для сравнения, в 2007 году в США было зарегистрировано 3,2 млн. сообщений о предполагаемых случаях жестокого обращения, которые касались примерно 5,2 млн. детей. Из этих сообщений 61,7% подлежали последующему расследованию, из которых 25, 2% были подтверждены фактами. Таким образом, в США в 2007 году 794 тысячи детей стали жертвами насилия и пренебрежительного отношения, что составляет 10,6 случаев на 1.000 детского населения. При этом в США погибли 3.260 детей, что составляет 4,35 на 100.000 детского населения. В России в 2008 году этот показатель составил 1,914 несовершеннолетних, погибших от преступных посягательств, или 7,35 на 100.000 детского населения, что в 1,7 больше, чем в США. Это означает, что большая часть случаев жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей в России, не приводящих к гибели ребенка, остается без внимания соответствующих служб. Эти данные позволяют предположить, что частота случаев насилия над детьми в России пропорционально выше, чем в США, и составляет 18,0 на 1.000 детского населения, или 470 тысяч детей, ежегодно страдающих от пренебрежения и жестокого обращения. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы.
1 Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми: «Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии. «Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных. Пьянство порождает агрессию — ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения. «Неизбежность зла» — бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном — по официальным данным в странах СНГ в результате убийств или физического насилия ежегодно погибает более 3000 детей, это выше, чем в странах Европейского союза, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо. Этот факт еще более усугубляется тем, что в отличие от других стран, в России отсутствуют механизмы, в том числе и законодательные.
2. Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.(2)
3. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
4 Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился . т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Что такое сексуальное насилие над ребенком?
Но как считают эксперты, о таком виде насилия часто не сообщается из-за страха или ввиду каких-либо других причин. Сексуальное насилие - это такая форма насилия, при которой ребенка склоняют к генитальному, анальному или оральному видам контакта. Такие акты насилия могут быть, когда ребенок одет или неодет. К так называемым актам насилия над ребенком «без прикосновения» относятся проституция или детская порнография.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
повреждение областей половых органов;
заболевания, передающиеся половым путем; беременность.
Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка: ночные кошмары, страхи;
несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка; отчужденность проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение.(5)
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям .К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности .Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь .Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. (3)
Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.
В каком возрасте дети чаще подвергаются жестокому обращению?
Домашнему насилию подвергаются дети любого возраста. Данные исследования показывают, что некоторые факторы риска увеличивают вероятность насилия над детьми.
- возраст: 67% детей, которые подвергались насилию, были младше одного года, 80% младше трех лет.
- случаи насилия над ребенком в прошлом: по статистике 50% насилия повторяется. В 10% случаях насилия - смертельные исходы.
- насилию чаще подвергаются дети с различными нарушениями, расстройствами речи и метальными отклонениями, с врожденными аномалиями или хроническими, рецидивирующими заболеваниями.
- приемные или неродные дети чаще подвергаются насилию.
Кто обижает детей?
По данным статистики 77% обидчиков - родители ребенка, а 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком ( например, няни, неродные родители). Примерно 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком.(6)
Существует такая притча, «Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. Однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда сын не сдержит гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе сын научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать себя, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. Старик, помолчав, предложил всякий раз, когда сыну удастся сдержаться, выдергивать из столба по одному гвоздю.
И вот пришел день, когда юноша мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тот взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но сколько в столбе дыр?! Он никогда уже не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него на сердце остается такой же шрам, как на столбе. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется…»
Порой мы эгоистичны, не пытаясь понять ситуацию, не обдумывая свои поступки, мы обижаем собеседника случайно брошенным словом. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - писал Тютчев. Обидно, что и попыток таких теперь делается не много…
Не так давно я стала наблюдать за людьми. Грустные мысли лезут в голову! Только единицы тщательно обдумывают свои действия, поступки, не ранят зря, не обидят словом и даже, уходя от человека, к которому испытывают ненависть, стараются оставить приятные воспоминания о себе. Не причиняя лишних страданий. Такие люди достойны восхищения.
Только светлые и чистые мысли, искренние слова и добрые поступки изменят наш мир, сделают его чище и совершеннее. И все это зависит от нас. Каким бы не было наше будущее, мы вправе его изменить, но только в том случае, если мы приложим к этому массу усилий.
Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.
Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них. Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении. Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.
Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь словом и делом. И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.
Мое исследование показало, что насилие в семье - многогранная проблема. Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия - одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам. Тем не менее, в Российской Федерации принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка, и обязывающих защищать детей от насилия в семье. Однако мы выявили, что в России нет единого подхода к определению понятий "насилие" и «жестокое обращение»; зачастую люди относят к насилию лишь те случаи, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса. Законодательная база существует, но, зачастую, не «работает». Как показывает опыт, правоохранительные органы предпочитают не вмешиваться в то, что они называют «внутрисемейными выяснениями отношений», да и сами жертвы зачастую склонны скрывать факты насилия в своей семье. Это объясняется рядом причин: чувством стыда, моральной, материальной и физической зависимостью, непониманием опасности сложившейся ситуации, «нормой» отношений. Установлено, что любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Поэтому необходима система социальной профилактики семейного насилия. Основными элементами этой системы являются: законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы; службы помощи, профилактики и реабилитации; объекты участия; субъекты воздействия; программы профилактики и реабилитации; управление системой. Все эти элементы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение общих целей - предотвращение насилия над детьми, оказание помощи ребёнку и семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Литература:
«Агрессия». Бэрон Р., Ричардсон Д.СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
«Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сексуальное насилие» Дженни Мерфи (Jenny Murphy) Статья Российской арт-терапевтической ассоциации http://www.arttherapy.ru/articles/murphy.html
«За безопасность семьи. Методические материалы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса». Арзамас, 1999 г. http://dv.projectharmony.ru/chto/deti.html
Клинические и социальные характеристики лиц с органическим поражением головного мозга, совершивших половые правонарушения. Поздняков С. П., Жданов Ю. П., Бурелов Э. А..//Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике (клинико-катамнестический аспект). Сб. научных трудов. М.: ВНИИОСП им. В. П. Сербского, 1987, - с. 137-143.
Особенности семей детей с сексуализированным поведением http://www.up.permonline.ru/bibl/023.htm
Психолого-медико-социальный центр "ОЗОН" Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, А.Н. Михайлов
Сексуальные преступления. Антонян Ю. М., Ткаченко А. А. - М.: Амальтея, 1993. - 320 с.
Эксгибиционизм., Шостакович Б. В., Ткаченко А. А.. - Таганрог: Сфинкс. 1991. - 200 с.