Статья Формирование познавательных процессов умственно- отсталых младших школьников


Статья для выступления на методическом объединении
На тему: «Формированию познавательных процессов умственно-отсталых младших школьников»
Цель: Показать коррекционно-педагогическую работу по формированию познавательных процессов умственно-отсталых младших школьников на основе индивидуально-дифференцированного подхода
Актуальность Проблема дифференцированного обучения не только педагогическая проблема, но и социальная, так как от нее зависит дальнейшая судьба ребенка. Актуальность этой проблемы очевидна. Именно социальная значимость, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность вызвали к жизни и актуализировали проблему. Разноуровневость — реальность современной школы, так как всегда были, есть и будут учащиеся, успешно справляющиеся с программой и те, которые испытывают затруднения в учебе.
Цель исследования. Организация коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных процессов умственно отсталых школьников на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Задачи.1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать сформированность познавательных процессов умственно отсталых младших школьников.
3. Разработать коррекционные приемы по формированию познавательных процессов умственно отсталых детей на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
4. Проанализировать результаты коррекционно- педагогической работы по формированию познавательных процессов умственно отсталых младших школьников на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Гипотеза. Организация коррекционно-педагогической работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода способствует формированию познавательных процессов умственно отсталых младших школьников
Учет особенностей детей с умственной отсталостью при организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении
Физические и моторные особенности.
Уровень работоспособности
Уровень психического развития.
Уровень развития интеллекта
Уровень развития речи.
Восприятие имеет замедленный темп.
Внимание неустойчиво.
Память. Слабо развита опосредованная и смысловая память.
.Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра)
Главной задачей процесса обучения и воспитания является максимальная коррекция недостатков, а основной целью — социализация, которая последовательно решается в рамках следующих задач:
1) формирование положительных личностных качеств;
2) повышение регулирующей роли интеллекта в поведении.
Осуществление дифференциации в коррекционно-развивающем обучении требует:
изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
определение критериев деления учащихся на группы;
умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.
Критерии дифференциации
1.Уровень интеллектуального развития учащегося – произвольность познавательной деятельности, уровень развития внимания; памяти, мышления.
Уровень его обучаемости – восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
а) принятие инструкции;
б) планирование собственной деятельности;
в) уровень оказываемой помощи;
г) способность к переносу усвоенного способа действий на аналогичное задание.
Уровень его обученности – достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.
Диаграмма. Проработав первое полугодие с детьми в 1 классе, я попыталась дать (условно) педагогическую оценку каждому ученику: 3 ученика усваивают программу ниже слабого уровня (два из них обучаются пробно, один до школы не посещал дошкольного учреждения), один слабо (по двум предметам), 4 – хорошо, 2 – выше среднего уровня. В результате этой оценки класс разделился на 3 группы (слабая – 3 группа, средняя – 2 группа, сильная – 1 группаОсновной принцип организации учебно-воспитательной работы в специальных учреждениях для детей с недостатками развития – принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие, имеет важное значение при обучении умственно отсталого школьника. Таким образом, коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным
Фрагмент урока. Приведу пример урока, доказывающий мысль о совместной работе на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Урок математики, тема «Числовой ряд в пределе 6» (1 класс). Устный счет, игра «Лото». Обучающая цель: закрепление числового ряда в пределе 6 и порядкового счета. Коррекционная цель; развитие слухового восприятия, работа над формированием объема памяти, составление и соотнесение числа с рисунком. Развитие тактильных ощущений, пространственной ориентировки. Детям раздаются разные полоски в соответствии с группой.
1 группа – полоска, разделенная на 6 квадратиков
,2 группа-полоска с пронумерованными квадратами
123456
группа – полоска, с уложенными на ней фишками и фишки.
