Статья «Использование здоровье сберегающих технологий в современной школе»


Использование здоровье сберегающих технологий в современной школе
Учитель английского языка ГБОУ Гимназии №1538 Яковлева М.А.
«Здоровьесберегающие технологии? Это когда руки к плечам и начали движения, отвлеклись на минуту от урока?» - так многие зрелые люди интерпретирую данную систему, вспоминая свои школьные годы. Но ведь это понятие гораздо шире и поздразумевает целый комплекс мер по охране здоровья школьников. На конкретных примерах я хотела бы рассмотреть разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности и показать интересные «физкульт-минутки-оживлялки», которые немного взбодрят учеников, или, наоборот, успокоят и способствуют эмоциональной стабильности.
Цель работы показать разнообразие содержания работы школы по здоровьесбережению учащихся
Задачи
-описать применение здоровьесберегающих технологий;
-показать, что тренируют и задействуют различные физические упражнения;
-привести примеры комплексов физкульт-минуток на уроках.
«Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)» (Петров О.В.) Как мы видим, система затрагивает все сферы – интеллектуальную, эмоциональную, духовную, ведь все они тесно связаны и мы часто можем наблюдать возникновение той или иной болезни вследствие психологических или эмоциональных факторов (психосоматика). Таким образом можно утверждать, что создание благоприятного фона на уроке, сохранение психологической комфортности является обязательной частью здоровьесберегающей системы.
Итак, я хотела бы отметить, что относится к здоровьесберегающим технологиям, о чём ещё, кроме наполнения урока, мы не должны забывать – содержание здоровьесберегающей деятельности. На данном этапе нет цели перечислять все виды, укажу лишь на некоторые из них.
-Проветривание помещений. Желательно проводить на каждой перемене при отсутствии детей;
-Конструктивная форма домашнего задания. То есть размер домашнего задания должен соответствовать индивидуально-возрастным нормам, не перегружать информацией. Задания желательно дифференциировать так, чтобы ученики чувствовали свой успех, важно поощрять любознательность обучающихся, выходя за рамки требований программы при подготовке школьных заданий. Кроме того, современные системы позволяют использовать альтернативные методы подготовки – проектные и исследовательские работы, которые затем можно обсудить, показать одноклассникам и родителям; использование информационного пространства, позволяющего каждому ученику выполнять интересные задания в собственном темпе, а учителю затем оценить (learning). Ученики также могут выполнять что-то в материлизованной форме (например если тема на уроке иностранного языка время- изготовить циферблат часов). Тем самым они особенно ощущают свою значимость и видят применение предмета; Создание и сохранение психологического фона и эмоциональной стабильности, о чём говорилось выше. Для регуляции самоконтроля можно использовать упражнение «Светофор». «Светофор» заключается в том, что ребенок после выполнения любой проверочной работы оценивает не столько правильность выполнения задания, сколько собственное эмоциональное состояние после урока. Если ребенок рисует после выполнения работы зеленый кружок, то он показывает учителю, что успешен (выполнение задания не вызвало затруднений, ученик уверен, что правильно все выполнил). Желтый «сигнал» после работы указывает на неуверенность ученика в своих силах. Если «сигнал» красный, значит, ученик уверен в том, что не выполнил верно задания, возможно, не понял, как их выполнять, ребёнок покидает урок с тяжелым внутренним ощущением. В последних двух случаях учитель обязан проговорить все ошибки таких учеников на дополнительных консультациях или во время следующего урока, постараться вселить в ребят чувство уверенности, дав им возможность снова попробовать свои силы в заданиях проверочной работы.
Проведение физкульт-минуток на уроках
Это самый объёмный раздел данной статьи, где я хотела бы привести примеры успешного интегрирования физкульт-минуток в урок, «комплексов-оживлялок», а также зарядок на английском языке.
«Комплексы-оживлялки»
ͻ Язык-колечко
Упражнение направлено на профилактику заболевания горла, кроме того, улучшает артикуляцию. Упражнение делается беззвучно и с закрытым ртом, с постепенным увеличением темпа. С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка и сделайте «колечко». Легче, быстрее, ещё быстрее (10-15 секунд).
ͻ Разотри мочки
Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).
ͻ Потяни за уши
На уроке, тема которого слуховой анализатор отмечаем, что наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека.
Ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Поэтому скажите спасибо своим родителям, если они таскали вас в детстве за уши. Сейчас никто не таскает, может, поэтому здоровье неважное. Нужно самим исправить эту несправедливость. Начинаем.
Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, остальные пальцы впереди сжимаем в кулачок.
Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, с каждым разом усиливая тягу на счет четыре.
Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь. Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся.
Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке.
Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки.
Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их (ладони, не уши). И ещё пару раз: присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.
ͻ «Колпачная зарядка»
Эта зарядка выполняется стоя, все движения делаются руками и без слов - говорит только учитель. Он произносит следующую фразу : «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак». При этом когда произносится слово «колпак», указывают рукой на голову, «мой» - на грудь, «треугольный» - рисуется в воздухе треугольник. При каждом следующем произнесении учитель перестаёт показывать на себе один предмет (ученики показывают). В конце концов учитель только произносит фразу, а ученики всё показывают. Когда темп ускоряется, ученики оживляются и хотят сделать ещё быстрей.
