Использование компьютерных игр на логопедических занятиях.

Использование компьютерной игры «Баба-Яга учится читать»



Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот возрастной период (6-7 лет) является сенситивным (благоприятным) для обучения чтению. До этого каждый ребёнок владел только устной речью. А к 6-7 годам дети в норме готовы для освоения такого сложного психофизиологического процесса как чтение.
«Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Но нельзя забывать: устная речь, звукопроизношение, пространственная ориентировка, фонематическое восприятие должны быть достаточно развиты к моменту начала обучения чтению.
Игра ориентирована на решение не всех аспектов, необходимых для успешного овладения навыком чтения. Но во многом она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению.
Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением.

Приведённая ниже таблица отражает суть всех десяти заданий, из которых состоит обучающая игра «Баба-Яга учится читать».

Название игры
Примерная инструкция Что отрабатывается

«Гуси»
Расположи буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово Синтез

«Ворон»
Щёлкай по буквам, что в обратную сторону написаны Профилактика
оптических нарушений
«Липа»
Щелкни по двум жукам с одинаковыми буквами Память

«Болото»
Помоги Мишутке из двух слов выбрать правильное Внимание, чувство рифмы

«Белка» Замени букву, чтобы получилось нужное слово Анализ

«Река»
Собери слово из слогов Синтез

«Окошко» Собери букву из частей Зрительный гнозис

«Муравей»
Укажи букву, с которой начинается название предмета на рисунке Анализ

«Заяц»
Поставь слова в правильном порядке Память, чувство рифмы

«Ёжик»
Если в слове убрать лишние буквы, то получится другое слово Анализ


Предложенные игровые задания разного уровня сложности. Порядок игр следует задавать логопеду, чтобы придерживаться принципу «от простого к сложному». Важно, что на каждой игре можно останавливаться неограниченное число раз. Всё зависит от того, на что специалист намерен акцентировать своё внимание в процессе работы.

Игра «Баба-Яга учится читать» одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, так как есть замечательный «Букварик», где можно прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении слогов.
Работа с данной программой эффективна как на индивидуальных занятиях (за компьютером находится ребёнок), так и на групповых (за компьютером – логопед). Специфика групповых занятий – активизация психических процессов, так как каждому хочется первому и правильно ответить.
Вся игра – один захватывающий мультфильм из десяти серий. Ребёнок живёт в волшебном мире, обучаясь сложному психофизиологическому процессу – чтению.

После успешного прохождения всех десяти туров, последовательность которых задаёт логопед, игроков ждёт награда, что немаловажно для создания положительной мотивации.

Но любая даже самая совершенная компьютерная программа не может дать столько, что способен дать высококвалифицированный специалист. Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.



Компьютерная технология «Игры для Тигры»

предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
  звукопроизношение,   просодические компоненты устной речи,   фонематический слух и восприятие,   лексические и грамматические средства языка,   коммуникативные навыки,   артикуляционная моторика,   обратные речевые кинестезии,   мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),   слуховое и зрительное восприятие,   внимание,   вербальная и зрительная память,   воля и мотивация,   словесно-логическое мышление.
В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.
Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.
Практический опыт работы с детьми показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт ребёнка позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» стало привлечение компьютерного героя-помощника Тигренка. При работе с компьютерной программой «Игры для Тигры» ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой. Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы – Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики

15