Урок русского языка «Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова»


ТЕМА: «Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова»
ЦЕЛИ:
1) Закрепить знания и умения учащихся различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова.
2) Добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.
3) Развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень, составлять предложения по картинке.
4) Воспитывать внимательность, любознательность, усидчивость.

- Подравнялись. Садитесь ребята.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся путешествовать в осенний лес, но наше путешествие будет необычным. Нам предстоит повторить ваши знания о формах слова и родственных, однокоренных словах.
- Вы готовы к путешествию?
- Посмотрите на нашу маршрутную карту.
(учительль открывает на доске плакат с изображением леса)




( звучит музыка)
- Что радует нас в лесу? (чистый воздух, пение птиц, и т.д.)
- Что вы чувствуете? (радость, свежесть воздуха, и т.д.)
- А что может нас огорчать в лесу? (мусор, сломанные ветки, и т.д.)
- Наши герои Маша и Миша будут путешествовать вместе с нами.
ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.
(учитель передвигает Машу и Мишу к домику лесника)
-А кто такой лесник?
- Давайте убедимся и посмотрим в словаре.
- Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова?
- ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень. (лес, лесника, лесная, лесок)
(1 ученик на доске)
- А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова? (домик)
- Выпишите их рядом во 2 столбик. ( к домику, за домиком)
Подчеркни их на доске.
( 2 ученик на доске)
ДАЛЬШЕ МАША И МИША ПОПАЛИ В ЛЕС. НО НАШИ ДРУЗЬЯ НЕ ЗНАЮТ В КАКОЙ ОНИ ПОПАЛИ ЛЕС. ДАВАЙТЕ ИМ ПОМОЖЕМ.
(учитель передвигает Машу и Мишу к ельнику)
- Ребята, прочитайте слова:
Ельник,
Березняк, ( 1 ученик на доске)
Осинник,
- В какой лес попали наши герои? (ельник) А почему его так называют? Какие деревья в нем растут?
- К каждому слову придумайте по 1 однокоренному слову-признаку и слову-предмету.
- Ребята, какое словарное слово вам встретилось? (б.реза ).
- Какую букву будем писать в этом слове?( учитель прикрепляет карточку с этим словом на доску)
ТЕКСТ: Маша и Миша нашли под елью большой муравейник. Сначала ребята думали, что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни одного муравья не было видно. С наступлением холодов они спрятались в свой домик.
( учитель передвигает Машу и Мишу к муравейнику)
- Из данного текста выпишите однокоренные, родственные слова самостоятельно.
- Проверим. ( Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга карадашом).
- Почему ты эти слова считаешь однокоренными? (у них общая часть,
они близки по смыслу).
Физминутка.
- Встанем, отдохнем,
Миша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел,
Раз грибок, два грибок,
Положил их в кузовок.
- Ребята, а все подряд грибы можно собирать в лесу? (только съедобные)
- Почему?
ТЕКСТ: Маша и Миша услышали какой-то странный звук. Чтобы узнать что это за звук они тихо пошли дальше по тропинке и услышали журчание ручья, плеск воды. (звучит музыка)
(учитель передвигает Машу и Мишу к ручью)
- Откройте тетради на печатной основе упр. 40.
- Прочитай задание к упр.
- Ребята, какой корень у этих слов? (-вод-)
- А почему мы расселяем слова в разные домики? (смысл разный, значение разное у слов).
( перетаскивают слова на интерактивной доске по домикам)

ТЕКСТ: Маша и Миша пошли по тропинке дальше и оказались на чудесной поляне. (учитель передвигает Машу и Мишу к поляне)
- Ребята, что вы видите на лесной полянке?
- Давайте составим красивые предложения о лесной поляне, чтобы получилось описание этой полянки. ( заслушиваются учащиеся)
Подведение итогов урока.
-Что вы знаете о корне слова? ( пишется одинаково)
- Какие слова называются родственными? Однокоренными?
- Почему их так назвали?
- А что такое форма слова? (это изменение окончания у одного и того же слова)


- Молодцы, ребята. Вы помогли нашим героям Маше и Мише прогуляться по осеннему лесу.
-Вы справились со всеми заданиями, хорошо работали на уроке , , , ( уч-ль называет фамилии уч-ся)

- Ребята, мы с вами сегодня замечательно прогулялись по осеннему лесу, по свежему воздуху, набрались сил, укрепили свое здоровье.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ.
УРОК ОКОНЧЕН.
15