Конспект по развитию выразительности связного высказывания


Конспект
по развитию выразительности связного высказывания
на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»
Цели:
Обучающие:
• формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
• распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих во-просов воспитателя и самостоятельно;
• формирование эмоциональной лексики;
• отработка дикции;
Развивающие:
• развитие речевой интонационной выразительности;
• обогащение речи выразительными средствами русского языка;
• развитие мимики, жеста, пантомимы;
•обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказ-ки.
Воспитательные:
• воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.
Оборудование:
• картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; «Здравствуй, осень золотая!»; мультфильм «Под грибом».
Предварительная работа: чтение и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.
Дети:
Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.
Логоритмическое упражнение под музыку «Грибы» (Т. Попатенко, М. Пляц-ковский «Грибы»).
Воспитатель: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.
Дети:
Мы идем дорожками
Узкими тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками
Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.
Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вылез под осиною.
Золотым осенним днем
Мы грибы в лесу берем.
С полными лукошками,
С полными корзинами.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.
Золотым осенним днем
Мы грибы домой несем.
Пальчиковая гимнастика «Много мы грибов набрали».
Дети:
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
1 – лисичка,
2 – свинушка,
3 – опята,
4 – чернушка,
5 – пузатый боровик,
6 - малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.
Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
Вы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.
Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.
(Дети одевают шапочки-маски.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)
Маленький мальчишка
В сером ярмячишкеПо дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)
Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)
Просмотр мультфильма «Под грибом» и беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, ба-бочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?
Дети: «Под грибом».
Воспитатель: Кто автор этой сказки?
Дети: В. Сутеев.
Воспитатель: Кто главные действующие лица сказки?
Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка
Воспитатель: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравь-ем?
Дети: Муравей попал под сильный дождь.
Воспитатель: Кто попросился к муравью под грибок?
Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц
Воспитатель: Что произошло с зайцем?
Дети: За зайцем гналась лиса.
Воспитатель: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?
Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно бы-ло, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.
Воспитатель: Что помогло героем сказки?
Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.
Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказ-ки».
Воспитатель: Ребята, назовите наших героев ласково.
Дети:
Муравей – муравьишко.
Воробей – воробьишко.
Мышь – мышка.
Заяц – зайчик, зайчишка.
Лиса – лисичка, лисонька.
Воспитатель: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.
Дети:
Сильный – слабый.
Маленький – большой.
Мокрый – сухой.
Спрятаться – выглянуть.
Потесниться – расступиться.
Намокли – высохли.
Отдохнуть – устать.
Прибежать – убежать.
Ускакать – прискакать.
Тесно – свободно.
Поближе – подальше.
Огромный гриб – большой гриб.
Крохотный гриб – маленький гриб.
Глядеть - смотреть.
Идти - шагать.
Спешить - торопиться.
Искать - собирать.
Выдергивать - вырывать.
Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!» (Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)
Дети:
Муравей первый спрятался под грибом.
Второй спряталась под грибом бабочка.
Третьей спряталась под грибом мышка.
Четвертым спрятался под грибом воробей.
Пятым спрятался под грибом заяц.
Шестой пришла лиса.
Лягушонок был седьмым.
Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи».
Воспитатель: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.
Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).
Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).
Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).
Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).
Заяц: - Спрячьте, - кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!
Лиса: - Зайца не видали?
Лягушка: - Эх, вы! А гриб то… (вырос)!
Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь».
Воспитатель: Однажды в лесу начался дождь.
Дети:
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап-
Кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!
Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».
Воспитатель: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…
Знакомство детей с пословицами.
Воспитатель: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?
Дети:
- В тесноте, да не в обиде.
- Милости прошу к нашему шалашу.
- Вместе жить – все делить.
Воспитатель: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?
Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».
Воспитатель: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии?