Современная игровая среда и ее влияние на духовно-нравственное развитие личности дошкольника и младшего школьника.



Современная игровая среда и ее влияние на духовно-нравственное
развитие личности дошкольника и младшего школьника.
Прежде чем рассматривать вопрос современной игровой среды дошкольника разберемся: что же такое духовно-нравственное развитие личности? Духовно-нравственное развитие - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно - смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. А что же такое игра, и какое влияние на это развитие она оказывает? Вообще, у детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Она имеет упражняющую функцию и заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. Игрушка – это духовный образ идеальной жизни и мира. Она утверждает добро и устанавливает четкие границы между добром и злом, помогает справиться с детскими страхами. Мы часто задумываемся над тем, почему нынешние дети жестоки, агрессивны по отношению друг к другу, не похожи на детей нашего поколения, у них совсем другие ценностные ориентиры? Да потому, что нас окружало иное игровое пространство, наполненное добрыми недорогими игрушками, а отсутствие их побуждало нас изготовить их собственными руками. Я помню как мой брат, обладающий богатым воображением и творческими способностями, изготовил для детей всего двора модели машин из алюминиевой проволоки, движением которых можно было управлять при помощи удлиненной формы руля. Другие мальчишки пытались усовершенствовать их. Мы все были просто счастливы! А сколько времени мы проводили за конструктором, лепкой. Наше игровое пространство было заполнено конструкторской, творческой деятельностью, коллективными играми во дворе. У многих из нас еще сохранились игрушки «из детства» и мы не торопимся избавляться от них, так как с ними связаны самые добрые, светлые воспоминания детства. Наши русские игрушки легко воспринимались нами, так как несли в себе культуру нашего народа и воспитывали ее в нас. А как выглядит современная игровая среда? Ведь от того, какое игровое пространство окружает наших маленьких детей будет зависеть, какие они получат первоначальные понятия о добре и зле, какие яркие образы будут формировать морально-нравственные представления. Какое семя духовно-нравственного развития будет посеяно в их душе, и какие всходы и плоды оно даст в будущем.
А современная игровая среда представлена многообразием заполонивших полки детских магазинов игр и игрушек, большая часть которых не только не полезна, но даже очень вредна еще не сформированной психике ребенка. Каждая игрушка несет в себе определенную положительную или отрицательную информацию, прикрытую причудливой формой, яркими красками. Это и подкупает родителей при выборе игрушек для своего малыша. А психика ребенка не справляется с восприятием такого многообразия цвета и звука, запаха и прикосновения, искажаются представления о хорошем и плохом, добре и зле. В результате этого ребенок вырастает более не уверенным в себе. Современные игрушки вытесняют развивающие игры, которые способствуют развитию творческого потенциала ребенка, его духовному и нравственному росту, так как не предполагают единой модели игры с ним. Многие нынешние детские игрушки по сути своей таковыми не являются. Так как не служат мотивом для игры, не создают условия для развития, творчества. Я всегда сама покупаю своим детям игрушки и развивающие игры. И они действительно интересны им. Но есть у нас и другие игрушки, подаренные нам знакомыми. Среди них есть такие, которые вызывают восторг и радость лишь как сам факт подарка. И, спустя непродолжительное время, они оказываются забытыми в уголочке. С ними не интересно играть. Я стараюсь больше не давать их детям. А некоторые игрушки просто пугают детей. Так, моя дочь, увидев на прилавке магазина игрушку Человека-Паука, испугалась и не захотела в следующий раз заходить туда. А таких игрушек бесчисленное множество: Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтмен, Человек-машина, человек-чудовище. Человек-робот. Так игрушка может стать источником детских страхов и породить в душе ребенка образ монстров и чудовищ, «заразить» культурой западного мира. Она программирует ребенка, является транслятором духовного разрушения: одержимости, неврозов и т.д. В то время как она должна выполнять свою основную воспитательную задачу – учить добру, красоте, мудрости, чтобы не утратить в дальнейшем способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию. А как выглядят современные куклы-Барби? Ребенок изначально воспринимает ее как совершенную модель женщины, которой надо подражать. Она навязывает свой определенный образ жизни ( бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров) и мировоззрения. А подражательство является характерной возрастной особенностью дошкольного возраста. В то время как в этом возрасте кукла должна акцентировать внимание на чувствах заботы. А каким изобилием представлены настольные игры: «Завоеватели», всякого рода «Повелители» и т.д. Кроме как чувство гордыни и тщеславия такие игры воспитать не могут. А игры о деньгах, банках и т.д. поощряют страсть к наживе, деньгам. А игры для девочек, пропагандирующие наряды, косметику пропагандируют выставлять свое тело напоказ. Если бы эти игры были представлены образами героев русских сказок, картинами природы родного края, раскрывали культуру и традиции родной земли, то настольная игра выполняла бы еще одну свою важную роль – участие коллективной деятельности, а значит учила добру и правильному общению со сверстниками. А компьютерные игры, в которые начинают играть уже дети в дошкольном возрасте, просто пестрят насилием, агрессией. Дети абсолютно равнодушно убивают, взрывают все, что становится им на пути, в том числе и человека. А каком милосердии и любви к ближнему может идти в данном случае речь? Очень мало игр с добрыми персонажами из детских сказок и мультфильмов, которые учат добру, сопереживанию и помощи близким. Кроме того, эти игры с раннего возраста втягивают ребенка в компьютерную зависимость, вместо того. Чтобы больше времени проводить на свежем воздухе и играть в групповые игры. Таким образом утрачивается способность к общению, умению играть по правилам.
И так, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Современная игровая среда с ее многообразием игрушек не воспитывает детей в культурных традициях русского народа, насаждает стремление ко злу, насилию ненависти распущенности. Культивирует меркантильность, преувеличивая отношение к деньгам. Ориентирует на западные ценности с ее агрессией и криминальностью. Ребенок с детства привыкает к мотивам смерти, гибели всего живого на земле, экологической катастрофе. Наблюдается тенденция к раннему приобщению к интимной стороне жизни взрослых, причиной которой являются куклы с ярко-выраженными половыми органами. А игрушка, как своего рода пропаганда иных ценностей, может причинить вред физическому, психическому и нравственно-духовному развитию ребенка.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 г. Светлого
Калининградской области
Завада Ольга Анатольевна