ͻ «Улыбка»
Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать «сы-ы-ы-р!», а потом надавить на «хохотальную» точку (она на кончике носа) и произнести «хохотальные» звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее....
ͻ «Недовольный гусь»
Вытяните вперед, как можно дальше подбородок, а плечи отведите назад так, чтобы лопатки отодвинулись. Прямые руки сзади соединены в замок. Постарайтесь нижней губой достать до носа.
3. Правая рука производит круговые движения в кисти и локте («швейная машинка»), левая рука выполняет мелкие движения, характерные для работы с иглой. Затем движения меняются.
2)Упражнения, направленные на тренировку памяти.
ͻ 2 прихлопа
Иногда включить физминутку в урок довольно сложно: тема урока серьезная, детей нельзя отвлекать от учебной работы. Но отдых и смена деятельности необходимы. В таком случае можно использовать дидактические игры. Они соединяют в себе учебный материал урока и элемент игры. Дети смогут отдохнуть, не отвлекаясь от темы урока.
Приведем пример такой игры. Представьте, что вы на уроке русского языка. Тема урока: «Звуки и буквы». На определенном этапе урока мы играем в игру: если учитель называет гласный звук – вы делаете приседание, если согласный звук – вы хлопаете в ладоши. Можно менять содержание и условия игры в зависимости от предмета и темы урока.
Данная зарядка тренирует также мелкую моторику рук.
ͻ Что я нарисовал?
Ученики берут карточки из бумаги размера А6 и рисуют на них любую геометрическую фигуру .Затем складывают эти листики пополам, еще раз пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. После этого учащиеся меняются листиками с соседом, разворачивают их и называют, что он нарисовал?
Далее необходимо узнать у одного из участников мастер-класса, что нарисовал его сосед? Попросить нарисовать движением глаз на стене перед собой то, что нарисовано на бумаге, а после проделать то же самое со своим рисунком.
Если это урок информатики, то таким образом можно наглядно показать, какой процесс был выполнен с информацией (передача, получение, хранение). Если проходит урок иностранного языка, можно попросить написать слово пройденной темы на иностранном языке, а другой ученик должен будет перевести слово.
ͻ «Алфавит»
На любую букву алфавита напишите или произнесите вслух от 10 до 20 слов, нумеруя каждое из них (например: 1 - яблоко, 2 - груша и т.д.). Хорошо проводить на уроке иностранного языка.
ͻ Насколько ты знаешь соседа?
Дети садятся друг к другу спиной и письменно отвечают на вопросы. А затем взаимно проверяют правильность ответов.
Вопросы к игре.
1.Цвет глаз соседа.
2.Цвет бровей соседа.
3.Есть ли родинки на лице. Если есть, то где находятся.
4.Есть ли цепочка на шее.
5.Какого цвета одежда?
6.Есть ли часы? На какой руке, если есть?
7.Какая обувь?
Вопросы могут варьироваться в зависимости от ситуации и особенностей учащихся. Тренирует порядок слов, если это урок иностранного языка.
3)Упражнения, направленные на стимуляцию деятельности нервной системы и тренировку зрительного анализатора
ͻ «Цветные сны»
После напряженной работы учащиеся в положении сидя закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и спрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
ͻ «Вверх ногами» усиливает работу мозговых структур.
Перевернуть текст «вверх ногами» и читать его вслух. Через некоторое время возрастает скорость чтения обычного текста.
4)Физкульт-минутки на уроках английского языка
ͻSimon Says направлена на двигательную активность, тренировку памяти.Смысл игры в том, что учитель называет различные команды для выполнения. Но! Ученики должны их выполнять, если перед этим произносится фраза «Simon says».Выполняется в быстром темпе, кто неправильно выполнил, садится на место. Примеры команд: Touch your head, touch your right ear, jump like a frog, rise your left hand and etc..ͻПантомима
Всем известную игру можно переложить на урок иностранного языка. Один ученик без слов показывает предмет или действие, другие ученики отгадывают. При прохождении например Present Continious взять ограниченный набор действий, одно из которых показывается. Вопросы-отгадки должны задаваться с правильным порядком слов и верной грамматикой, иначе вопрос не засчитыватся.
ͻРабота в группах Можно построить таким образом, чтобы ученики перемещались по классу, тем самым обеспечивая двигательную активность и разминку. Этому помогает разбивка детей на группы, после чего они пересаживаются по своим группам и работают на местах. Работа с текстом предполагает также перемещение. Допустим, разложить 4 разных текста или частей одного, дать задания к тексту, и каждая группа должна будет выполнить каждое задание. Тексты не переносятся – перемещаются группы.
В результате правильно и грамотно организованной работы по реализации здоровьесберегающих технологий, у ребенка формируются не только знания, умения и навыки по различным предметам, но и мотивация для обучения, ведь, по словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Проведение физкультминутки на уроке немецкого языка преподавателем физкультуры из Германии