123456
У первой группы не определено порядковое место на полоске, у второй группы – определено порядковое место, 3 группа должна составить аналогичный рисунок с готового образца. Подавая различные шумовые сигналы (удары в бубен, прохлопывание, протопывание ), учитель просит определить фишку и ее место на полосе. На уроках русского языка также использую любую возможность для развития мышления детей с ОВЗ. Например, тема «Мягкий знак в конце слова» 2 класс. Коррекционная цель: расширять и активизировать словарь детей, развивать логическое мышление, внимание. Перед выполнением задания дети заочно путешествуют в зимний лес, где покормили птиц. Ставлю проблемный вопрос: какие птицы прилетели на нашу кормушку? (выставляю картинки: снегирь, синица, голубь, дятел, лебедь, лось). Необходимо написать название птиц, которые посетили кормушку, выделить мягкие согласные. Работа идет по группам:
1 группа – самостоятельная работа, выделить мягкие согласные в конце слова.
2 группа – назвать птиц, которые прилетят на кормушку, два слова у доски, остальные самостоятельно.
3 группа – карточки с готовыми словами: снегирь, синица, голубь, дятел
На уроках письма работа проходит работа с разнообразными видами деформированного текста, что также играет роль в коррекции речи умственно отсталого ребенка. Так, тема «Предлоги», даются деформированные предложения. Задание: составить предложение из данных слов.
Над, пролетел, городом, вертолет.
Я, товарищу, о, рассказал, фильме, новом.
Под, залез, корзину, ежик.
Работа идет по группам:
1 группа – составить предложение, подчеркнуть предлоги, найти слова на знакомые правила.
2 группа – составить предложение, подчеркнуть предлоги.
3 группа – готовые предложения списать, подчеркнуть предлоги.
На уроках письма провожу творческие работы. Например, изложение по картине «Дети в лесу». Цель: закрепить звонкие и глухие согласные. Рассматриваем картину по вопросам: Какое было время года? Кто пошел в лес? Кого увидели ребята? Основные необходимые слова для написания рассказа есть в формулировке вопросов, которые записаны на доске. Попутно составляется схема по каждому предложению. После устного составления рассказа, неоднократного его повторения, дети приступают к творческой работе. Задание получают дифференцированно.
1 группа – опираясь на вопросы и схемы предложений составить рассказ, выделяя звонкие и глухие согласные и подбирают к ним пару.
2 группа – по вопросам и схемам предложений и картинкам к каждому предложению составить рассказ.
!Была _ ___ _________.
!Дети _____ в ______.
!Там ______ ______ ______ и ______.
(картинки: весна в лесу, дети в лесу, заяц и еж). Подчеркнуть звонкие и глухие согласные, подобрать пару.
3 группа – дан деформированный текст, согласно опорам записать предложения, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
Таким образом, видим, что коррекционная работа идет параллельно с учебной деятельностью и на том материале, который дает программа. Работая над темой «Коррекционная работа на уроке в коррекционной школе на основе индивидуально-дифференцированного подхода» в классе достигнуты определенные результаты в учебной деятельности. Так, сравнивая медико-психолого-педагогическую характеристику за 1, 4 классов (разделы «Педагогика» можно сделать вывод, что по индивидуальной программе ученики 4 класса не занимаются /перешли в разряд групповой работы/. На «4» и «5» закончили четверть 5 человек /50%/. Из них 2 человека имеют всего одну «4». С «3» подошли к концу четверти 4 человека, из них 3 человека имеют только по одной «3»..
1 группа 2 группа 3 группа Индивидуальная программа
2010-2012г. 2013-2014г. 2010-2012г. 2013-2014г. 2010-2012г 2013-2014г. 2010-2012г 2013-2014г.
2 уч. 5 уч. 4 уч. 4 уч3 уч. 1 уч. 1 уч. -
Таблица наглядно показывает движение детей по группам. Процент качества усвоения программного материала вырос с 20% до 50%.
Все эти выводы говорят, что направление в работе выбрано верно. Своим опытом работы по данной проблеме делилась с педагогами через методические объединения учителей, педагогические советы, открытые уроки, а так же через специальные семинары.