Урок математики на тему Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) 2 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Искателей»
Конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок – 2014»
Урок математики, 2 класс, «Школа России»
Тема: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию)»
Учитель начальных классов I категории
МБОУ «СОШ п.Искателей»
Бурчик Татьяна Васильевна
2014 год
Тема: Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся познакомятся с новым арифметическим действием «деление»; научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действие деление; решать задачи на деление по содержанию; анализировать, обобщать и делать выводы; отработают умения выполнять вычисления изученных видов в пределах 100.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: контролировать и оценивать свою деятельность и её результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач (выполнять задания с использованием материальных объектов).
Коммуникативные: работать в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Личностные результаты: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; анализировать свои действия и управлять ими.
Оборудование: электронная доска, мультимедийный проектор, ноутбук; словарь С.Ожегова; яблоки (5 красных и 5 зелёных), 6 апельсинов, орехи, кружки из цветной бумаги, халаты из бумаги, пуговицы.Организационный момент.
Актуализация знаний.
Устный счёт
Началась у нас работа
Устно мы считаем что-то
Сравниваем, размышляем
Без ошибок отвечаем.
СЛАЙД 1.
Реши задачи:
Прочитали мы за лето целых 43 газеты.
Но приятели хотят, чтоб их стало 60.
Почитать – то прочитали,
Но, никак не сосчитаем,
Сколько взять ещё газет,
Кто даст правильный ответ? (17 газет)
В пирог вонзилась пара вилок,
Два на четыре, сколько дырок? (8 дырок)
СЛАЙД 2.
Какое числовое выражение лишнее, почему?
3 + 3 + 3 + 3
4 + 4 + 3
2 + 2+ 2 + 2
СЛАЙД 3.
Найди пару.
6 + 6 + 6 + 6 1 х 7
3 +3 + 3 10 х 2
10 + 10 6 х 4
1 + 1 +1 + 1 + 1 + 1 + 1 3 х 3
Самоопределение к деятельности.
(Учитель вызывает к доске 5 учеников и говорит, что каждый из них должен получить 1красное яблоко и 1 зелёное яблоко.)
- Сколько яблок получит каждый? (2)
(Учитель просит одного ученика помочь ему в этом. Ученик раздаёт яблоки.)- Сколько всего яблок у ребят? (10)
- Как это записать? (2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 или 2 х 5 = 10)
СЛАЙД 4.
(Учитель вызывает другого ученика и просит раздать 6 апельсинов по 2 каждому ученику. Ученик раздаёт апельсины.)- Встаньте, пожалуйста, те, кто, получил апельсины.
- Посчитайте, сколько учеников получили апельсины. (3)
- Сколько было апельсинов? (6)
-. По сколько апельсинов раздавали? (По 2)
- Ребята, скажите, какие арифметические действия нам известны? (Сложение, вычитание, умножение.)
- А с помощью какого из изученных арифметических действий можно это записать?
(Учащиеся пробуют, но затрудняются.)
- Каким словом можно заменить слово «раздать»? (Разложить, разделить.)
- В словаре Сергея Ожегова написано: Делить – разделить на части, распределить.
- Как может называться это действие? (Ответы детей)
- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с.58, прочитайте тему урока.
СЛАЙД 5.
- Какие задачи поставим перед собой? (Научиться решать задачи на деление)
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с действием деления (практическая работа – работа в парах).
- Решите задачу.
Мама купила 10 яблок.
- Положите перед собой столько кругов, сколько яблок купила мама. Работайте дружно, в паре.
(Один ученик работает у доски.)
Всем членам семьи она раздала по 2 яблока. Надо узнать, сколько человек получили яблоки.
- По сколько яблок получит каждый член семьи? (По 2.)
- Возьмём 2 кружка, отодвинем в сторону. Их получил первый член семьи.
- Ещё 2 кружка – второй… и т.д.
- На сколько групп разделились кружки? (На 5)
- Значит, сколько человек получили яблоки? (5 человек)
- Такие задачи, в которых надо по одинаковому количеству предметов раздать, разложить, разделить и узнать, сколько раз, например, по 2 яблока содержится в 10, решают с помощью арифметического действия, которое называется делением.
- Решение данной задачи можно записать так: 10 : 2 = 5
СЛАЙД 6.
- Две точки – это знак деления. Читают данное равенство так: 10 разделить на 2, получится 5.
2. Работа по учебнику.
№1 с.58
- Прочитайте задачу.
- Назовите условие задачи.
(Учитель демонстрирует задачу при помощи орехов)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Встаньте те, кто получил орехи.
- Сколько детей получили орехи? (4)
- Сделаем рисунок к этой задаче.
- На что похож орех? (На круг) Обозначим орехи кругами. Сколько нужно нарисовать кругов? (12)
- Нарисуйте 12 кругов через клеточку.
(Учитель выполняет рисунок на доске)
- Сколько орехов получил каждый ребёнок? (3)
- Как показать это на рисунке? (Отделить чёрточками по 3 круга)
- Сколько раз в 12 содержится по 3? (4 раза)
- Каким действием решается задача? (Делением)
- Запишем решение задачи 12 : 3 = 4 (р.)
- Сколько детей получили орехи? (4)
- Запишем ответ.
(Учитель записывает решение задачи на доске, а учащиеся – в тетрадях: 12 : 3 = 4 (р.))
Физминутка.
Продолжение работы по теме.
1.Работа в группах.
- Ребята, мы с вами решали задачи про яблоки, апельсины, орехи. А что их объединяет? (Это продукты). А чем полезны эти продукты? (Содержится много витаминов)
- Яблоки необходимы для нормального пищеварения и роста. В апельсинах содержится много витамина С, который обладает имуноукрепляющим свойством. Грецкий орех - способствуют снятию усталости.
- Чтобы быть здоровыми, как можно меньше обращаться к докторам вы должны питаться правильными продуктами, в которых содержится много витаминов!!!
Кушать овощи и фрукты,Рыбу, молокопродукты —Вот полезная еда,Витаминами полна!
Ну, а если уж случилось:Разболеться получилось,Знай, к врачу тебе пора.Он поможет нам всегда!
- Сегодня нам поступил заказ: сшить халаты для докторов. Работа подходит к концу, осталось пришить пуговицы. Ваша задача, выяснить, на сколько халатов хватит пуговиц, которые у вас есть. На листочке записать решение. Работать будете в группах. Не забывайте правила работы в группе. Если команда готова, поднимите руки вверх.
У 1 группы 4 пуговицы – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 3 халата).
У 2 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 3 халата).
У 3 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 4 халата).
У 4 группы 8 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 5 халатов).
У 5 группы 9 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 4 халата).
У 6 группы 10 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 6 халатов).
(По завершению работы в группах, дети объясняют ход решения задачи)
Рефлексия.
(«Проверь себя» с.58)
- Выберите один пример и решите его.
- Кто решал первый пример? Второй? Третий?
СЛАЙД 7.
- Проверьте. Если у вас решён пример правильно, поставьте «+».
- Поднимите руки, кто получил «+»? Молодцы!
VIII. Подведение итогов урока.
- Всё закрыли, положили на край парты.
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Как называется действие, с которым мы сегодня познакомились?
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам их достичь?
- Где умение делить пригодится вам в жизни?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- О каком задании расскажите дома?
СЛАЙД 8.
- Спасибо всем за урок!
СЛАЙД 9.