ИКТ, как средство интеллектуального и творческого развития младших школьников.


ИКТ, как средство интеллектуального и творческого развития
младших школьников.
Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".  Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
1.     игровая деятельность;
2.     создание положительных эмоциональных ситуаций;
3.     работа в парах;
4.     проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Возможности ИКТ:· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;· создание текстовых работ;· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.Основными являются:· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: · усиление интенсивности урока;· повышение мотивации учащихся;· мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:1. Для обозначения темы урока.2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)4. Для контроля учащихся.  Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. Эти диски содержат не только иллюстрации, видеосюжеты, но тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. Богатый иллюстративный материал по географии, биологии, истории России, ОБЖ представляют диски, предназначенные для старшего школьного возраста. Естественно, что этот материал нуждается в адаптированных комментариях. Активно помогают в поиске информации и сами школьники.
Таким образом, накапливая опыт в проектировании и реализации уроков с использованием информационных технологий, я пришла к выводу, что необходима система методических материалов по проведению учебных занятий, которой могут воспользоваться и другие педагоги. Уроки, составленные в виде презентаций, созданных в программе «Power Point», для учителя являются опорой, на основе которой осуществляется объяснение нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. В результате я собрала небольшую коллекцию подобных уроков-презентаций.
Дидактическим средством, позволяющим эффективно организовывать учебный процесс, являются не только презентации, но и электронные учебные материалы, например, программа по информатике «Фантазия», содержащая интересные задания, которые можно использовать на разных уроках. Все задания я разбиваю по темам и по уровню сложности. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, углубляют свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности работают с компьютером индивидуально, не замедляя продвижение класса на уроке. Каждый ребенок работает в удобном ему темпе. При этом компьютер может выступать и в роли обучающего, и в роли контролирующего знания.
Электронные учебные пособия эффективны для использования на разных этапах урока – объяснение нового материала, фронтальный опрос, устный счет, словарная работа, закрепление ранее пройденного материала. Работа проводится индивидуальная и групповая (соревнования). Таким образом, происходит дифференциация и индивидуализация учебного процесса 21 век – эпоха информационного общества. Поэтому не только доска и мел должны оставаться основными инструментами учителя.
Применение современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной необходимо.
Компьютер как инструмент, помощник учителя в подготовке и проведении урока, позволяет расширить рамки учебника, сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся, повышающим качество образования.
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса, повышению его эффективности, развитию личности обучаемого, готовит ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.