сообщение на родительском собрании Подготовка ребёнка к школе.


МОУ ЛСОШ №2
с углубленным изучением
отдельных предметов
Зацепиной О. В.
Сообщение на тему: «Подготовка ребёнка к школе».
Часто родители спрашивают, как готовить ребёнка к школе. Давайте сначала уточним, что входит в понятие «готовность к школьному обучению». Под такой готовностью нельзя понимать умение ребёнка читать, считать и писать. Подготовка к школе – это физическая, психологическая, нравственная, мыслительная готовность ребёнка к обучению. Именно о такой подготовке я немного и расскажу.
В школе ребёнку длительное время придётся заниматься одним и тем же делом: на уроке письма – писать, на уроке математики – считать и т. д. Конечно же, в ходе урока проводится несколько физ. пауз, однако в ребёнке нужно воспитывать усидчивость. Очень хорошо развивают усидчивость различные настольные игры, в которых можно изготовить что-то самостоятельно. Например, пазлы, игра в «Конструктор», который ещё учит преодолевать трудности. Ведь, если ребёнок хочет собрать машину, как на рисунке, ему надо подобрать подходящие детали, правильно их соединить, добиться, чтобы игрушка была прочной, двигалась. Не спешите помочь. Настойчивость в достижении цели пригодится и в школе. Но если вы видите, что ребёнок при всём желании не может добиться результата, устал и собирается бросить работу, помогите ему, подскажите, какие детали лучше использовать, чтобы начатое дело довести до конца.
Теперь дам несколько советов о том, как научить ребёнка сосредоточенно и внимательно слушать. Для этого необходимо правильно развивать его слух. Разговаривайте с ребёнком спокойно, членораздельно и не слишком громко, но и не слишком тихо, т. к. такая речь быстро утомляет детей. В повседневной жизни есть большие возможности для развития слуха. Если вы идёте по лесу, - послушайте шелест листвы, пение птиц, хруст снега и т. д. Хорошо развивает слух игра «Эхо». Предложите ребёнку встать к вам спиной, а сами отойдите в противоположный конец комнаты и произнесите тихо и отчётливо знакомые ребёнку слова. Потом попросите его их повторить. Развивает слух ребёнка и игра «Угадай, на чём играют?» Где ребёнку с закрытыми глазами предлагают послушать различные звуки и угадать, на чём играют: на барабане или просто постукивают чайной ложечкой о стакан и т. д. Постепенно можно научить детей длительно и сосредоточенно слушать. Вначале читайте и рассказывайте детям короткие рассказы и сказки, затем можно перейти и к более объёмным художественным произведениям. Очень важно выяснить, как ребёнок понимает прочитанное. Задайте малышу несколько вопросов, предложите пересказать услышанное. Если ребёнок затрудняется это сделать, значит, он ещё не научился слушать. Прочитайте тогда сказку ещё раз, рассмотрите картинки, вспомните действия основных героев – это поможет ребёнку лучше усвоить содержание.
В школе большая нагрузка ложится на органы зрения. Поэтому ещё в дошкольном возрасте необходимо учить ребёнка не просто смотреть, но и видеть, а это не одно и то же. Предложите вашему малышу закрыть глаза и рассказать, какие вещи стоят в комнате. Не все дети смогут это сделать, хотя бывают в комнате ежедневно. Старайтесь развивать у ребёнка наблюдательность. Сделать это поможет опять же игра. Можно рассыпать несколько мелких игрушек, предложить посмотреть на них в течение 1 мин., а затем, накрыв их чем-то, попросить ребёнка назвать все предметы. Неплохо развивает внимание и наблюдательность рассматривание картинок. Как только ребёнок рассмотрит картинку, уберите её и предложите перечислить всё изображённое на ней или составить по ней рассказ. Развивается наблюдательность и во время прогулок. Вот прилетело 2 птички – и вы просите малыша: «Посмотри, похожи птички или нет? Сравни, какого цвета у них грудки и головки».
Теперь расскажу о развитии у ребёнка мышления, речи, любознательности. Очень важно, чтобы ребёнок хорошо понимал чужую речь и сам владел речью. Для этого взрослые сами должны чётко и правильно говорить. Почаще беседуйте с ребёнком, спрашивайте его о том, как прошёл день в садике, что узнал нового. Придя в овощной магазин, расскажите сами где и как вырастили овощи, как они попали на прилавок. Или понаблюдайте за движением транспорта, обратите внимание на правила движения. Ведь всё это ещё и пригодится будущему школьнику. Часто дети сами обращаются к взрослым с бесконечными вопросами. Любознательность – ценное свойство детей и взрослые должны его поддержать. Ведь от того, какие ответы они получат, во многом зависит их умственное развитие. К сожалению, не все родители понимают это. Часто они говорят ребёнку: «Займись своими делами», «Не мешай», «Мне некогда». А ведь совсем нетрудно, не отрываясь от дела, удовлетворить детскую любознательность. Всегда ли надо отвечать на детские вопросы? По возможности да, но в доступной для детей форме. Речь ребёнка и его сознание развивается и совершенствуется в значительной степени под влиянием художественной литературы. Дети любят слушать знакомые произведения, каждый раз заново переживают поступки героев и это оставляет глубокий след в их сознании, учит детей быть отзывчивыми, чуткими, нетерпимыми ко злу.
Вот, пожалуй, те несколько несложных советов, которые помогут вам в подготовке вашего малыша к школе. Готовьте ребёнка настойчиво, умно , соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.