Статья на тему Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже


Применение технологий эвристического обучения
для повышения эффективности самостоятельных работ
в колледже
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. Не только развивать, но и учиться развиваться - вот смысл новых требований.
В последнее время многие преподаватели отмечают снижение внутренней мотивации студентов, преобладание формальных ценностей обучения (получение отметки, сдача экзамена и т.п.). Кроме того на уроках отмечаются следующие проблемы: неспособность самостоятельно выявить проблему и найти ее решение, недостаточный уровень навыка обобщения знаний для решения нетипичных задач, работа только в рамках шаблона.
Самостоятельная работа планируется преподавателями, в основном, в традиционных видах: конспектирование, чтение и анализ первоисточников, написание реферато и т.п. Преподавателями очень мало планируются самостоятельные работы поискового и творческого характера, чаще всего используются однотипные задания.
Для повышения эффективности самостоятельных работ и развития творческих способностей студентов необходимо применять эвристические задания в учебном процессе, в т.ч. применять эвристические задания к самостоятельным работам.
Эвристическое обучение известно нам уже со времен Сократа. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал их последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь.
Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание студентом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Эвристические задания, направленные на развитие эвристических качеств личности студентов играют ключевую роль в организации эвристического обучения. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить студентом возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Первичным в учебном процессе выступает познание студентом реальной действительности; после получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение достижений человечества в этой действительности. Деятельность, ведущая к созданию студентами образовательных продуктов, обнаруживает и развивает их индивидуальные способности.
Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий – открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал студента, обеспечение развития его творческих (эвристических) способностей. Следующий признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся студента и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. В задании предлагается рассмотреть общий для всех объект (предмет), используя индивидуальные (личностные) особенности студента.
Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть "правильные" ответы, с которыми сравнивается полученный студентом результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же студентом результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Открытые задания позволяют студентам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах студентов выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории, изучающих одни и те же учебные темы.
В процессе выполнения таких самостоятельных работ студенты учатся применять полученные знания для решения практических задач, что является платформой для реализации межпредметных связей. В то же время организация на уроке (вне урока) самостоятельной работы творческого характера должна соответствовать основным целям и задачам обучения.
Различные типы эвристических заданий помогает составить комплект заданий, охватывающий разные качества студентов и позволяющих проявить себя в разных видах творческой деятельности.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Самостоятельная работа активизирующая форма обучения. Если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения.
В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, студент определяет сам пути решения задачи и находит его.
Применяя те или иные методы, преподаватель должен предполагать, что студент может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это "добытое" знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать.
Меняется роль преподавателя, из носителя знаний и информации он превращается в организатора творчества, консультанта, координатора и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Включение эвристических заданий в учебный процесс дает возможность преподавателю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить творческое мышление студентов. Все это требует от преподавателя постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, так как эвристическое обучение развивает не только студентов, но и преподавателя.
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. Не только развивать, но и учиться развиваться - вот смысл новых требований.
Наряду со знаниями предмета ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. Рефлексивные  умения занимают здесь особое место. В процессе обучения важно научится получать не готовые знания, а самому стараться находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные методы, приёмы по  формированию  таких умений.
Обучающийся нуждается в  рефлексивных  умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность наших действий во многом связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия позволяет приучить обучающегося к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Всё сказанное выше замечательные явления в педагогике (и эвристические технологии и рефлексивные умения). Но если Педагог, учитель, преподаватель не «впитал в себя целое море Света», он не сможет совершенствовать свои знания и опыт, он не будет тратить много сил и времени на разработку новых заданий.
Давайте для того, «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний» «наполним образовательный мир жизнью и вытесним из него скуку и уныние»!
Ш.А.АмонашвилиЧтобы дарить Ребёнку искорку знаний,
Учителю надо впитать море Света
,
Учителю надо впитать в себя целое море Света.
Так сказал Василий Александрович Сухомлинский.
Здесь мы позволили себе внести одно изменение: вместо слова «дать» записали слово «дарить». Кроме того, слова «учитель», «свет», «ребёнок» написали с большой буквы, желая придать им особую значимость. Сделали это с верой, что великий педагог поймёт нас.
Пусть мудрость Василия Александровича станет законом для нашей педагогической жизни. Итак, надо впитать море Света! Но Свет мы не купим на базаре. Его надо впитывать и умножать в себе неутомимым трудом души.
Впитывать море Света значит:
– Стремиться расширить своё сознание от Мира Земного до Мира Небесного – в этом поможет нам понимание Духовности.
– Постоянно совершенствовать свои знания и опыт – в этом поможет нам Творчество.
– Прильнуть к горным источникам педагогических знаний – в этом помогут нам Классики мировой педагогики.
– Взращивать в себе благородство и великодушие – в этом поможет наша Свободная Воля.
– Творить благо во всех сферах жизни – в этом поможет нам Сердце.
– Закалять себя в самоотверженной преданности – в этом поможет нам Совесть.
– Радоваться Жизни – в этом поможет нам осознание нашего Предназначения.
В нас есть силы, чтобы наполниться Светом и созидать в себе Светлого Человека, светиться для учеников наших, для окружающих, для всего мира, для Вселенной.
Свет есть источник жизни.
Стремление к Свету поможет нам наполнить образовательный мир жизнью и вытеснить из него скуку и уныние.
Сатья Саи Баба говорит:
– Существует три типа учителей:
– те, которые объясняют,
– те, которые жалуются,
– те, которые вдохновляют.
Пусть каждый из нас определит для себя, к какому типу учителей он себя причисляет.
Каждая ступенька Скале – Школы развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисципл Антропологическая лестница образовательных целей:
от законничества через благодатность ко спасению
 
А.А. Остапенко, А.В. Шувалов
 
Норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно для конкретного человека при соответствующих условиях.
В.И. Слободчиковину духа, окрыляет мысль и творчество.