Инновационный проект: «Использование компьютерных технологий в целях эффективности и динамичности коррекционно – образовательного процесса»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида «Звездочка» г. Зернограда
Инновационный проект:
«Использование
компьютерных технологий в целях эффективности и динамичности
коррекционно – образовательного процесса»


Автор разработки: учителя – логопеда высшей категории
Багайсковой Марины Александровны
г. Зерноград
Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуальны именно в дошкольном возрасте.
Информационно - коммуникативные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения, все чаще применяемые в специальной педагогике. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникации.В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения и коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки новых путей, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).
Использование компьютерных технологий в коррекционно -развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя – логопеда и создать условия для:
- повышения мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль);
- возможности самореализации;
- дифференциации и индивидуализации (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития);
- развивающего характера (работа на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных возможностей, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям);
- возможности оперативного изменения содержания структуры занятия в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка;
- сокращения сроков реабилитации;
- уменьшения количества дидактического оснащения (значительно исключается необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).
Применение специализированных компьютерных технологий как средство повышения эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
Цели:
- оптимизация коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей;- создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности в логопедических занятиях.
Обоснование:
Повышение эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи у дошкольников на основе применения специализированной компьютерной технологии может быть обеспечено следующими способами: - системным и деятельностным подходам к разработке исследуемой проблемы; - полисенсорным воздействием, способствующим активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия; - осуществлением интерактивного обучения, при котором решение поставленных задач является результатом использования компьютера при реализации обратной связи в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка; - созданием психолого-педагогических условий развития положительной мотивации к проведению логопедических занятий.
Задачи инновационного:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;
- изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи;
- разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми владеешь.
Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природе и социальной действительности.
Компьютер — это будущее. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными коррекционными и развивающими играми . Пока не во всех семьях, и не в каждом детском саду есть компьютеры, но видна тенденция компьютеризации образовательного процесса.
Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению. В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?
Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.
В своей работе я использую компьютерные технологии: "Игры для Тигры" (автор Лизунова Л.Р.) Электронную версию альбома-пособия «Произношение. Мир звуков» (авторы Чиркина, Российская). Компания «Ксан-Презентации», обучающую программу «Учимся говорить правильно» Работа с данными технологиями проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.
Компьютерные логопедические программы предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Они позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Данные технологии в своей работе я использую как часть индивидуального или фронтального занятия.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз ( во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.)
   - включение в занятие учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Логопедическая коррекционная технология "Игры для Тигры" помогает мне мотивировать ребёнка к трудной для него работе, делает занятие привлекательным, обеспечивает необходимый психологический и эмоциональный настрой, а также значительно сократила время формирования произносительных навыков, поспособствовала развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно - опосредованной логопедической технологии позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: "Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика", "Лексика". использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
- звукопроизношение;
- просодические компоненты устной речи;- фонематический слух и восприятие;
- лексические и грамматические средства языка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика пальцев рук;
- слуховое и зрительное восприятие;
- внимание, память;
- словесно – логическое мышление.
Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию и развитие просодических характеристик речи:
- длительность речевого выдоха;
- силу речевого выдоха;
- громкость голоса;
- тембр голоса;
- интонационную выразительность;
- четкость и разборчивость речи.
Упражнения блока «Звукопроизношения» позволяют развивать как эффективное (развитие моторных свойств органов артикуляции), так и афферентное двигательное звено речевой системы.
Упражнения блока «Фонетика» направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов.
Упражнения блока «Лексика» направлены на преодоление нарушений языкового развития детей и раскрывают наиболее значимые моменты коррекционной работы: расширение объема пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, введение слова в систему лексических связей, формирование грамматического значения слова, развитие коммуникативных навыков. Электронную версию альбома-пособия «Произношение. Мир звуков» (авторы Чиркина, Российская).

Задачи коррекционно – логопедической работы:
формирование фонетической стороны речи;
автоматизация произносительных навыков;
дифференциация ранее изученных звуков;
практическое усвоение звукового строя языка;
обогащение словаря.
Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма).

Применение компьютерных технологий в своей работе разделяю на следующие этапы:
1 этап - Организационный.
Возможности информационных компьютерных технологий могут быть использованы:
- при обучении каждого ребенка по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
- при фронтальной, либо подгрупповой формах работы;- при построении содержания индивидуальных курсов коррекции речевых нарушений для детей, имеющих осложненную патологию речи;
- для создания индивидуальных тестовых занятий для дошкольников, имеющих сложности в усвоении материала;
- для создания интерактивных домашних заданий с привлечением родителей к использованию информационных компьютерных технологий при наличии соответствующих условий.
2 этап - мотивационный.
Цель: формирование мотивационной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационных компьютерных технологий. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа.
3 этап - содержательно-формирующий.
Цель: коррекция и развитие устной речи детей.
Здесь работа связана с коррекцией нарушений, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. Все эти задачи могут быть решены при использовании разнообразных компьютерных развивающих программ, при условии сформированного у ребенка на предыдущем этапе осознанного интереса к логопедическим занятиям.
4 этап - саморазвивающий.
Цель: развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи у детей с речевыми нарушениями, закрепления полученных навыков контроля за речью в процессе новой деятельности. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом.
5 этап - контрольно - диагностический.
Основным средством диагностики и оценки динамики результатов коррекционной работы с детьми в компьютерных технологиях являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Использование компьютерных технологий позволило достичь следующих результатов:

ДИАГРАММА
Сформированности языковых и речевых средств, %


Из диаграммы видно, что улучшение показателей в экспериментальной группе стали возможными благодаря повышению эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи у дошкольников в результате применения компьютерной технологии. Это обеспечивалось системным, деятельностным подходом; полисенсорным воздействием, способствующим активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия; осуществлением интерактивного обучения, при котором решение поставленных задач является результатом совместной деятельности ребенка и компьютера при реализации обратной связи в соответствии с возрастными и психологическими особенностями, созданием психолого-педагогических условий развития положительной мотивации к проведению логопедических занятий. Применение компьютерных программ в качестве дополнительных средств обучения полностью оправдывает себя.
ВЫВОД
Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования и коррекции нарушений речевого развития детей позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.
Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей составляет ядро методической технологии по применению компьютерных программ.
Результаты инновационного проекта свидетельствуют о том, что применение компьютерных технологий, специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи и в целом содействуют гармонизации развития личности дошкольника и, впоследствии, успешной адаптации в школе.