Технологическая карта урока по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова.
Учитель: Высочина Наталья Андреевна
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Слово и формы этого слова. Родственные слова».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: проблемное обучение
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Цель: Создать условие для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.
Планируемый результат:
Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи; взаимодействие в группе, в паре.
Ресурсы:
Экран, проектор, ноутбук, презентация «Слово и формы этого слова. Родственные слова».
Карточки для детей (для групповой работы и индивидуальной)
рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД, технологии
1.Мотивирование
(самоопределение)
к учебной деятель-ности.
Организует класс на работу:
Приветствие
Психологический настрой
Создание доброжела-тельной рабочейатмо-сферы в классе
- Пожелаем друг другу удачи, улыбнёмся.
Пусть девизом нашего урока будут слова: «Терпение и труд всё перетрут»
Проверяют готовность рабочего места, при-ветствуют учителя, на-страиваются на работу.
- Желают друг другу удачи.
Объясняют значение девиза к уроку.
Личностные УУД:
внутренняя позиция на основе положи-тельного отношения к школе.
Регулятивные УУД:
стабилизация эмоци-онального состояния для решения заданий
2.Актуализация знаний и поста-новка учебной проблемы.
Мише приснился страшный сон: - Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ Кошмар! Что же мне делать?!
Вдруг в сон Миши проникла волшебница АнишитЙоко-повна: - Я помогу тебе избавиться от кошмаров, если ты, Миша, примешь мои условия.
Вот мои условия. Ты должен быстро читать, много думать, красиво писать, чётко отвечать на вопросы.
- Как вы думаете, ребята, примет ли Миша условия волшебницы?
Самое верное лекарство от ночных кошмаров – это упражнения и тренировка. Начнём тренировку, а ребята нам помогут.
Работа с картинкой.
- Прочитайте слова.
- Какой темой объединены эти слова?
- Как думаете, какова тема урока? Какие у вас будут гипотезы? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
Стр.89 учебника, часть 1
- Давайте прочитаем тему урока в учебнике.
- Нам знакомы термины «форма слова», «родствен-ные слова».
- Правильно ли сделали предположение о теме урока?
- Давайте поставим перед собой цель урока.
- Как вы думаете, на какую ступеньку «Лестницы успеха» мы можем поставить себя в начале нашего пути? Почему?
Лесенка успеха
- Начнём!
Предположения детей.
- Рыбка, рыбёшка, рыба, рыбища.
Предположения детей.
- Слово и формы этого слова. Родственные сло-ва.
- Формы слов – изменение слов.
Родственные слова – это слова, имеющие общую основную часть.
- Научиться различать формы слова и род-ственные слова.
Дети высказываются и ставят табличку со своим именем на ступеньку лестницы.
Личностные УУД:
мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Поиск и выделение необходимойинфор-мации, способность формулировать учеб-ную задачу.
Предметные УУД:
использование зна-ний для форму-лирования цели.
Технология оцени-вания образователь-ных достижений
3.Проблемное объяснение ново-го материала.
- С чего же начать «открытие нового знания»? Предлагаю посмотреть на экран.
- Перед вами слова. Прочитай.
- Что скажете? Какое задание я хочу вам дать?
- Записать в тетрадь слова в столбик.
- Миша думает, что ИЗБа и ИЗБУШКа - это формы одного слова.
- Согласитесь ли вы с Мишей? - - Выскажите свою точку зрения и попробуйте доказать Мише, что он не прав.
- Какие это слова?
- Какие слова называются родственными? Давайте по-пробуем сделать вывод. Родственные слова – это слова
- Давайте проверим свои предположения по учебнику стр.91.
Прочитать правило.
- Кто был самым точным в своих гипотезах?
- Избушка, дом, изба, избёнка.
Предположения детей.
- Лишнее слово дом.
- Слова дом и изба разные.
- У слов изба, избушка, избёнка есть общая часть.
Изба
Избушка
Избёнка
- Миша ошибается. Если выделить у этих слов окончания и основы, то можем увидеть, основы слов разные, значит это разные слова.
- Родственные слова.
Дети высказывают свои гипотезы, что такое родственные слова.
Прочитать правило.
- Самым близким в своих рассуждениях был
Технология про-блемного обучения
Регулятивные УУД:
строить речевые высказывания в устной форме.
Познавател-е УУД:
проводить анализ учебного материала, проводить сравнение.
Коммуник-е УУД:
слушать и понимать речь других
4.Первичная про-верка понимания.
- Как вы, ребята, думаете, кто может обитать в этих домах?
- Кто же здесь всё-таки живёт?
- Из какой сказки эти медведи?
- Назовите обитателей избушки по имени отчеству.
На слайде слова: медведи, медведь, медведица, медвежонок.
- Слова «медведи, медведь, медведица, медвежонок» - это формы одного слова или родственные слова?
– Миша, поразмыслив, решил: Медведи – медведь, медведица, медвежонок – это одна семья, значит и слова из одной семьи, они родственные, у них общая значимая часть – медведь. Согласны ли вы с Мишей?
-По какому алгоритму будем работать со словами? Попытайтесь потвердить или опровергнуть слова Миши.
- Запишите слова, выделив в них окончания и основы. Подтвердите или опро-вергните слова Миши?
- Все ли справились с работой? Кому было трудно, почему?
Дети фантазируют.
- Изба – красна – девица
- Избёнка – гном
- Избушка – заяц, медведь
Дети смотрят отрывок из мультфильма «Три медведя»
- Русская народная сказка «Три медведя»
- Медведь – Михайло Потапович, медведица – Настасья Петровна, медвежонок – Мишут-ка.
Записать в тетрадь эти слова.
Предположения детей.
Ответы детей.
- Выделим у слов окончания, затем основы, сравним, сделаем вывод. Если основы одинаковые и разные окончания – это разные формы одного слова. Если основы разные – это род-ственные слова.
Самостоятельнаяра-бота детей.
Взаимопроверка.
Сличение с образцом.
Вывод: медведи и медведь – разные формы одного слова.
Медведь, медведица, медвежонок – родственные слова, разные основы, общая часть.
Познавател-е УУД:
развитие умения извлекать инфор-мацию из иллюст-раций, текстов,
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуник-е УУД:
развитие умения слушать и понимать других,
уменее работать в паре.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Предметные УУД:
осознавать необхо-димость получения новых знаний.
Физминутка
5.Первичное за-крепление.
– Миша, спросила брата Маша, – «стол» и «стул» – это разные слова? Миша задумался, а вы, ребята, как считаете?
– Со столом всё понятно, а вот как быть со стульями (сколько их было в сказке?)
Миша просит - Помогите мне, пожалуйста, разобраться, где разные родственные слова, а где их формы. С чего начать, я и не знаю! С каких слов на-чать?
- Найдём начальную форму слов. Как?
- «Стул», «Стульчик» – это разные родственные слова, потому что имеют разные основы.
– У каждого из вас на парте контур стула и стульчика. Поработайте в паре Договоритесь кто с каким словом будет работать «сколотите» из слов – дощечек – «Стул» и «Стульчик», подобрав к слову в начальной форме другие формы этого слова. Выделите в словах окончание, основу, проговорите про себя вывод. Обсудите выполнение с соседом. На всю работу вам даётся 2 минуты.
– Проверим, что у вас получилось. Оцените себя в группах. По каким критериям можно себя оценить?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты выполнял свою работу сам или с помощью соседа?
- Кто какие затруднения испытывал при выполнении задания?
- Какие умения форми-ровались при выполнении этого задания?
- Это разные слова, так как обозначают совер-шенно разные пре-дметы и у них разная основа.
-Слова – названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы Кто? Что? и стоят в форме единственного числа.
- Вывод.
Формы одного слова имеют одинаковую основу и разные окончания.
Познавател-е УУД:
развитие умения извлекать инфор-мацию из иллюст-раций, текстов,
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуник-е УУД:
развитие умения слушать и понимать других,
уменее работать в паре.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Предметные УУД:
осознавать необхо-димость получения новых знаний.
Технология оцени-ванияобразова-тельных дости-жений
6.Применение но-вых знаний: дидактическая игра «Кто самый наблюдательный?»
– В избушке медведей Маша увидела много разных вещей. Чтобы помочь своему младшему брату разо-браться в трудностях русского языка, Маша предложила игру «Кто самый наблюдательный?»
- Посмотреть отрывок из мультфильма «Три медведя»,
назвать родственные слова.
Смотрят отрывок (Маша обедает у медведей, приход медведей)
Называют родственные слова: ложка – ложечка,
кровать – кроватка
- Что такое род-ственные слова?
Вывод.
Игровая технология
Познавател-е УУД:
развитие умения извлекать инфор-мацию из иллюст-раций, текстов,
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуник-е УУД:
планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстниками,
строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
7.Включение в систему знаний и повторений.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
– Почему в речи используют не только формы слов, но и разные родственные слова?
- Миша, ты понял, как отличить формы слова от родственных слов? – спросила Маша.
– Я-то понял! А вы, ребята?
- Дополнить моё высказывание:
Формы слова отличаются ____________________ (окончанием), а вот ________________ (основа) у них всегда одинаковая. Родственные слова имеют общую значимую часть ___________ (корень), а вот основа у них всегда ___________(разная).
- Миша, ты выполнил все мои условия, пришла пора просыпаться. – проговорила АнишитЙокоповна.
- Чтобы наша речь была красивой, разнообраз-ной
Каждый ребёнок состав-ляет правило.
Зачитывают получен-ные ответы.
Сверяют с образцом.
Предметные УУД:
умение применять правила.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу,
умение осуществлять контроль по резуль-тату,оценивать правильность своих действий на уроке.
8.Домашнее зада-ние.
Необходимый уровень:
Учебник: стр. 91 правило, стр. 92 №63
Повышенный уровень:
Учебник: стр. 91 правило, стр. 92 №63, составить и записать 10 родственных слов к слову - цветок.
Записывают домашнее задание в дневник.
9.Рефлексия учеб-ной деятельности. Итог урока.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось ли нам решить поставленную в начале урока задачу?
- Каким способом?
- У кого какие получились результаты?
- Где можно применять новые знания?
- Давайте вернёмся к нашей «лесенке успеха», кому-нибудь удалось сегодня подняться на ступеньку выше? Кто стал разбираться лучше в этой теме? (если нужно ребёнок поднимает табличку с именем выше на ступеньку, а кто-то может наоборот спустит себя вниз)
- Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают выводы о достижении ими цели.
Личностные УУД:
самооценка на основе критериев успеш-ности учебной дея-тельности.
15